Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I Философия в исторической динамике культурыСтр 1 из 36Следующая ⇒
Раздел I Философия в исторической динамике культуры МОДУЛЬ1 Философия как социокультурный феномен Начало формы Мировоззрение: его сущность, структура и исторические тип Основной вопрос философии и две его стороны. Предмет философии в его историческом развитии 3. Функции философии Функции философии Задача философии состоит в том, чтобы обосновать идею человека как универсального существа, рациональность которого выступает лишь в качестве одного из проявлений многомерной и разномерной сущности человека в мире, определить и обосновать права личности на самоосуществление в качестве личности. Из этого следуют ее основные функции: - мировоззренческая – способствует формированию у человека целостной картины мира, пониманию его законов, места человека в этом мире, возможности его познания и преобразования; - онтологическая – формирует у человека знания о мире каким он является в действительности, т.е. вооружает его объективными знаниями; - антропологическая или гуманистическая учит, что проблема человека занимает в философии центральное, приоритетное место; - методологическая – заключается в том, что философия вооружает человека основными методами научного познания; - мыслительно-теоретическая выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е. предельно обобщать окружающую среду, действительность, отвлекаясь от частностей, несущественного и т.д., создавать мыслительно-логические схемы, системы и картины окружающего мира; - гносеологическая – одна из основополагающих функций философии, которая вооружает человека механизмами познания и постижения истины, т.е. такого знания о мире, которое ему соответствует и не зависит от человека; - аксиологическая – формирует у человека умения правильно оценивать вещи, процессы, явления окружающего мира с точки зрения нравственных, эстетических, религиозных, социальных и др. ценностей и формировать у человека ценностные ориентации и адекватные им действия; - социальная – позволяет объяснить человеку общество, причины его возникновения, его эволюцию; причины возникновения и функции государства; способствует социализации личности; пониманию взаимосвязи прав, свобод и обязанностей личности;
- воспитательная – знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности, ориентации на истину, добро, справедливость, прекрасное. Она формирует у человека жизненный оптимизм, веру в будущее, в преодоление трудностей и пр. - прогностическая – заключается в том, чтобы научиться на основании имеющихся философских знаний о мире и о человеке спрогнозировать возможные тенденции развития общества, познающего сознания, перспектив решения фундаментальных проблем человечества, которые носят глобальный характер; - информационная – способствовать формированию у людей такого мировоззрения, которое соответствует современному уровню науки, новым технологиям; углублять знания и служить источником новой информации; - эвристическая – заключается в способности философии содействовать приросту научных знаний, в том числе созданию условий для новых открытий, как в области самой философии, так и в области частных наук. Назовем примеры таких открытий: так, сначала в философии в форме гипотез, а затем в частных науках в форме законов были сделаны такие открытия, как идея эволюции (Анаксимандр), законов сохранения вещества (нечто из ничего не возникает и в ничто не превращается) и др. - логическая – философия учит человека правильно мыслить, видеть за случайным – необходимое, за явлением – сущность; правильно давать определения понятий; воспитывает культуру мышления, вооружает умениями находить аргументы в споре и т.д.
МОДУЛЬ2
Лекция 5. Герменевтика Начало формы Герменевтика происходит от имени древнегреческого бога Гермеса, который считался покровителем торговли, магии и астрологии, а также был посланцем богов, который передавал людям их волю, и доносил до богов просьбы людей. Герменевтика (от греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) - это искусство и теория истолкования текста. Одним из первых произведений герменевтического характера принято считать сочинение Аристотеля "Об истолковании". Когда возникло христианство, то искусство и теорию истолкования текста, в то время называвшихся экзегетикой (от греч. exegetikos - разъясняющий), стали применять как инструмент правильного понимания Библии. При этом было обращено внимание, что текст может иметь несколько смысловых уровней.
В начале XIX в. немецкий протестантский теолог и философ Фридрих Шлейермахер (1768-1834), рассматривая возможность применения герменевтики к любым текстам, а не только к священному писанию, понял, что герменевтика может служить особым (в отличие от других методов работы с текстом, например, грамматики), способом понимания внутреннего мира автора текста. Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) уже связывает с герменевтикой "науки о духе", изучающие общество и человека, историю и культуру. Ведь "науки о духе" так или иначе сталкиваются с задачей постижения внутреннего мира автора текста, поскольку данные науки реконструируют картину изучаемых событий посредством обращения к письменным источникам, т.е. к текстам. Дильтей считал, что ученый не в состоянии адекватно воспроизвести, правильно интерпретировать прошлые факты без учета психологии, мотивации, менталитета создателя документа как письменного свидетельства. Нужно, как полагал Дильтей, "вжиться", "вчувствоваться" в образ жизни и образ мыслей автора. В XX веке герменевтика поднимается до уровня философской дисциплины и рассматривается как важнейший исследовательский метод всего комплекса социально-гуманитарных дисциплин. Научная работа с текстом становится существом гуманитарного познания: постигнуть духовную жизнь человека соответствующей эпохи можно только через раскрытие многозначности текста. При этом необходимо учесть, что познающий субъект сам становится, "вживаясь" в содержание текста, в духовный мир, выражаемый автором текста, частью познаваемой духовной реальности. Получается, что постижение смысла текстов постоянно движется по пути их интерпретации и понимания через эту интерпретацию духовного мира автора и эпохи, выраженного в тексте, к новым текстам и к новым, более глубинным, смысловым уровням. Понимание и интерпретация становятся важнейшими понятиями философской герменевтики. При этом сама герменевтика превращается из учения о методе познания в учение о бытии. Человек, в герменевтике, есть существо, бытие которого заключается в понимании. Понимание становится не только способом познания, но и способом существования человека. Крупнейшими представителями философской герменевтики считаются французский философ Поль Рикёр (1913-2005), Мартин Хайдеггер, его ученик Ханс-Георг Гадамер (1900-2002). "Интерпретировать, - считает Рикёр, - значит идти от явного смысла к скрытому". Интерпретация подчинена главной герменевтической задаче - пониманию. Цель понимания заключается в том, чтобы перенести смысловую связь и структуру от другого жизненного (исторического и личностного) мира в свой собственный. То, "что является жизненным, - пишет в "Истине и методе" Гадамер, - в действительности никогда по-настоящему не познается предметным сознанием, напряжением разума, который стремится проникнуть в закон явлений. Жизненное - не такого свойства, чтобы можно было извне достичь постижения жизненности. Напротив, единственный способ постичь жизненное - это постичь его изнутри". При этом необходимо внимательно относиться к внутреннему миру другого человека, к духу иной культуры, чтобы присущие им смыслы были восприняты нами, как они воспринимались в свое время самими носителями этих смыслов. "Понимать, - пишет Рикёр, - означает переноситься в другую жизнь". При этом возникает проблема так называемого герменевтического круга.
У Шлейермахера герменевтический круг - это принцип понимания текста, основанный на взаимосвязи части и целого: понимание целого складывается из понимания отдельных частей, а для понимания отдельных частей необходимо понимание целого. Получается круг, но только герменевтический. Герменевтический круг усложняется тем, что и анализируемый текст (как целое) является частью по отношению ко всему творчеству автора, а творчество автора, в свою очередь, часть соответствующего жанра, а жанр включается в литературу. Но текст ведь является еще и частью душевной жизни автора, поэтому, у Дильтея в качестве элементов герменевтического круга, в соотношении части и целого, выступают текст и биография его автора. Идея герменевтического круга усложняется еще и тем, что взявшись за решение задачи понимания какого-либо текста, субъект исследования так или иначе уже имеет некоторое представление о том, что предстоит понять. Исследователь уже настроен на определенную "волну", невольно ожидает от воспринимаемого текста то, что соответствует его представлениям о смысле текста. Получается, что без предпонимания (первичного понимания), предшествующего дальнейшему углублению в смысл текста, не обойтись. Поэтому, разработка предварительного наброска смысла текста и его последовательный пересмотр являются процессом понимания смысла текста, способом "переноса" в другую жизнь. Тем самым, философская герменевтика поднимается через механизм понимания до рассмотрения всего объема человеческих взаимоотношений и форм общения, наполняется высоким моральным пафосом озабоченности за опасные последствия разобщенности людей, трудности установления взаимопонимания. И в этом высокий гуманитарный потенциал герменевтики. Конец формы
Лекция 1. Понятие бытия Начало формы Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Понятие бытия вводится для того, чтобы указать на единство всех существующих, существовавших и потенциально способных к существованию объектов.
Таким образом, бытие – это философская категория, обозначающая существование разнообразия мира в единстве и целостности. Понятие бытия содержит в себе два значения: 1) все то, что когда-нибудь существовало, существует теперь и обладает внутренней возможностью к реализации в будущем; 2) сущность мира, условие и причина единства и целостности мироздания. Говоря о первом значении понятия бытия, выделяют его различные виды и формы. Существуют два вида бытия: 1) объективная реальность – реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека (различные предметы, явления и процессы); 2) субъективная реальность – духовный мир человека, его сознание, в котором происходит отражение объективной реальности. Можно выделить основные формы бытия: 1) Бытие природы: бытие первой (естественной) природы (множество материальных объектов, существующих независимо от человеческой деятельности); бытие второй (искусственной) природы (множество материальных объектов, сформированных в результате человеческой деятельности). 2) Бытие человека: бытие человека как индивидуального существа (характерные неповторимые особенности отдельного человека); бытие человека как социального существа (совокупность качеств, сформировавшихся у людей в результате общественной жизни). 3) Бытие духовного: бытие индивидуального духовного (внутренний духовный мир отдельного человека, его мысли, чувства, идеи); бытие объективированного духовного (совокупность идей, чувств, настроений, ценностей, сформированных в обществе – научные, политические, моральные, религиозные и пр. идеи и ценности). 4) Бытие социального: бытие человека в обществе (существование отдельных индивидов в обществе); бытие общества как системы (существование общества как системы взаимосвязей и взаимоотношений, сформировавшихся в процессе человеческой жизнедеятельности). Проблема субстанции. Второй аспект понятия бытия указывает на начало и основу существования мира, причину единства и целостности мироздания. Для обозначения такой основы всякого существования сформировалась категория субстанции (от латинского substantia – сущность, то, что лежит в основании). Под субстанцией понимается то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира. Разные философские школы по-разному трактуют природу субстанции. Это зависит от того, как представители этих школ решают вопрос о единстве мира и его происхождении. Существуют следующие основные философские подходы в понимании сущности субстанции: 1) Монизм – философский подход, выводящий мир из одной субстанции и, опираясь на ее, формирующий картину мира как единства разнообразных предметов и явлений:
- материалистический монизм – под субстанцией понимается материальное начало (конкретное материальное вещество или материя как абстрактное понятие); - идеалистический монизм – под субстанцией понимается духовное, идеальное начало (идея, дух, Бог, мировой разум). 2) Дуализм – философский подход, рассматривающий в качестве первоосновы мира выступают две субстанции – материальную и духовную. 3) Плюрализм – философский подход, утверждающий наличие множества субстанций: - материалистический плюрализм – утверждается наличие в мире множества материальных субстанций (например, атомы в учении древнегреческого философа Демокрита); - идеалистический плюрализм – утверждается наличие в мире множества духовных субстанций (например, идеи в учении древнегреческого философа Платона). Конец формы Генезис сознания Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровнях неживой, живой и социальной материи. Отражение – это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность. Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня ее структурной организации. Биологической предпосылкой формирования сознания является психика как высшая форма отражения в живой природе. Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов). В русле психического отражения центральную роль выполняет головной мозг, который управляет деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, способствует формированию в мозгу в конкретной ситуации биологической цели как идеального предвосхищения результата деятельности организма. Сознание отличается от психики следующими признаками: - абстрактно-логическое мышление; - целеполагание; - самосознание; - связь с языком. Социальными факторами возникновения сознания стали формирование трудовой деятельности и языка: 1) Труд – это процесс отношений между людьми, связанных с изготовлением и применением средств деятельности, организацией и регулированием деятельности и распределением результатов ее: - коллективный труд предполагает сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике формируется способность к целеполаганию; - коллективный труд требует определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля; - в процессе трудавозникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка. 2) Язык – знаковая система, выработанная в обществе для коммуникации и передачи информации. Как способ существования сознания язык находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. К основным функциям языка относятся: - экспрессивная (средство выражения мыслей); - когнитивная (средство познания); - коммуникативная (средство общения между людьми); - кумулятивная (средство накопления и сохранения знаний). Раздел I Философия в исторической динамике культуры МОДУЛЬ1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.120 (0.033 с.) |