Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контроль - компонент управления
Основные положения контроля Чтобы управлять тренировочным процессом не «вслепую», нужно получать информацию о ходе и результатах выполнения тренировочных и соревновательных упражнений, о состоянии спортсмена, об окружающих условиях. Это информация обратной связи. Без нее невозможно управление сколько-нибудь сложной системой, процессом. Ее должны получать и сам спортсмен, и его тренер, и физкультурник. Если ограничиться лишь обратными связями, идущими к тренеру, можно выделить четыре различных типа связей, соответствующих четырем различным направлениям в педагогическом контроле: 1. сведения, получаемые от спортсмена (о самочувствии, отношении к происходящему, настроении и т.п.); 2. сведения о поведении спортсмена (какие тренировочные задания выполнены, как это сделано, ошибки в технике и т.п.); 3. данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер тренировочных сдвигов под влиянием однократной физической нагрузки); 4. сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в подготовленности спортсменов). Следует иметь в виду, что эта схема отражает лишь принципиальную сторону вопроса. Контроль за спортивной подготовкой — активное добывание, хранение, анализ и оценивание такой информации, которая позволяет обоснованно судить об организации, материально- техническом обеспечении, медицинской, научной, воспитательной сторонах, ходе и результатах подготовки спортсмена (спортсменов). Контроль различают: а) оперативный (за сиюминутным ходом и результатами подготовки — в рамках одного тренировочного занятия, в крайнем случае — одного дня); б) текущий (относится к микро- и мезоциклам тренировочного процесса); в) этапный — за результатами (только результатами) целого этапа подготовки (за полгода, год, 4 года — в зависимости от определения продолжительности намеченного этапа того или иного иерархического уровня). Для того чтобы спортивная тренировка стала действительно управляемым процессом, необходимо, чтобы тренер принимал решения с учетом результатов объективных измерений. Тренировка, построенная с учетом только самочувствия спортсмена и интуиции тренера, не может дать хороших результатов в современном спорте (впрочем, не менее опасна и противоположная ошибка: неучет самочувствия спортсмена; только гармоничное сочетание объективных и субъективных показание и может обеспечить успех).
Различают виды контроля и по другому признаку — в соответствии с делением подготовки на так называемые ее стороны: а) за физической (функциональной), б) технической, в) тактической, г) психологической, д) теоретической подготовленностью и подготовкой. Различают также контроль: а)за нагрузками, б) за восстановлением после физических нагрузок, болезней, травм (физическая, медицинская реабилитация), в) за питанием, г) за режимом дня, д) за психологическим состоянием и его обеспечением. Контроль бывает визуальным и инструментальным, количественным и качественным. Контроль начинается с измерения, но не исчерпывается им. Нужно еще знать, что измерять, уметь выбирать наиболее информативные (существенные) показатели. Нужно уметь математически грамотно обрабатывать результаты наблюдений. Необходимо владеть методами контроля.
ВОПРОС 9. Принципиальные установки к программированию тренировочного процесса. Программирование – это упорядочение содержания трениро- вочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Программирование – новая, более совершенная форма планирования тренировки, решающая задачу на более высоком научно-методическом уровне и с большей вероятностью достижения цели. • Программирование тренировки - принятие решения, связанного, во-первых, с определением общей стратегии подготовки спортсмена и, во-вторых, с выбором оптимального варианта построения тренировочного процесса. Задача эта весьма сложная из- за множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности. •Практически принятие решения в такой ситуации осуществляется путем перебора и оценки если не всех, то многих из приемлемых вариантов построения тренировки. Их тем меньше, чем опытнее тренер, т. е. чем больше у него оснований к тому, чтобы сразу отвергнуть одни и задуматься над другими.
•Следовательно, главным условием безошибочного выбора оптимального решения является наличие оснований для предвари- тельной оценки эффективности того или иного варианта. И если в прошлом планирование опиралось на личный опыт тренера, добытый методом проб и ошибок, на его интуицию и некоторые логические принципы, то в наше время появились более объективные основания и предпосылки. Это и делает возможным переход к программированию, как к более совершенной форме планирования и построения тренировки. Выбор решения при программировании тренировки исходит из знания специфических закономерностей, присущих процессу становления спортивного мастерства (ПССМ) и определяющих его планомерное развитие во времени. Такие закономерности выявляются на основе изучения особенностей долговременной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе и принципиальных тенденций в изменении его состояния в зависимости от организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности, их объема и продолжительности. Выявлению закономерностей ПССМ способствует также изучение особенностей процессов становления спортивно-технического мастерства и морфофункциональной специализации организма спортсмена в ходе многолетней тренировки. Это обеспечивает, во-первых, существенное повышение объективности предварительной оценки тренирующего потенциала пред- полагаемой нагрузки и вероятности прогноза тренировочного эффекта, который она может обеспечить. Во-вторых, они способствуют разработке рациональных форм организации тренировочной нагрузки в рамках конкретных этапов, оптимальной продолжительности и рациональной взаимосвязи нагрузок различной преимущественной направленности целесообразную последовательность введения их в тренировочный процесс. В-третьих, они дают основания к переосмысливанию традиционных принципов построения тренировки. Вместо тренировочного процесса как набора отдельных микроциклов, а его организации – как цепочки микроциклов различной направленности, мы переходим к программно-целевому принципу организации тренировки. Он исходит из постановки конкретных целевых задач на разных этапе подготовки и из разработки программы тренировочной и соревновательной деятельности. Основная форма построения тренировки не микроциклы, а большие этапы подготовки, выделяемые в годичном цикле по календарю соревнований и закономерностям адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе. Это меняет и требования к организации микроциклов, которые обретают функцию рабочей формы для упорядочения тренировочной нагрузки. Тренировка – многосторонний педагогический процесс специфической формы организации, превращающий её в системное воздействие на личность и физическое состояние человека. По содержанию тренировка есть активная и систематическая специализированная двигательная деятельность, направленная на всестороннее воспитание спортсмена, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы. Это обеспечивается в ходе многолетней тренировки постепенно, с определенной очередностью в решении этапных задач и последовательностью в овладении вершинами спортивного мастерства.
Спортивное мастерство – это искусство движения. Воспитание спортсмена осуществляется на основе специализированной двигательной деятельности. Поэтому рост мастерства обеспечивается и вместе с тем лимитируется физическими возможностями организма, т.е. особенностями проявлять требуемый уровень усилия и выдерживать тренировочную нагрузку, которая нужна для совершенствования этой способности. Следовательно, педагогические основы и методические принципы организации тренировочного процесса наряду с воспитательной направленностью, должны учитывать и биологическую сущность ПССМ. Это подчеркивает специфику педагогики спорта, состоящую в том, что процесс воспитания ведется на уровне предельных физических и психологических напряжений, которые неведомы никакому другому педагогическому процессу. И здесь нельзя мириться с дилетантством и допускать ошибок, ибо цена им – здоровье человека. Таким образом, спортивная деятельность – это сложнейшее социально-биологическое явление. Будучи социальным по своей сущности и имея конкретное педагогическое содержание и воспитательную направленность, оно в своем феноменологическом выражении, форме существования и развития имеет биологическую основу. Именно поэтому биологический аспект должен занимать важное место в научном поиске, направленном на решение проблем рационального построения и программирования тренировки, но вместе с тем он должен ориентироваться и осмысливаться в аспекте педагогических задач, выражающих социальную сущность спортивной деятельности •Подготовка спортсмена среднего класса существенно отличается от тренировки спортсменов высокой квалификации. Для первых традиционные, сложившиеся принципы построения тренировки вполне обеспечивают прогресс мастерства, а для вторых они уже не столь эффективны. Не учитывая современной специфики подготовки спортсменов высокого класса, они вступают в противоречия с ее требованиями и превращаются в тормоз прогресса мастерства. •Неотложная задача - выявление специфических особенностей подготовки квалифицированных спортсменов, переосмысливания и развития традиционных принципов, разработки новых, методических путей и соответствующих форм их подготовки. •Тренировочный процесс необходимо создать, исходя из целевых задач, определяющих его содержание. Затем следует осуществить практическую реализацию принятой программы и проконтролировать ход ее выполнения, внося в нее коррекцию. •Программирование – это предварительное определение стратегии, содержания и форм построения тренировочного процесса; организация – практическое осуществление его программы с учетом конкретных условий и реальных возможностей спортсмена; управление – контроль и регулирование хода тренировочного процесса по заданным критериям его эффективности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.26.66 (0.008 с.) |