Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Об автопроме и автодорогах СССР 1940-80-х гг.
Большой вклад в обеспечение победы в Великой Отечественной войне внёс, наряду с другими видами транспорта, и автомобильный. Всего за тот период автомобильными средствами перевезено более 625 млн. т грузов, что составило примерно 55% от общего объема перевозок. За последующий период автотранспорт сыграл не менее значимую роль. На новые автомобили «ГАЗ-13» («Чайка») и «ЗИЛ-111» начали устанавливать V-образные восьмицилиндровые двигатели и автоматические коробки передач (с 1959 г.). Вместо «Победы» стали выпускать автомобиль «ГАЗ-21» («Волга») с трехобъёмным кузовом (с 1957 г.), а затем «ГАЗ-24» (с 1968 г.). Выпущен ряд новых моделей: «Москвич-410» (вездеход), «Москвич-407», «Москвич-403», «Москвич-408» и «Москвич-412» - они отличались новыми двигателями, кузовами и другими элементами. В 1967 г. появился «ЗИЛ-114» с новым кузовом. Из числа эксклюзивных моделей следует назвать легковой автомобиль «Чайка» ГАЗ-13 с «культовой» репутацией. Это представительский легковой автомобиль большого класса советской эпохи 50-80-х годов, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год. Как шедевр советского автопрома, «Чайка» и ныне обращает внимание на себя: в ней чувствуется характер и индивидуальный стиль. Специалисты обсуждают, есть ли черты сходства «Чайки» с моделями Packard Patrician, Chrysler, Cadillac? (См. подробнее: «Чайка ГАЗ-13… - https://www.zr.ru/content/articles/914623-chajka-gaz-13-i-ee-inostrannye-prototipy/) Сходные качества можно отметить в других образцах. Так в 1978 году устаревшая представительская модель ЗИЛ-114 была заменена на ЗИЛ-4104. Названные редкие примеры показывают близость отечественных моделей уровню зарубежных автомобильных эталонам. Важным для роста объема выпуска легковых автомобилей и показателем спроса стало строительство в 1967 г. гигантского завода в Тольятти (ВАЗ). В сентябре 1970 г. с главного конвейера ВАЗа сошел первый автомобиль марки «Жигули» (прототипом являлся «Фиат-124»). О востребованности этой модели (переименованной в «Ладу») говорит факт высокого роста производства автомобилей: если в 1970 г. выпущено 344 тыс. шт., то в 1980 г. – 1.327 тыс. Разработанная ранее для «Volkswagen» заднемоторная компоновка ускорила появление целого семейства массовых автомобилей. В СССР это «Запорожцы». Однако спрос населения нашей страны на престижные марки современных персональных автомобилей удовлетворялся в недостаточной мере.
К концу ХХ в. автомобиль вобрал в себя последние достижения металлургии, металлообработки, машиностроения и промышленной химии. Но, несмотря на заметные достижения сферы автомобилестроения Советского Союза, то есть количественный рост специальной автотехники, к 1970-80-м годам наметились тенденции запаздывания внедрения в этой сфере новых технологий. Автодороги. В то же время на протяжении второй половины ХХ века в Советском Союзе были расширены масштабы строительства дорог внутригородских и междугородных. С 1962 г. введена в эксплуатацию Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) протяженностью 109 км. Пиковая величина дорожного строительства в СССР наблюдалась за 1960–80-е годы. Из примеров достижений того периода отметим конструкцию автотрассы «М-11 Москва—Санкт-Петербург» с участком сложной развязки у г. Вышний Волочек (см. Приложения, рис. 5.7). В тот период своевременно происходило выделение средств на дорожное строительство, дорожники получали современную технику. В результате были построены дороги Воронеж—Саратов; Воронеж—Шахты; Саратов—Балашов; Владимир—Иваново; Свердловск—Челябинск и ряд других. Как итоговый результат: в 1990 г. сеть дорог общего пользования в РСФСР составляла 455,4 тыс. км, в том числе 41 тыс. км дорог общегосударственного и 57,6 тыс. км республиканского значения. Тем не менее, к началу 1990-х годов всё еще около 167 районных центров (из 1837) не имели дорог с твердым покрытием, то есть не были соединены с областными и республиканскими центрам. Переход к рыночной экономике в России повлёк за собой неблагоприятную в целом ситуацию в экономике. Несмотря на это, за последние 30 лет вся протяженность автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации стала превышать 1,5 млн км. Метрополитен Московский и других городов. Уместно отметить, что Метрополитен – показатель наиболее технологичного вида электрифицированных железных дорог. Впервые метро появилось в Лондоне к 1863 г. (а в России это период отмены крепостного права). Несмотря на прошлое отставание, к рубежу 1900-х годов в России имелся ряд проектов подземных железных путей. Но лишь Советской стране удалось совершить индустриальный прорыв. В Москве при активном контроле со стороны руководящих инстанций ВКП(б) первая линия Метрополитена открылась за рекордный срок постройки к 15 мая 1935 г. Это стало значительным событием в жизни страны, то есть знаковым объектом, получившим передовое не только транспортное, но культурное и политико-идеологическое значение. По многим отзывам Московское метро – лучшее в мире. Оно наглядно демонстрировало возможности советской техники, организации и своеобразие культурных эталонов. В других городах Союза реализацию проектов пуска метро задержали по понятным причинам события Великой Отечественной войны.
Начиная с 1946 года, в Ленинграде решались вопросы проектного и технического обеспечения строительства Метрополитена. В особенности при водянистых грунтах города в дельте Невы это достаточно непростая техническая задача, которая реализовалась при посредстве партийных органов, проектировщиками, «Ленметростроем» и коллективом «Кировского завода». После 9 лет работы, наконец, наступил срок запуска. В постоянную эксплуатацию станции первой очереди («Кировско-Выборгской» линии) были введены 15 ноября 1955 г. начало работы ленинградского метро также стало существенным событием, как в сфере транспорта страны, так и особенно в жизни послевоенных ленинградцев. Позже метро появилось и в других городах нашей страны – см. сводную справочную информацию ниже. [Источник: «В каких городах России есть метро?» – https://navopros.ru/geografia/metro-v-kakih-gorodah-rossii] Подземный метрополитен ныне имеется в семи городах России: 1. Москва (12 линий метро, запуск состоялся в 1935 г.) 2. Санкт-Петербург (5 линий метро, запуск состоялся в 1955 г.) 3. Нижний Новгород (две линии метро, запуск состоялся в 1985 г.) 4. Казань (одна линия, запуск метро состоялся в 2005 г.) 5. Самара (одна линия, запуск метро состоялся в 1987 г.) 6. Екатеринбург (одна линия, запуск метро состоялся в 1991 г.) 7. Новосибирск (две линии, запуск состоялся в 1986 г.) Также в Волгограде имеется подземный скоростной трамвай, работающий по принципу метро. Часть остановок трамвая расположена под землёй. Все семь городов, в которых есть метро, являются городами-миллионниками. Метрополитен в этих городах постоянно расширяется, строятся новые станции, что позволяет решать задачи транспортировки возрастающих пассажиропотоков. Наряду с приведённой в данной теме информацией об основных видах массового транспорта в России XVIII – начала ХХI веков, имели место многообразные факты существования прежних транспортных средств, например, гужевого. Причём, данный вид передвижения при посредстве гужевой запряжки лошадей существовал в периферийных частях нашей страны вплоть до 1960-х годов. Сведения о развитии других новых видов передвижения и транспортных средств (электроавтомобили, мотоциклы и мотороллеры, водно-моторные средства, дорожная отрасль, трубопроводы и другие транспортные составляющие) – подлежит самостоятельному изучению. Выводы: За рассмотренный период получили особенно широкое развитие все разновидности общественного городского транспорта, в основном, не уступавшего по уровню мировым образцам. Вместе с тем, к примеру, советский личный автотранспорт отличался от зарубежных моделей. Он не стал столь же массовым, как в странах Запада, достоянием населения. В недостаточной мере удовлетворялся спрос на престижные марки современных персональных автомобилей. В условиях НТР при количественном росте автотехники, к 1970-80-м годам в СССР новые технологии внедрялись в недостаточной мере.
Контрольные вопросы 1. Расскажите об основных объектах дорожного строительства в России. 2. Приведите факты, раскрывающие роль автомобильного транспорта в период Великой Отечественной войны? 3. Каково общее направление развития автомобилестроения в России на протяжении ХХ в.? 4. Приведите примеры наиболее популярных моделей советского автотранспорта. 5. Как изменялось дорожное покрытие с древних времен до ХХ в.?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.108 (0.01 с.) |