![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системный подход к понятию мыследеятельности
В последнее десятилетие теоретические проблемы различных аспектов деятельности привлекают особое внимание представителей бизнеса в самых разных его областях. Обусловлено это, в частности, тем, что именно деятельностный подход ориентирован на анализ работы современных организаций с позиций их развития и координации работы их функциональных подразделений. Деятельностный подход ориентирован на качественное обеспечение организационного развития и предлагает определенный инструментарий, основанный на специализированных способах построения совместной работы представителей функциональных подразделений организации. Следует в этой связи особо отметить исследования под руководством В.В. Рубцова, В.К. Мульдарова и его коллег (И.И. Баннов, В.К. Мульдаров и др., 2002), результаты которых положены в основу этой лекции. Большой вклад в разработку теории деятельности был внесен Г.П. Щедровицким и его последователями при создании системного подхода и понятия мыследеятельности. Идеи, заложенные в работах методологов этой школы (О.И. Генисаретский, Ю.В. Громыко, В.Я. Дубровский, Н.С. Пантина и др.), во многом расходятся с традиционным пониманием деятельности как атрибута отдельного человека. С их позиций, человек должен включиться в систему человеческой деятельности, т.е. овладеть определенными видами деятельности, научиться осуществлять их в кооперации с другими людьми. Сами люди оказываются включенными в деятельность в качестве либо материала, либо элементов наряду с машинами, вещами, знаками, социальными организациями и т. п. Таким образом, система человеческой социальной деятельности является полиструктурной, т. е. состоит из многих как бы наложенных друг на друга структур, а каждая из них, в свою очередь, - из многих частных структур, находящихся в иерархических отношениях друг с другом. При этом, как отмечает Г.П. Щедровицкий (1991), "то, что мы называем "деятельностью", выступает, с одной стороны, как предельно широкая, по сути дела универсальная, конструктивная или оперативная система, из единиц которой можно строить модели любых социальных явлений и процессов, а с другой стороны (при соответствующей интерпретации) - как "субстанция" особого типа, подчиняющаяся специфическим естественным законам функционирования и развития".
Г.П. Щедровицкий выделяет два основных типа деятельности. С его точки зрения, можно, например, в качестве единицы деятельности представить весь социальный организм: такое социологическое рассмотрение деятельности он считает исходным в ее теории, оно дает раздел так называемой массовой деятельности. Но аналогично можно взять в качестве единицы ту деятельность, посредством которой решаются отдельные частные задачи: в этом случае деятельность берется как бы в другом повороте и на другом уровне увеличения и именуется частной деятельностью. Более того, в рамках работы организаций деятельность понимается в первую очередь именно как процесс освоения определенного рода инструментария и технологий, которые используются как отдельным функциональным подразделением организации, так и организацией в целом. Деятельностный подход к работе организации интересен тем, что он принципиально по-новому показывает, каким образом организация в своей работе может ориентироваться на способы построения взаимодействия в совместной работе. Поэтому деятельность в работе организаций имеет значение как определенная технология обеспечения их развития. В этой связи необходимо отметить работы социально-генетической психологии, проведенные В.В. Рубцовым (2002) применительно к обучению детей. В своей обобщенной форме результаты этих исследований обеспечивают построения различных форм взаимодействия внутри организации (т.е. ее функциональных подразделений) и форм взаимодействия организации и ее клиентов. В.В.Рубцов рассматривает кооперацию действий участников совместной деятельности как форму происхождения новой психической функции. В условиях кооперации деятельность, первоначально разделенная между ее участниками, выступает как исходное основание, из которого вырастают формы индивидуальной активности человека. В рамках этого подхода на основании исследовательского материала сформулированы принципиально важные выводы о генезисе внутренних, психологических структур: 1. Кооперация и координация предметных действий составляют основу происхождения интеллектуальных структур мышления ребенка. Форма кооперации (тип распределения деятельности) выполняет функцию специфического моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности. Относительно работы организации это положение означает, что в зависимости от формы построения совместной работы различных функциональных подразделений организации создаются разные по своим характеристикам и свойствам модели и прототипы продуктов организационной деятельности.
2. Основой для выделения и дальнейшего усвоения ребенком содержания интеллектуальной структуры является выполнение особого действия по замещению предметных преобразований (перераспределение деятельности). Выполняя это действие, ребенок обращается к основаниям организации самой совместной деятельности, раскрывает всеобщий характер того или иного предметного преобразования (общий для всех участников совместной работы) (В.В. Рубцов, 2002). Относительно работы организации это положение означает, что эффективная и рентабельная организационная работа и взаимодействие различных функциональных организационных подразделений должны в обязательном порядке включать замещение функциональных позиций участников организационной работы. Замещение функциональных позиций становится для организации основным инструментом выявления своих функциональных возможностей и ограничений. Именно эти положения в дальнейшем используются нами при построении процессов разработки новых продуктов, при проектировании организационных стратегий и др.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.166 (0.006 с.) |