Вопрос: тгп как наука. Предмет и методы тгп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: тгп как наука. Предмет и методы тгп.



Зачет по тгп.

Вопрос: основные теории происхождения государства и права.

Основные теории происхождения права:

Теологическая (Ф.Аквинский). Право дано людям Богом.

Примирительная ( Г.Герман, Э.Аннерс). Право возникает как средство примирения конфликтующих родов. Договоры о мире постепенно трансформируются в систему общих правил поведения, санкционируемых и охраняемых органами публичной власти.

Естественно-правовая ( Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо) Право существует объективно как совокупность естественных притязаний человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность.

Историческая (Гуго, Савиньи, Пухта). Право- продукт развития национального духа и народного самосознания.

Марксистская (Карл Маркс, Ф.Энгельс). Право возникает в период дифференциации общества для легитимности власти и обеспечения интересов господствующего класса.

Основные концепции правопонимания:

Теологическая (А.Августин) – в основе права лежит разум и воля Бога.

Естественно – правовая, или нравственно – философская ( Гроций, Гоббс, Руссо) – право- совокупность норм и принципов, являющихся отражением разумных идей, свойств и интересов людей: право, отражая основные права и свободы человека, первично по отношению к законодательству.

Нормативистская (Кельзен, Шершеневич) – право- совокупность норма, являющихся продуктом государственной воли, содержащихся в актах, принятых государством: права человека производны от права, созданного законодателем.

Социологическая (Муромцев, Эрлих, Дюги, Паунд) – государство не создает, а лишь «открывает» право, сложившееся и развивающееся в самом обществе; право – сложившийся в обществе правопорядок.

Психологическая (Петражицкий, Росс, Гурвич, Рейснер) – основу всех правовых явления составляет интуитивное право, которое является совокупностью личных переживаний индивида. Интуитивное право характеризуется психическим отношением лица к праву объективному. Позитивное право носит второстепенный характер по отношению к интуитивному праву.  

Вопрос: Соотношение права и государства.

Три модели соотношения государства и права:

1) государство стоит над правом и им не связано – тоталитарная модель.

2) Право верховенствует над государством – либерально – демократическая модель или модель правового государства.

3) Государство создает право, но в своей деятельности связано им – реалистическая модель.

· В основе их возникновения лежат одни и те же причины.

· И то и другое является объективно необходимыми социальными явлениями – единожды возникнув, они будут существовать всегда.

· У них общая цель – упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизнь общества.

Влияние государства над правом:

1) государство право создает;

2)  государство поддерживает гармоничность правовой системы государства;

3) Дает официальное толкование норм права;

4) Реализует нормы права в форме правоприменения.

Влияние права на государство:

1) право констатирует существование и деятельность государства;

2) законодательно закрепляет форму государства; структура государства, его механизм, компетенцию гос.органов и должностных лиц.

Принципы и пределы деятельности:
3) является средством осуществления задач и функций права;

3) закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.

 

Формальная определенность права

а) право выражается с помощью четких языковых форм, нормы права обладают своей логической структурой.

б) право существует в особых признаваемых государством формах.

Функции права:

- основные направления воздействия права на общественные отношения, обусловленные его социальным назначением.

Признаки функций права:

1) Вытекают из сущности права и определяются его назначением;

2) Выражают наиболее существенные черты права и направлены на решение основных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

3) Представляют направления необходимого воздействия;

4) Характеризуют направление активного воздействия на общественные отношения;

5) Отличается стабильностью, непрерывностью, длительностью действия.

    Виды функций права: 1) социальные функции права; 2) собственно- юридические функции права.

Социальные функции:

· Экономическая

· Политическая

· Социальная в узком смысле (пенсионные, медицинские отношения)

· Информационная

· Воспитательная

Собственно- юридические функции права:

1) Регулятивная функция – устанавливает позитивные правила поведения, организует общественные отношения, координирует социальные взаимосвязи.

Она делиться на: статическую – она выражается в закреплении НПА прав и обязанностей субъектов права; динамическую – установление правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых норм.

2) Охранительная функция – выражается в ограничении прав и свобод субъектов права и обусловлено охраной общезначимых общественных отношений

Способы осуществления охранит. фун-ции права:

· Установить запрещающие нормы права;

· Наказания (установление санкций);

· Компетентный орган, который может выполнить санкции.

 

Основные подходы:

1) право – есть нормативная форма выражения свободы по средствам формального равенства людей в общественных отношениях. Сущностные слова: свобода, равенство, справедливость.

2) право – нормативная форма упорядочивания и стабилизации общественных отношений, охраняемая государственным принуждением. Сущность права: стабильность, нормативность, динамичность.

3) право – общая воля как результат согласования, сочетания частных и общих интересов, выраженная в законодательстве и выступающая вследствие этого общим масштабом и регулятором поведения и деятельности людей.

 

Принципы права – исходные, руководящие начала, определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений, фундаментальные идеи права, выражающие его сущность и назначения.

Признаки принципов права:

· Элемент содержания права;

· Представляет собой общеобязательное требование;

· Характеризуется стабильностью, устойчивостью, носят фундаментальный характер;

· Выступают исходной базой формирования отраслей, подотраслей и институтов права;

· Обладают более высоким уровнем обобщения и абстрагирования;

· Характеризуют сущность права, в них проявляется социальная ценность права.

Классификация принципов права:

1) общеправовые принципы

2) межотраслевые принципы (принцип состязательности, принцип индивидуальности наказания)

3) отраслевые принципы (принцип равенства субъектов федерации, принцип единобрачия).

Общеправовые принципы:

1) принцип демократизма;

2) принцип законности;

3) принцип равноправия;

4) принцип гуманизма;

5) принцип справедливости;

6) принцип единства прав и обязанностей;

7) принцип взаимной ответственности государства и личности.

 

Право и обычаи

Обычай - правило поведения, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения. Под обычаями понимаются сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи складываются в рамках жизнедеятельности народа, профессиональных и иных групп. Обычаи - исторически первая группа социальных норм, возникающих одновременно с обществом. Обычаи представляют собой определенный итог жизнедеятельности, общественный опыт. Древнейшее право возникало в основном из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая юридический характер. Обычаи являются правилами поведения, «которые никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей… в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех действий и теми же лицами или группами (группой) лиц. Одноразовые или эпизодически повторяющиеся действия не создают и не могут создать обычаев» .

Сходство норм права и обычаев состоит в том, что право и обычаи представляют собой совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Отличие норм права от обычаев состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений по сравнению с обычаями. Взаимовлияние права и обычаев состоит в том, что прогрессивные обычаи стимулируются правом, оказывая влияние на право. В частности, гражданское право РФ признает обычаи делового оборота в качестве источников права. Удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Правовые обычаи достаточно широко применяются в международном публичном и частном праве.

Правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, но правовые нормы также должны запрещать социально вредные обычаи. В ряде случаев законы обнаруживают нейтральное отношение к тем обычаям, которые не имеют особо социально ценного или вредного характера. В области бытовых, семейных, религиозных отношений обычаи и традиции проявляются в обрядах и ритуалах, занимая немалое место в системе нормативных регуляторов общественного поведения.

Право и мораль

В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. Применение норм права требует проникновения в нравственную основу человеческих отношений. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Но сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Мораль есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих влияние на все общество. Общечеловеческое содержание морали воплощается и в правовых нормах. Мораль соединяет в себе абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения. Как форма общественного сознания, комплекс отношений и норм мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Принципы морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Основные права человека - юридическое выражение его свободы и достоинства. Право и мораль входят в культуру общества и служат общей цели - согласованию интересов личности и общества. Право в целом соответствует моральным ценностям. М.Н. Марченко отмечает, что мораль и право имеют общие сферы распространения и регулирования, при этом по сравнению с нормами права нормы морали имеют более широкий характер правового регулирования. «Отношения дружбы, любви, многие семейные и другие отношения могут регулироваться лишь нормами морали или иными социальными нормами, но не нормами права» .

В теории государства и права соотношение права и морали рассматривается с позиций их единства, различия и взаимодействия. Единство права и морали характеризуется:

· нормативностью права и морали, заключающейся в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения;

· универсальностью права и морали, которая проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, т.е. являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм;

· общностью права и морали, которая выражается в одинаковой оценке ими экономического базиса, идеологии, политики и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Различие между нормами права и морали:

· по происхождению: нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом. Нормы морали возникли раньше правовых норм, сформировавшихся только после образования государства и права;

· по сфере действия: нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом;

· по структуре: правовые нормы состоят обычно из трех элементов - гипотезы, диспозиции, санкции, в результате чего очень детально формулируются дозволения, запреты или предписания. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения и принципов;

· по способу обеспечения: реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести индивида. В случае нарушения норм права к виновному могут быть применены виды наказания, предусмотренные нормами права, в случае нарушения моральных норм применяется лишь общественное порицание.

Взаимодействие права и морали проявляется в их взаимопроникновении и взаимовлиянии: моральные принципы справедливости, равенства, гуманизма стали основополагающими положениями действующего законодательства. Право поддерживает требования морали юридическими санкциями, защищая минимум нравственности. Мораль оказывает активное воздействие на правосознание и тем самым способствует реализации норм права.

Вопрос: Виды правовых норм.

1) по отраслям права (по предмету правового регулирования);

2) по функциям, которые они выполняют:

- регулятивные

- охранительные

3) по характеру правовых предписаний:

 - обязывающие

- запрещающие

- управомачивающие

4) по юридической силе:

- нормы, содержащиеся в законах

- нормы, содержащиеся в подзаконных актах

5) по кругу лиц:
- общие нормы

- специальные нормы

6) по сфере действия:
- федеральные

- субъектно-федеральные

- местного самоуправления

- локальные

7) по времени действия:

- постоянные

- временные

8)  по методу правового регулирования:

- императивные нормы (подлежат к неукоснительному исполнению субъектами права)

- диспозитивные (разрешают субъектам права самостоятельно устанавливать свои субъективные права и юридические обязанности)

9) поощрительные и рекомендательные нормы права

10) по способу делятся на:

- материальные (предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений)

- процессуальные (определяются формы, в которой данная форма должна быть реализована)  

11) специализированные нормы права:

- нормы дефиниции (правила поведения, в которых содержаться научно сформулированное определение юридических понятий и категорий)

- нормы принципы

- нормы начала – конституционные положения, закрепляющие основы экономического, политического и государственного устройства)

Правовой обычай

признаки обычая как формы права:

- длительное фактическое осуществление определенного правила поведения.

- определенность правила поведения, его оформленность дающая возможность единообразно его воспринимать и воспроизводить.

- непротиворечие НПА.

- разумность обычая.

- признание правила поведения формой права со стороны государства.

2) юридический прецедент (идущий впереди или предшествующий) решение суда по конкретному делу обязательное при решении таких же дел судом в последующем этим же судом либо судами равными или нижестоящими по отношению к нему.

3) правовая доктрина ( юридическая наука, труды ученых) – не явл. источником права.

4) договор нормативного содержания (соглашения двух и более сторон в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права) Например: все международные договоры, между субъектами)

Религиозные тексты

НПА

Признаки НПА:

1) официальный документ (письменная форма)

2) всегда содержит нормы права

3) принимается: компетентными государственными органами. Негосуд. субъектами правотворчества (органы местного самоуправления), либо населением на референдуме.

4) Принимается в особом процедурном порядке

5) Имеет свои реквизиты (наименование, заголовок, дату и место принятия, дата вступления в силу, подписи должностных лиц (титул акта))

6) Имеет свою внутреннюю структуру (нормативный материал, распределяется по частям, разделам, главам, статьям, пунктам).

Виды НПА:

1) по сфере действия:

- федеративные

- субъектов федерации

- органом местного самоуправления

- локальные

2) по срокам действия:

- постоянные нпа

- временные нпа

Действия НПА по кругу лиц

Общее правило – НПА распространяются на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта.

Специальное действие НПА – распространяется в отношении отдельных категорий граждан.

  Из общего правила 3 исключения:
1)
главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульстских представительств наделены дипломатическим иммунитетом, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушения уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

2) проживающие на территории иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод как граждане в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. 

3) некоторые нормативные акты, в частности, предусматривающие уголовную ответственность распространяются на граждан независимо от их места нахождения и независимо от того понесли они уже наказания по нормам иностранного законодательства или нет.

  14 вопрос: правотворческий процесс и его основные стадии.

Этапы правотворческого процесса:

1) предпроектный этап – заключается в том, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права социальной потребности. Выявление такой потребности происходит спонтанно, имеют значение лишь степень остроты проблемы, её общезначимость и актуальность. Оценивает потребность в правовом регулировании как общество, которое через институты – лидеров, СМИ, науку – может оказать влияние на законодателя, так и сами правотворческие органы, государство. О том, что потребность в правовом регулировании назрела. Можно говорить, когда закон предъявляется наиболее эффективным средством, преимущественной формой регулирования по сравнению с другими социальными средствами воздействия.

2) Проектный этап или этап принятия правотворческого решения. Особенность его заключается в том, что во-первых, эта работа осуществляется непосредственно в самом законодательном органе, а во-вторых, на данном этапе осуществляется собственно «творчество права»: создаются, изменяются, или отменяются нормы права, происходит интеллектуальная работа над текстом законопроекта.

Стадии:

1) внесение в правотворческий орган проекта закона субъектом правотворческой инициативы. Чаще всего инициатором принятия того или иного закона является правительство, которое реализует ту или иную политику и острее других чувствует, в каком акте парламента оно нуждается для дальнейшей эффективной работы. В необходимость принятия нового нормативного акта правительство нередко убеждают с помощью групп давления. Например, профессиональные союзы могут оказать давление на министров, членов парламента, чтобы добиться издания или отмены закона либо внести изменения в существующий закон.

2) Рассмотрение проекта закона в комиссиях и комитетах правотворческого органа с целью проанализировать его содержание с разных позиций и предложить более совершенные средства правового воздействия.

3) Обсуждение законопроекта по палатам или на совместном заседании палат законотворческого органа. Цель такого обсуждения заключается в высказывании предложений, поправок и замечаний отдельными депутатами и фракциями парламента. Эта стадия может иметь два варианта развития: а) принятие законопроекта в первом чтении; б) возврат его на доработку с последующим прохождением процедуры обсуждения по комиссиям и комитетам парламента.

4) Принятие законопроекта правотворческим органом во втором (окончательном) чтении. Для завершения процесса правотворчества необходимо ещё несколько этапов: это подписание законопроекта главой государства и обнародование (опубликование в СМИ) текста нового закона.

2)

3) системно-предметный.

Виды правовой культуры:

По субъекту (количественный показатель)

-индивидуальная

-групповая

-общества

По уровню (качественный показатель)

Обыденный

Профессиональная

Доктринальный (научно-теоретический)

Структура правовой культуры личности:

Правосознание и правовую идеологию и психологию

Правомерное поведение

Структура правовой культуры общества:

Уровень правосознания общества в целом

Состояние законности и правопорядка в обществе

Качество законов

Эффективность правоприменительной деятельности в т.ч правоохранительных органов

Уровень реализации права гражданами

Уровень развития юридической техники правил в государстве

Уровень развития юридической науки и деятельности юридически учебных заведений

 

Содержание профессиональной культуры юриста:

Профессиональное знание правовых норм и принципов

Профессиональное отношение к нормам права и практике их применения

Профессиональные умения, приемы и навыки

Привычка соблюдать законы

Профессиональный этикет

Научная организация труда

Правовое сознание

1)по объему 

2)по сфере бытия. Существует во внутреннем сознании человека

3)по своей «полярности». Может быть искаженным. Существует деформированное правосознание

4)по динамике изменений. Быстрое изменение происходит в правосознании.

Правовая культура

1)более широкое понятие

2)внешне объективирована в действиях человека

3)только позитивная, не может быть искаженной. Только с положительным знаком.

4)медленный, плавный рост. Она снижается, но не может снизиться до нуля.

Правовое воспитание.

В теории права дают понятие правового воспитания в широком и узком смысле.

В широком смысле – весь процесс формирования правосознания и в целом правовой культуры под влиянием различных социальных факторов.

В узком смысле – систематический, управляемый процесс воздействия на сознание и поведение людей, осуществляемый в особых формах с помощью специальных правовоспитательных средств и методов в целях формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Задачи правового воспитания:

1)усвоение необходимого комплекса правовых знаний

2)формирование позитивных, ценностных ориентаций к праву

3)формирование умения практически реализовывать правовые знания

4)формирование привычек и навыков правомерного поведения

5)формирование невосприимчивости (правового иммунитета) к негативным воздействиям факторов социальной среды

Формы правового воспитания:

-нравственное воспитание в семье

-изучение основ правоведения и Конституции РФ в общеобразовательных школах и других образовательных учреждениях

-профессиональное юридическое образование

-правовая пропаганда СМИ

-информирование населения депутатами представительных органов о принимаемых законах и иных НПА

-правовоспитательная работа культурно-просветительных учреждений (библиотеки, театры, дома культуры)

-правовоспитательная деятельность сотрудников правоохранительных органов

-правовое обучение должностных лиц государственного аппарата и муниципальных учреждений

Условия, затрудняющие правовое воспитание:

-факты недооценки правовоспитательной деятельности

-несовершенство ряда правовоспитательных форм и средств

-ошибки, недостатки в правоприменительной деятельности

-правовой нигилизм

-факты неподготовленности воспитателей

Что делать, чтобы улучшить эффективность правового воспитания?

-принятие указом Президента РФ федеральную целевую программу развития правовой культуры РФ

-на уровне субъектов нужно создать межведомственный координационно-методический совет

-скоординировать действия всех структур

-прекратить давать лицензии на подготовку кадров в стране

-чиновники должны сдавать экзамены по праву,четкие квалификационные требования

-бесплатные юридические консультации

 

Зачет по тгп.

вопрос: ТГП как наука. Предмет и методы ТГП.

Предмет ТГП как наука.

1) Предметом ТГП являются основные, общие закономерности, возникновения, функционирования и развития государства и права.

2) Основные черты, характеризующие право и гос-во как специфические социальные явления.

3) Исторические перспективы существования права и гос-ва, процесс их изменения как в общепланетарном масштабе так и в отдельных странах необходимо различать объект и предмет науки.

Объект науки - то, на что направлена познавательная деят-сть.

Предмет науки - совокупность знаний об объекте, заданных к спец. ракурсам его рассмотрения.

Так право явл. Объектом многих наук как юридических, так и не юридических (социология, философия, политология). Но предметом у этих наук разные, т.к. все они рассматривают право с разных сторон.

Особенности предмета ТГП как науки:

1) ТГП изучает гос-во и право в целом в единстве, обобщая развитие их на всех этапах.

2) Содержание предмета гос-ва и права составляют не любые, а только лишь основные закономерности гос-ва и права, в которых проявляются их сущности и социал.знач. для всей общественной жизни.

Задачи науки ТГП:

1) познать право и гос-во на теоретическом уровне, связать их с другими социал. явлениями.

2) Способствовать улучшению практики правового и государственного строительства.

3) Сформировать у граждан научные и теоретические взгляды на вопросы демократии, законности, правопорядка, прав и свобод личности.

4) Направлять развитие правоведения и всей системы юридических знаний, создавать основу юридического образования.

5) Формировать общую юридическую культуру и юридическое мышление.

  Методы:

1) общенаучные методы

2) частнонаучные методы

3) частноправовые методы

1) а) диалектический метод – всё сущее рассматривается в движении, в развитии, используются основные законы диалектики переход единства и борьба противоположностей, отрицание

б) общелогический метод – используются логические методы

в) системный метод – исследуемые методы рассматриваются как совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга элемента. 

г) функциональный метод – выявляет функции изучаемого объекта. Основные направления – функции.

 

2) а) математический метод

б) конкретно-социологический метод – получение фактических данных об объекте исследования с помощью опроса, анкетирования, наблюдения, интервирования.

в) исторический метод – осуществляется с учётом условий существования отдельных стран.

3) а) сравнительно-правовой метод – сопоставление соответствующих элементов различных правовых систем.

б) правовой эксперимент – апробация новых законодательных положений в отдельных регионах или в сферах общественной жизни, с целью выявления их эффективности и дальнейшего распространения.

в) правовое прогнозирование – исследование перспектив развития государственно-правовых явлений.

г) формально- юридический метод – выражается в исследовании правовых явления в «чистом» виде, вне связи с экономикой, политикой, культурой и иными сферами общественной жизни.

Вывод:  ТГП занимает основное место

1) ТГП выступает теоретической базой для всех иных юридических наук;

2) ТГП явл. вводной наукой, с нее начинается изучение юриспруденции;

3) ТГП явл. Методологической наукой;

4) ТГП вырабатывает основные понятия, на которые опираются другие юридические науки;

5) ТГП явл. Абстрактной наукой, т.к. она оперирует наиболее общими понятиями и категориями;

6) ТГП получает знания о многих сторонах государственно-правовой жизни из теоретических и эмпирических знаний, полученных другими науками. Происходит процесс взаимообогащения.

7) ТГП явл. Творческой наукой. Её положения и выводы постоянно обогащаются, пополняются в связи с новой практикой и новыми фактами социальной действительности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.189.63 (0.175 с.)