Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Радикальная концепция феминизма
Первая половина 80-х годов — период широкого распространения радикальной идеологии в западном феминистском движении. В определенном смысле радикальная идеология противоположна либерализму. Если либерализм в дилемме «сходство-различие полов» решает проблему через сходство, равенство, едва ли неодинаковость, то радикализм строит свою теорию и практику, исходя из различий между мужчинами и женщинами и делая на различиях акцент. Радикальные феминистки адаптировали марксистские и психоаналитические категории к анализу отношений полов. Центральной стала категория патриархата1, которая понималась как универсальная социальная структура, наделяющая мужчин преимуществами за счет женщин. Главными были вопросы власти, неравенства, угнетения женщин. Радикальный феминизм базируется на следующих утверждениях: 1) женщины обладают абсолютной позитивной ценностью сами по себе — это утверждение выдвигается в качестве противопоставления обесцениванию роли женщин; 2) женщин подавляет система патриархата [Ритцер Дж., 2002]. Подавление и насилие не всегда принимают форму откровенного физического воздействия. Они присутствуют как более сложные проявления эксплуатации и контроля: как стандарты моды и красоты; как жесткие идеалы целомудрия и женской жертвенности; как нормативный канон гетеросексуальности; как бесплатный тяжелый труд по дому и низкооплачиваемая работа вне дома; как сексуальные домогательства и др. Кроме того, радикальный феминизм напрямую связывает систему патриархата с физическим насилием: сексуальным оскорблением, изнасилованием, вынужденной проституцией, садизмом в порнографии, историческими и культурными обычаями сжигать ведьм, избиением женщин за супружескую неверность камнями до смерти, преследованием лесбиянок. Патриархат — универсальная социальная форма потому, что 1 Патриархат в самом общем виде определяется как господство мужчин над женщинами [Словарь гендерных терминов. 2002. С. 169]. С точки зрения радикального феминизма система патриархата понимается как структура соци- ального неравенства, которой уделяется наименьшее внимание, но которая тем не менее имеет наибольшее значение [Ритцер Дж., 2002. С. 383]. 60 Психология гендерных отношений: теория и практика
мужчины для установления контроля всегда могут задействовать свой основной ресурс власти — физическую силу, а также другие ресурсы — экономические, идеологические, законодательные и эмоциональные [Рит-цер Дж., 2002]. Мужчины воссоздают и поддерживают патриархатную систему не только потому, что располагают необходимыми для этого ресурсами, но и из-за своей заинтересованности в том, чтобы женщина была покорной и зависимой. Женщины служат удовлетворению сексуальных желаний мужчин. Их тело незаменимо для деторождения, а дети удовлетворяют, согласно психоаналитикам, невротические потребности мужчин. Женщины — полезная рабочая сила. Они оказываются иллюстрацией статуса и власти мужчин, они источник эмоциональной поддержки и просто фон, оттеняющий мужское чувство первостепенной социальной значимости. Чтобы преодолеть влияние патриархатной системы, прежде всего необходимо изменить сознание женщин, чтобы они поняли свою силу и значимость. Многие представительницы радикального феминизма были участницами «групп роста сознания». В этих группах молодые женщины обсуждали такие свои проблемы, как зависимость от партнера, оскорбленное чувство собственного достоинства, фрустрация в сфере сексуальности, психологический контакт в отношениях с мужчинами и т. п. Таким образом, осуществлялась коллективная проблематизация исполняемых женских ролей. Субъективный мир становился интерсубъективным, а значит, и публичным. Через вербализацию и разделенную неудовлетворенность образовывалась женская коллективная идентичность («сестринство»), которая должна была найти опору в социальной теории угнетения. Как уже подчеркивалось, радикальная феминистская концепция использовала идеи марксистской и психоаналитической теорий. В соответствии с марксистской теорией главным угнетателем людей является капиталистический способ производства. Тендерное неравенство, как и классовое неравенство, обусловлено институтами частной собственности. Экономическая зависимость женщины от мужчины, так же как и классовое неравенство, порождены капиталистической системой. Тендерное неравенство может исчезнуть только с исчезновением капитализма и классов. Семья функциональна для капитализма потому, что домашний женский труд является непосредственным добавлением к зарплате работников-мужчин, семья превращает женщин в дешевую И податливую рабочую силу для капитализма, а капиталист имеет возможность платить работникам-мужчинам более низкую зарплату за счет бесплатных услуг, предоставляемых им их женами. Марксистская теория является теорией иерархических отношений эксплуатации. Корни патриархата находятся в социальной жизни, а не в психологии, биологии или семейных отношениях.
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 61 Вторым, значимым с научной точки зрения теоретическим направлением для радикальной феминистской концепции, явился психоанализ. Влияние психоанализа на феминизм оказалось двунаправленным. С одной стороны, ряд основополагающих психоаналитических постулатов был подвергнут феминистками резкой критике, с другой стороны, многие идеи фрейдистов и неофрейдистов послужили основой для ряда теоретических феминистских разработок. Критикуя 3. Фрейда за его биологический детерминизм (широко известно его высказывание: «Анатомия — это судьба»), феминистки настаивали на том, что безвластное положение женщины в обществе вытекает не из ее биологии, а из социального конструирования ее «женской роли». Подверглась критике преувеличенная роль сексуальности в жизни женщины и оправдание мужской агрессивности как «органически присущей» мужскому типу сексуальности. Первой реакцией феминисток на распространение фрейдизма было признание его «глубоко реакционной, женоненавистнической теорией» [Тартаковская И.Н., 1997. С. 23]. Наряду с этим признавалась существенное влияние 3. Фрейда на культуру в целом, а также значимость открытия им ранее табуированных тем сексуальности. Именно фрейдистский анализ прохождения стадий сексуальности ребенком дает возможность объяснить формирование тендерной идентичности на бессознательном уровне. Мальчики и девочки имеют разный опыт сексуального развития, поэтому и формируются разные гендерные роли. Феминистская теория использовала психоанализ в поисках ответа на вопрос о глубинных причинах гендерного неравенства в обществе, пытаясь выявить те пласты бессознательного, эмоционального, сексуального, которые существуют у всех людей. Психоанализ понимался феминистками как метод и теория, направленные на исследование того, как мы развиваем и используем наши бессознательные фантазии и как мы конструируем и реконструируем наши прошлые ощущения в настоящем [Chodorow N.J., 1989; Жеребкина И., 2000]. Страх смерти рассматривается в психоаналитической теории как один их тех экзистенциальных вопросов, с которым сталкивается каждый человек. Теоретики феминизма утверждают, что женщины, как правило, значительно меньше мужчин подавлены страхом собственной смерти, поскольку они продолжительное время заняты воспитанием детей. Мужчины реагируют на перспективу прекращения жизни иначе: они испытывают ужас и предпринимают серию защитных мер, которые и приводят к господству над женщинами. Они стремятся создать что-то, способное надолго их пережить — предметы искусства и архитектуры, огромные состояния и оружие, науку и религию. Все это становится средством, с помощью которого мужчины обретают господство над женщинами (и друг над другом). Они также стремятся (завидуя репродуктивной способности женщин и страстно желая достичь бессмертия благодаря потомству) к
62 Психология гендерных отношений: теория и практика тому, чтобы контролировать даже репродуктивный процесс. Мужчины хотят обладать женщинами, распоряжаться их телами и благодаря нормам законности и отцовства стремятся контролировать детей [Рит-цер Дж., 2002]. Таким образом, использование положений психоаналитической теории позволили радикальным феминисткам сформулировать причины женского неравенства и подавления. Женщина подвергается угнетению со стороны мужчины, потому что основа эксплуатации заложена в способности женщин к деторождению. Рождение и воспитание ребенка ограничивает социальную мобильность женщины, поэтому она становится более зависимой от мужчины. Веер выходов, который предлагает радикальный феминизм, варьирует в диапазоне от создания андрогинной культуры (unisex) до замены мужской культуры на женскую [Темки-на А.А., 1997]. Организационная деятельность движения радикальной идеологии привела к созданию феминистской альтернативы в литературе, музыке, духовной сфере, медицине. Итак, радикальную феминистскую концепцию, так же как и либеральную, отличает несколько односторонний подход к решению проблемы неравенства женщин. Концентрация внимания исключительно на проблеме патриархата как основном источнике подавления женщин упрощает реалии социальной организации и социального неравенства, и как следствие упрощенно видятся и пути изменения ситуации в более позитивном направлении. Роль радикальной феминистской концепции в качестве теоретической предпосылки развития гендерного направления в психологии определяется, прежде всего, привлечением внимания психологов к специфическим проблемам, возникающим в процессе личностного развития женщин. Ключевые идеи радикальной феминистской теории способствовали возникновению в психологии в 70-е годы XX столетия нового направления, связанного с изучением женских проблем и женской психологии. Речь идет о сфере знания, названной «психология женщин». Женские психологические проблемы стали объектом исследования двух групп психологов [Фрейджер Р., Фейдимен Д., 2001. С. 294]. Представители первой группы сосредоточились на использовании психоаналитической концепции для изучения особенностей формирования женской психики и анализа личностного развития женщин. Совершенствуя и развивая идеи 3. Фрейда, Хелен Дойч, Карен Хорни, Мелани Кляйн существенно расширили представления об особенностях психологического становления и развития девочек и женщин, о сложностях и проблемах формирования женской идентичности. В работе Т. Булавиной, посвященной анализу вклада женщин-психологов в развитие женской психологии, подчеркивается, что именно им принадлежит та заслуга, что женщина впсихоаналитических исследованиях стала рассматриваться как субъект, равноценный мужчине [Булавина Т., 2000].
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 63 Вторая группа психологов-исследователей, в число которых входили Кэрролл Гилиган [1982]. Нэнси Ходоров [1989], Джин Миллер [1976] и другие, сосредоточили свое внимание на изучении жизненного опыта женщин, который раньше фактически игнорировался психологией1. Женский жизненный опыт, в определенных областях качественно отличающийся от мужского, накладывает особый отпечаток на всю психику женщины. Только женщины переживают менструацию, беременность, роды, вскармливание грудью. В дополнение к этому опыту, обусловленному биологическими причинами, существует и культурная уникальность женского опыта как последствия исполнения гендерных ролей. В своих работах представители данного психологического направления опирались на следующие теоретические положения: специфическая психология женщины имеет социальную обусловленность; женский психологический склад, психология женщины является более совершенной, чем у мужчин. В исследовании Кэрол Гиллиган подтверждается мысль об особенностях женской психологии, проявляющейся в сфере морально-этического развития личности. Специфика морального развития женщины заключается в большей ориентации на конкретную ситуацию, взаимоотношения людей и их последствия, то есть на ситуацию «здесь и теперь». Если для мужского менталитета в моральной сфере определяющими оказываются понятия справедливости, моральных законов и принципов, то для женского — понятия заботы, взаимопонимания, доверия [Gilligan С., 1982]. Психолог Нэнси Ходоров считает, что причина половой дифференциации кроется в особенностях процесса половой идентификации в детском возрасте. Она отмечает, что те психологические отличия, которые исследовал Фрейд в природе женщин (пассивность, дефицит сверх-Я, женский нарциссизм и др.), реально имеют место, но они результат того, что в нашей социальной системе именно женщины несут основную ответственность за заботу о ребенке в детстве. Мальчик, который в определенном возрасте начинает ощущать потребность отождествлять себя с отцом, должен главный упор делать на различении, отделении, отдифференцировании себя от матери. Отсюда — доминанта автономии и сепаратизма в мужской психологии и мировоззрении, склонность к гневу и насилию, нетерпимость к отличиям (что выражается в расизме, гомофобии, этноцентризме). Девочки же, напротив, сохраняют эмоциональную связь с матерью и отождествляются с ней, это способствует развитию у них эмоциональности, склонности к сочувствию и сопереживанию. Поэтому с ранних лет девочкам оказывается
1 Подробнее о работах указанных психологов и направлении «женская психология» см.: [Бранд Г., 1999]. [Клецина И.С. 2002б], [Фрейджер Р., Фей-димен Д., 2001. С. 294-310]. 64 Психология гендерных отношений: теория и практика свойственно меньшее стремление к сепаратизму, к выделению себя из внешнего мира, чем мальчикам [Chodorov N., 1989]. Заслугой психологов данного направления является представление более позитивного образа фемининности как отражения женской психологии; образа, который не просто является противоположностью мужского, а несет черты нового качества — «другого». Сторонники парадигмы уникальности женской психологии убеждены, что «другой голос» женщины имеет социально-культурное происхождение, но это «отклонение» от мужской нормы рассматривается с позитивной точки зрения. Полноценное звучание этого голоса в культурном пространстве может обеспечить позитивные изменения. Феминистское движение во второй половине 80-х годов начинает характеризоваться множественностью ветвей: цветной феминизм, постмодернистский, гуманистический, экзистенциальный, культурный и другие. Главным для осмысления новой теоретической платформы исследования проблем взаимоотношений полов в обществе явилось движение цветных феминисток. Для обоснования особенного женского опыта в рамках идеологии радикального феминизма предлагалось, прежде всего, два вида объяснения: психоаналитически ориентированный подход, который пытался осмыслить разнообразные контексты накопления опыта с точки зрения психологии развития, и марксистски ориентированный подход, который связывал опыт женщин с подавлением личности в капиталистических условиях производства и с одновременно происходящим разделением труда по признаку пола. Однако очень скоро стало ясно, что эти теории не смогли охватить в достаточной степени различия внутри женской части общества. Постулат универсального (общего) опыта подвергся критике, прежде всего, со стороны женщин — представительниц различных меньшинств в Америке. Для них очевидный на первый взгляд постулат об общем угнетении женщин именно по признаку пола не имел особой убедительности: важнее казались другие причины маргинализации, такие как этническая принадлежность, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возрастной или социальный статус. «Можно ли было поставить на один уровень опыт афро-американских представительниц высшего класса, жизненные условия мексиканских эмигранток и опыт белых работниц?.. Общность женского опыта, выражаемая в идее сестринства, в действительности оказывается несуществующей» [Хоф Р., 1999. С. 31—32]. В основе нового представления цветных феминисток о гендерных отношениях лежит опыт депривации и страдания определенных групп женщин как представителей феминистского движения, которые не вписывались в парадигму объединяющего женщин сестринского опыта. Переживание несправедливости становится стимулом реформирования нового теоретического подхода. Основанием для нового подхода явилось понимание того, что женские опыты различаются в разных культурах Теоретические предпосылки возникновенмя психологии... 65 и социальных группах, а различия задаются, прежде всего, через контексты возраста, расы, класса и сексуальной ориентации. Задачей новых сил феминистского движения конца 1980-х годов становится прояснение оснований (деконструкция) гендерных отношений. Деконструкция отвечает на вопрос, как возможны гендерные отношения в данном обществе, каким образом они создаются, принимая вид естественных и имманентно присущих индивиду, группе, социуму. Если признать, что гендер сконструирован как общественные отношения властного взаимодействия, можно поставить вопрос о проблематизации и перестройке последних [Здравомыслова Е.А.б Темкина А.А., 1998]. Заслуга феминизма как теории состоит в том, что он способствовал развитию и обогащению (расширению понятийных и интерпретационных границ) современных научных концепций: марксизма, структурализма, экзистенциализма, психоанализа, постмодернизма. Развитие феминистской теории способствовало возникновению академических курсов в высшей школе США в 70-е годы XX столетия, которые в дальнейшем стали академической дисциплиной (здесь — образовательной программой) под названием «женские исследования» (Women's Studies).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.137.65 (0.025 с.) |