![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Личность преступника. Классификация преступников
У ч е б н ы евопросы 1. Понятие личности преступника. 2. Структура личности преступника. 3. Понятие и сущность антиобщественного образа жизни. 4. Социальное и биологическое в личности преступника. 5. Роль психопатических изменений в личности преступника. 6. Типология преступников. 7. Механизм преступного поведения.
И з учивд а нн уют е м у,с т у д е н тд о л ж е н и меть п р е дс т а в л е ние: о криминологическом определении лич-ности преступника, о роли личности преступника в механизме пре-ступного поведения; з нать: • структуру личности преступника; • типы преступников; • элементы механизма преступного поведения; • виды криминологических ситуаций; у меть: • применять приобретенные криминологические знания при со-ставлении характеристики отдельных преступников; • правильно определять тип преступника; в л а д е т ь навыками: необходимыми для комплексного кримино-логического исследования личности преступника.
М е т о д и ч е с киер е комендациип ои з учениют е м ы При освоении темы необходимо: Ø изучить учебный материал по дисциплине «Криминология»; Øакцентировать внимание на общем понимании личности пре- ступника;
~ 28 ~
Ø выполнить задания к практическому занятию 3; Ø выполнить тест по теме 3; Ø ответить на следующие вопросы: 1. Что понимается под личностью преступника? 2. Что представляет собой структура личности преступника? 3. Что понимается под антиобщественным образом жизни? 4. Как соотносятся социальное и биологическое в личности пре-ступника? 5. Какова роль психопатических изменений в личности преступ-ника? 6. Какие типы преступников существуют? 7. Каков механизм преступного поведения? 1. Ч т о п о нимается п о д л и ч ностью п р е с ту п н и к а? Личность преступника – это совокупность негативных социаль-ных и личностно-структурных психических качеств, образующих ее общественную опасность, которая детерминирует совершение пре-ступления. Личность преступника – основное звено механизма преступно-го поведения, ее особенности, порождающие такое поведение, со-ставляют особый объект предупреждения. О личности преступника можно говорить лишь применитель-но к субъекту преступления, то есть лицу, уже совершившему пре-ступление.
Личность преступника выражает социальную сущность лица. Понятие личность преступника включает в себя в числе прочих те признаки, которые, согласно закону, характеризуют субъекта пре-ступления: физическую сущность лица как человеческого индиви-да, а также некоторые особые признаки (например, должностное положение, особые обязанности и т. п.), в силу которых лицо мо-жет рассматриваться как специальный субъект. Однако в понятии личности преступника указанные признаки субъекта преступления отражают более широкое, емкое, разнообразное и вместе с тем де-тализированное содержание. Личность преступника охватывает, кроме того, многие другие признаки индивида, не связанные с его правовой характеристикой как субъекта преступления (например, социальную роль и связи в системе общественных отношений, со- ~ 29 ~
циальную оценку общественных ценностей и самооценку, психо-физиологические особенности и т. д.). Носителем личности преступника может быть только человек, состоящий с государством в уголовно-правовых отношениях. Такие отношения возникают с момента совершения лицом преступления и длятся до момента утраты преступлением своего правового харак-тера (до момента погашения или снятия судимости). Антисоциальное правонарушаемое поведение личности до мо-мента совершения преступления можно рассматривать как пред-преступное (предкриминогенное), но не криминально обществен-но опасное. Криминологическое исследование личности преступника свя-зано с несколькими промежутками временного характера: 1)с периодом формирования личности преступника, с процессом ее взаимодействия с конкретной жизненной ситуацией до и во вре-мя совершения преступления; 2)исследование личности преступника в процессе осуществления правосудия в связи с совершенным им преступлением; 3)изучение личности преступника в период отбывания наказания. Общественная опасность личности – это реальная социаль- но-психологическая, поведенческая система из нескольких десят-ков негативных свойств. 2. Что представляет собой структура личности преступника? Структура личности преступника – это упорядоченное взаимо-
действие свойств, характеризующих правонарушителя (рис. 6). Негативные свойства психологии преступника порождают мо- тивацию, которая и становится причиной совершения деяния. Мотивы порождены потребностями и интересами личности, которые актуализируют и конкретизируют мотивы поведения. Цель преступления – это то, к чему стремится преступник при соверше-нии общественно опасного посягательства. Структура личности преступника формируется из следующих признаков: – социально-психологических; – психофизических; – социально-демографических (рис. 7).
~ 30 ~
К социально-психологическим характеристикам личности от-носятся: – убеждения; – знания, взгляды, интересы, социальные ориентации; – умения, навыки; – привычки, стереотипы поведения, установки. Психофизиологические качества личности включают тип тем- перамента, способности, особенности мышления.
Рис. 6
Рис. 7
~ 31 ~
Психофизиологические особенности личности имеют важнейшее значение для решения вопроса о вменяемости. В отдельных случаях они оказываются решающими при определении профессиональной пригодности человека. А это, в свою очередь, весьма важно знать при разрешении уголовных дел о неосторожных преступлениях. Однако наибольшее криминологическое значение имеет анализ социально-психологических качеств личности. Если мы знаем, что человек хочет, к чему он привык и что он может, то мы знаем практи-чески все самое главное о нем, мы знаем то, что позволяет достаточно объективно ответить на вопрос, что за человек перед нами. И именно убеждения являются той главной характеристикой, которую можно назвать стержнем человеческой личности. Недаром некоторые ав-торы совокупность убеждений называют направленностью лично-сти. Ведь именно от того, в чем человек убежден, зависит направ-ление его деятельности, круг его желаний и приемлемых способов их удовлетворения. Если человек убежден в недопустимости без-нравственных поступков, если у него сформирован тот комплекс убеждений в необходимости уважительного отношения к другим людям, их мнению, в необходимости не позволять себе того, что не-позволительно другим, который обычно называют совестливостью, то можно быть уверенным в чистоте помыслов такого человека. Убеждения обычно формируют привычки, привычный образ жизни. Привычки, стереотипы поведения можно считать проекци-ями убеждений на неосознаваемом уровне: вначале человек созна-тельно выбирает ту или иную линию поведения, а затем эта линия становится привычной. Но привычки нельзя считать чем-то второ-степенным. Однажды сформировавшись, они начинают играть са-мостоятельную весьма значительную роль в мотивации поведения, оказывают сильное воздействие на убеждения: препятствуют их изменениям, внесению новаций во взгляды. В то же время иногда привычки формируются не на основе убеждения, а на основе при-нуждения (например, в условиях лишения свободы, когда человек не в силах изменить среду, он вынужден к ней приспосабливаться вначале на уровне рефлексивном, а затем и убеждения подстраива-ются под сформировавшиеся привычки). В этих случаях привычки могут инициировать формирование новых убеждений.
~ 32 ~
Основой формирования убеждений являются взгляды, знания. Вначале человек узнает что-либо, он строит поведение в соответ-ствии со своими знаниями и в зависимости от того, приносит или не приносит определенное поведение ему удовлетворение, он прихо-дит к убеждению в правильности своих познаний. В первом случае знания превращаются в убеждения, во втором они теряют способ-ность мотивировать поведение. Таким образом, убеждение можно считать знанием, которое приобрело мотивирующую силу, знанием, в правильности которого человек убежден. Убеждение способно породить общую устремленность челове-ка. Но каким будет реальное поведение, во многом зависит от его умений. Человек может быть убежден в недопустимости нарушений закона, в том, что нельзя поднимать руку на другого человека, но неумение владеть собой может в конфликтной ситуации привести его к насильственному преступлению (например, в ответ на оскор-бление). Поэтому так велика в мотивации поведения роль умений. Роль убеждений, взглядов, умений, привычек в мотивации пре-ступного поведения можно назвать главенствующей, поскольку именно они нейтрализуют культурные барьеры, которые общество с помощью воспитания, права и различных организационных мер формирует у человека. Если мы задумаемся, почему большинство людей не совершает преступлений, то можем прийти к выводу, что от преступлений их удерживает либо совесть, либо страх уголовного наказания или общественного осуждения. Именно эти барьеры на пути формирования преступного поведения могут нейтрализовать криминогенные убеждения, привычки или компенсировать отсут-ствие антикриминогенных умений.
На этой основе все криминогенные качества человека можно разделить на четыре группы: 1)криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воз-действие совести; 2)криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воз-действие уголовного наказания; 3)криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воз-действие общественного осуждения;
~ 33 ~
4)отсутствие умений, необходимых для реализации сдерживающего влияния трех указанных факторов. Убеждения, относящиеся к первой группе криминогенных ка-честв, можно, в свою очередь, подразделить на следующие: – убеждения, обусловливающие отсутствие совестливости (напри-мер, уверенность, что «мне можно то, чего нельзя другим»); – убеждения, являющиеся основой механизма психологической за-щиты (например, убеждение, что все люди допускают несправед-ливые поступки, и связанный с этим жизненный принцип «я не хуже других»); – убеждения, обусловливающие правовой нигилизм (например, уверенность, что законы не выражают интересов большинства людей). Убеждения, относящиеся ко второй группе криминогенных ка-честв, также можно подразделить на группы: – убеждения, являющиеся основой чувства безнаказанности (на-пример, уверенность, что определенным способом можно так со-вершить преступление, что раскрыть его будет невозможно); – убеждения, составляющие сущность правового инфантилизма (например, уверенность, что за совершаемое преступление пред-усмотрено весьма мягкое наказание: штраф и т. п.); – убеждения, обусловливающие безразличное отношение к уго-ловному наказанию (уверенность, что в колонии можно неплохо жить, или надежда на скорый побег оттуда). К числу криминогенных качеств, нейтрализующих сдерживаю-щее воздействие общественного осуждения, можно отнести уверен-ность, что никто не осудит за совершаемое преступление, и безраз-личное отношение к такому осуждению. Для реализации сдерживающего влияния совести, страха уго-ловного осуждения и общественного порицания необходимы сле-дующие умения: – умение предвидеть отдаленные последствия своих поступков; – умение противостоять отрицательному влиянию других лиц; – умение владеть собой, сдерживать импульсивные порывы. Отсутствие этих умений формирует определенную криминоген-ность личности.
~ 34 ~
К социально-демографическим характеристикам личности от-носятся: пол; возраст; образование; социальное положение, род за-нятий; семейное положение; материальное положение; место жи-тельства, жилищно-бытовые условия; судимость и др. Изучение социально-демографических характеристик личности имеет особую ценность в связи с тем, что по ним можно судить об иных качествах личности. Например, по образованию можно сде-лать вывод о наличии у человека тех или иных знаний. По факту, работал ли человек до призыва на военную службу (и кем), – каково его отношение к труду. Наличие судимости дает повод предпола-гать, что у человека есть криминогенные качества5.
3. Что следует понимать под антиобщественным образом жизни? Соответствующие материальные условия позволяют на доволь- но высоком уровне осуществить социализацию личности. Сниже-ние жизненного уровня общества неизменно продуцирует соответ-ствующее снижение уровня жизни отдельных групп и индивидов, что может провоцировать определенную часть населения на пре-ступные проявления. Образ жизни определяется условиями жизнедеятельности, а уровень жизни – условиями удовлетворения потребностей, причем чем выше уровень развития потребностей, тем выше уровень жизни и благоприятнее образ жизни. Пьянство, проституция, наркомания, безнадзорность, престу-пления – лишь внешнее выражение поведения человека, а их вну-тренняя сущность – характерный для него образ жизни, который подчиняет себе все помыслы и интересы, чтобы удовлетворить по-требность в алкоголе, наркотиках, сексе, в свободе выбора друзей, в уходе от родительской опеки. Общепринятый образ жизни: должен соответствовать опре-деленным социальным нормам (общим правилам), под которыми понимают устойчивые формы социального действия людей, осу-ществляемого для достижения стоящих перед организацией целей. Они не только предписывают определенный способ поведения, одобренный как обществом в целом, так и его различными подси-
5 Иншаков С.М. Криминология: учебник. М.: Юриспруденция, 2000. С. 25.
~ 35 ~
стемами, но и вызывают в сознании индивида решающие мотивы в пользу этого поведения. Общепринятый образ жизни – это одо-бряемые обществом и большинством людей способы поведения, стимулирующие его различные нравственные и законопослушные формы проявления. Отклоняющийся от общепринятого образ жизни: аморальный, асоциальный, криминальный, преступный. Типы антиобщественного образа жизни: 1) аморальный образ жизни: а) малая продолжительность; б) в структуре преобладают проступки; в) наиболее деформирована сфера досуга; г) влияние на окружающих незначительное; 2) асоциальный образ жизни: а) средняя или малая продолжи-тельность; б) в структуре преобладают правонарушения; в) наибо-лее деформированы досуговая и учебно-трудовая сферы; г) влияние на окружающих незначительное; 3) криминальный образ жизни: а) средний либо длительный период продолжительности; б) в структуре сочетаются правонару-шения с преступлениями; в) наиболее деформированы досуговая, учебно-трудовая, семейно-бытовая сферы; г) среднее или значи-тельное негативное влияние на окружающих; 4) преступный образ жизни: а) длительный период продолжи-тельности; б) в структуре преобладают преступления; в) значитель-но деформированы все сферы образа жизни; г) значительное влия-ние на окружающих. 4. Каковы социальная и биологическая стороны личности преступ-ника? Влияние социально-биологических факторов на преступное поведение позволяет определить и объяснить уровень насильствен-но-агрессивной преступности, преступности несовершеннолетних, рецидивной преступности, женской преступности. Биологическое в человеке является физиологическим фунда-ментом развития его социальной сущности. Так, лица с физическими и психическими аномалиями более подвержены влиянию криминогенных факторов. У лиц с девиантным поведением затруднено освоение ими со-циально полезных черт, особенно для адаптации личности к внеш- ~ 36 ~
ней среде (наркоманов, алкоголиков, дебилов, маньяков); ослаблен контроль за поведением, что приводит, как правило, к правонару-шающим действиям. Человек – биосоциальная система. Личность человека социаль-на. Собственно биологические или психиатрические свойства без взаимодействия с условиями воспитания и ситуацией деяния кри-минологически нейтральны. Некоторые из них – обязательно во взаимодействии с кримино-генными условиями – могут стать криминализирующими психоло-го-психиатрическими факторами, которые облегчают совершение преступлений и направляют поведение человека в определенное русло, чаще всего насильственно-сексуальное (так называемые пси-хические аномалии). Генетические аномалии способствуют проявлению психических девиант, а последние при взаимодействии с криминогенными усло-виями ориентируют лицо на совершение преступления. Существует достоверная зависимость агрессивных преступлений с некоторыми психическими аномалиями. Таким образом, человек выступает биосоциальной системой, т. е. биологическое или психиатрическое является криминологиче-ски нейтральным без взаимодействия с условиями воспитания и не-благоприятной ситуацией. Наследуется ли преступность? Если преступность переходит по наследству, то число преступ-ников должно быть достаточно устойчивым. Ведь гены человека не меняются год от года, а сохраняются неизменными в течение тыся-челетий. Однако цифры преступности такой устойчивости не имеют. 5. К а к о в а р о л ь п с и х о п а ти че с к и х и з м е н е н и й в л и ч но с т и п р е с ту п н и к а? Под психопатией понимают патологическое, болезненное со-стояние психики, при котором нарушаются эмоциональные и во- левые ее качества. Психопаты, по разным данным, составляют от 30 до 68 % пре-ступников. В основном они признаются вменяемыми. Выделяют несколько типов людей с болезненным состоянием психики:
~ 37 ~
1) возбудимые психопаты. Характерные черты: вспыльчивость, раздражительность, легкое возникновение приступов гнева, яро-сти по любому, даже незначительному, поводу, периодические рас-стройства настроения. Они обидчивые, угрюмые, жестокие, зло-памятные. Составляют 45 % от числа психопатов, совершивших преступления; 2) истерические психопаты – эгоцентричные, лживые, фанта-зеры, поддающиеся внушению, вспыльчивые, эмоционально неу-стойчивые, обладающие поверхностными знаниями, что маскиру-ется красочной речью, необычностью суждений. Составляют 19 % от числа психопатов, совершивших преступления; 3) психопаты «тормозного круга» – астеники, шизоиды, пси-хастеники. Характерные черты: повышенная утомляемость, чрез-мерная впечатлительность, чувство собственной неполноценности, ранимость, замкнутость, неуверенность в правильности своих по-ступков. Составляют 15 % от числа психопатов, совершивших пре-ступления; 4) неустойчивые психопаты. Для них характерны: легкомыслие, безволие, внушаемость, неспособность к целеустремленной дея-тельности, жажда новых впечатлений и развлечений. Составляют 21 % от числа психопатов-преступников (рис. 8).
Рис. 8
~ 38 ~
Психопатическое состояние людей является лишь одним из ус-ловий, способствующих совершению противоправного поступка, а в некоторых случаях и препятствующих совершению преступлений. Это также зависит и от социальной среды, т. е. от ближайшего окру-жения, друзей, семьи, работы, личных способностей индивида. Пример. Личность с психопатическими отклонениями сложнее поддается исправлению. Ростовский маньяк Чикатило с 1978 по 1991 год убил 53 женщины. У такого рода маньяков-убийц убийство выступает непосредственной целью. 6. Какие типы преступников существуют? Типология лиц, совершивших преступления, представляет со-бой более высокий уровень обобщения и познания этих лиц. В ос-нове типологии всегда лежат наиболее существенные, криминоло-гически значимые признаки преступников, закономерно связанные с преступным поведением. Основные типы личности преступника: а) последовательно криминогенный тип. У этих лиц стойкие ан-тиобщественные взгляды, это в основном преступники-профессио-налы (рецидивисты, «воры в законе» и другие опасные субъекты, ко-торые действуют не под влиянием сложившейся ситуации, а большей частью сами ее создают), еще таких преступников называют «злост-ными». Их насчитывается в среднем до 20 % от общего числа; б) ситуативно-криминогенный тип. Он отличается от преды-дущего тем, что обычно действует при благоприятной для него си-туации и под влиянием сложившейся ситуации. Про такого можно сказать, что «крадет, если что плохо лежит». К данному типу отно-сятся во многих случаях не прямые исполнители преступления, а второстепенные соучастники; нередко такими являются подростки. К этому типу относятся неустойчивые люди, и в кризисное вре- мя число их возрастает. В современных условиях их насчитывается до 70 %; в) случайный преступник – человек, которого на преступление толкнули сложные жизненные обстоятельства. Бывает и такое сте-чение событий, при котором трудная и неожиданная ситуация при-водит к преступлению, совершенному по неосторожности (напри-мер, при вождении автомашины) – 10 %.
~ 39 ~
В зависимости от характера и содержания мотивации можно вы-делить следующие типы преступников:
1) с политической мотивацией; 2) с корыстной мотивацией; 3) с насильственно-эгоистической мотивацией; 4) с анархиче-ско-индивидуалистической мотивацией; 5) легкомысленно-безот-ветственной мотивацией (рис. 9).
Классификация преступников
с «вынужденной» ориентацией необходимости удовлетворения элемен-тарных жизненных потребностей
По глубине и стойкости криминогенной мотивационной направленности лично выделяются группы преступников
лица, впервые совершившие преступление по неосторожности (случайные преступники)
лица, впервые совершившие преступление под воздействием неблагопри-ятных условий (ситуационные преступники)
лица, совершившие преступление впервые, но допускавшие раньше пра-вонарушения (неустойчивые преступники)
лица, неоднократно совершавшие преступление (злостные преступники)
особо опасные рецидивисты, «воры в законе» (особо злостные преступники)
сти
Рис. 9
7. Каков механизм преступного поведения? При совершении каждого умышленного деяния вначале возни-кает мотивация, затем преступление планируется и исполняется. ~ 40 ~
В качестве основных системообразующих элементов выступают, во-первых, свойства личности – субъекта будущего преступления (они детерминируют все звенья механизма), во-вторых, свойства потенциальной жертвы преступления, в-третьих, объективные фак-торы (внешняя среда). Все более широкое значение получает десоциализация лично-сти, потеря жизненных ориентиров, формирование антисоциаль-ных способов личностной мотивации. Непосредственной психоло-гической причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою индивидуальную потребность вопреки и в ущерб общественным интересам. Преступность поступка в конеч-ном итоге определяет противозаконный характер избранных лицом средств и способов удовлетворения своей потребности и достиже-ния преследуемой цели. Криминогенная ситуация – это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, которые воздействуют на его сознание, чувства и волю и в соответ-ствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обусловливают его намерение и решимость совершить действие, об-разующее умышленное преступление или приводящее к преступле-нию по неосторожности. Классификация криминогенных ситуаций: 1) по порядку образования: а) людьми; б) неблагоприятным стечением обстоятельств (либо вызванные естественными силами природы); 2) по субъекту: а) преступником; б) обоюдными действиями (преступника и жертвы); в) жертвой преступления (правомерными, неправомерными и аморальными действиями); 3) по содержанию: а) проблемные ситуации; б) конфликтные ситуации; в) экстремальные ситуации; 4) по пространственной распространенности: а) распространя-ются на обширную территорию (общие); б) концентрирующиеся на ограниченной территории (локальные); 5) по уровню действия: а) затрагивают только данное лицо; б) касаются многих лиц;
~ 41 ~
6) по характеру воздействия на виновного: а) провоцирующие; б) сопутствующие; в) соблазняющие; г) разряжающие; д) затрудня-ющие. Расхождение между объективным содержанием ситуации и ее субъективным восприятием виновным зависит от следующих факто-ров: а) нравственных свойств виновного; б) его психофизических осо-бенностей и состояний; в) внешних (внеличностных) обстоятельств.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.200 (0.17 с.) |