![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и признаки социального института. Процесс институциализации. Типология социальных институтов
Для социологии социальные институты являются одним из важнейших объектов познания. Герберт Спенсер и Эмиль Дюркгейм рассматривали институты как "фабрику социального", при этом Спенсер был первым, кто уделил значительное внимание социальным институтам и институционализации общественной жизни.
Слово "институт" (лат. institutum) в переводе с латыни означает установление, устройство. Понятие "социальный институт" социология заимствовала у юридических наук, где оно означало совокупность юридических норм, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт собственности, институт наследования, институт брака). В социологии этот термин используется в более широком смысле, обозначая социально организованное и регулируемое поведение людей. Одним из первых, кто дал развернутое определение понятия "социальный институт" был известный американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857–1929). Он отмечал, что институты – это привычные способы реагирования на внешние стимулы, а развитие общества описывал как процесс естественного отбора социальных институтов. В современной социологической литературе имеется большое число определений социального института, в каждом из которых внимание акцентируется на каких-либо важных аспектах. Под социальным институтом мы будем понимать "устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов". Институциализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институциализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на поведение предсказуемое, которое ожидается, моделируется и регулируется. Процесс институциализации, т.е. образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов: Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; Формирование общих целей; Появление социальных норм и правил в ходе стихийного взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
Появление процедур, связанных нормами и правилами; Институциализация норм, правил и процедур, т.е. их принятие и практическое применение;
Установление системы санкций для поддержания норм и правил; Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института. Итак, финалом институционализации можно считать создание, в соответствии с нормами и правилами, четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Пять общих признаков социального института: 1. Установки и образцы поведения. В семье, например, это привязанность, лояльность, ответственность; в государстве – послушание, субординация, лояльность; в образовании – стремление к знаниям, посещение занятий. 2. Культурные символы. В семье, к примеру, это обручальное кольцо, в государстве – флаг, герб, гимн, в религии – крест, икона. 3. Утилитарные культурные черты. В частности, для семьи – это дом, мебель, для государства – общественные здания, для образования – классы, библиотеки. 4. Кодексы поведения – устные и письменные. Например, семейные правила, правила учащихся, церковные установления, нормативные акты. 5. Идеология. Например, романтическая любовь в семье, демократизм или национализм в государстве, православие или католицизм в религии. Типология социальных институтов: 1. В зависимости от потребности,которую удовлетворяет данный институт: · Институт семьи и брака · Политический институт, институт государства · Экономические институты · Институты образования · Институт религии 2. По характеру институты бывают · Формальные – деятельность основана на строго установленных предписаниях. Они осуществляют управленческие и контролирующие функции на основе строго установленных санкций. · Неформальные–в них отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и документах предписания, касающиеся функций, средств, методов деятельности (например, политические движения, объединения по интересам и т.д.). Здесь контроль идет на основе неформальных санкций (например, одобрение или осуждение).
Образование как социальный институт
Образование — это профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить следующие элементы: 1) сеть образовательных учреждений 2) социальные общности (педагоги и учащиеся); 3) учебный процесс. Образование выполняет в обществе важнейшие функции: 1) гуманистическую — выявление и развитие интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности 2) профессионально-экономическую — подготовка квалифицированных специалистов; 3) социально-политическую — приобретение определенного социального статуса; 4) культурную — усвоение индивидом культуры общества, развитие его творческих способностей; 5) адаптационную — подготовка личности к жизни и труду в обществе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.1 (0.009 с.) |