Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Культурно-исторические типы философии Классика и современностьСтр 1 из 5Следующая ⇒
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. М. В. ЛОМОНОСОВА. ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
ПРОГРАММА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ».
ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ».
Раздел 1. Предмет философии, ее генезис и место в культуре. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества. Мифология как специфический тип мировоззрения. Возникновение философии — качественный скачок от мифологического к рациональному мировоззрению.
Взаимоотношение философии с другими формами духовной культуры (искусство, религия, наука). Методы философии (диалектический, трансцендентальный, феноменологический, аналитический и другие), структура философского знания и основные философские дисциплины.
Мировоззрение и методологические функции философии. Критико-рефлексивная функция философии в развитии человеческой культуры. Раздел 2. Культурно-исторические типы философии Классика и современность Античная философия: в горизонте космоцентризма. Теоцентризм философии средневековья. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения: человек как творец самого себя Наукоцентризм философии Нового времени: человек как субъект познавательной и практической деятельности. Марксистская философия, ее типологические особенности и эволюция в XIX и XX веках. Философия жизни и экзистенциализм. Синтетическая направленность русской философии конца XIX — первой половины XX в. Основные особенности и направления философии XX века. Философская антропология и персонализм. Фрейдизм и его значение в развитии философии человека XX века. Аналитическая традиция в философии XX века. От неопозитивизма к постпозитивизму и критическому рационализму. От экзистенциализма к герменевтике и постмодернизму. Натурализм как философское направление XX века и современная наука. Раздел 3. Основные принципы научно-философского истолкования мира, человека и взаимоотношений между ними Мир как единство и взаимодействие систем разных уровней организованности. Принцип развития и его роль в развитии научного мировоззрения XX века. Концепция глобального эволюционизма как основа современной научной картины мира.
Человек как центральная проблема философии. Основные интенции метафизической, религиозной и научной антропологии. Поиск смысла жизни в философских концепциях XX века. Место человека в развивающейся Вселенной. Антропный принцип в современной космологии и его мировоззренческое значение. Человек как комплексная проблема современной науки и роль философии в ее научном исследовании.
Основные формы отношения человека к миру и их взаимосвязь. Практически-преобразовательные отношения. Познание как вид активного взаимодействия человека и мира. Ценностное отношение человека к миру и его специфика. Классификация ценностей. Истина и ценности. Нравственные максимы, правовые формы и эстетические идеалы и их роль в духовно-практическом преобразовании человеком мира и самого себя.
Раздел 4. Общество, культура, цивилизация Общество как продукт и условие совместной деятельности людей. Общество как сложная иерархически организованная и целостная система. Различные типы обществ. Основные подходы к обеспечению механизмов функционирования и развития общества в современной социальной философии.
Развитие человечества и глобальные проблемы современности. Кризис традиционных ценностей и поиски нового гуманизма. Концепция «устойчивого развития» и будущее человечества. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ По курсу «ФИЛОСОФИЯ». Литература Учебная:
Введение в философию: Учебное пособие для вузов / /Авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Республика. 2002.- Введение: что такое философия. Стр. 7-36.
Для докладов на семинарских занятиях:
Соловьев В. С. Исторические дела философии // Вопросы философии. 1988. № 8.
Хейдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. 1993. № 8.
Дополнительная:
Вольф Р.П. О философии. М.: Аспект пресс. 1996. Часть 1. Стр. 15-54.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. 1992. Учебная: Введение в философию.- Часть 1. Гл. 2. Античная философия: космоцентризм. Стр. 42-58.
Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней. С.-Пб., 1994-1997.1. Античность. Гл. 1. Стр. 3-15.
Учебная Введение в философию. Часть 2. «Восточная философия» и ее культурно-исторические типы. Стр. 129 – 148. Для докладов на семинарских занятиях: Вивекананда Св. Четыре йоги. М.: Прогресс. 1993. Дополнительная: Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1989. Фролова Е.А. История средневековой арабо-мусульманской философии. М., 1995. Тема 4. От теоцентризма средневековой философии к антропоцентризму философии эпохи Возрождения Вопросы:
1. Генезис и проблемы средневековой философии. Патристика и схоластика.
2. Вопросы соотношения знания и веры в трактовке философов средневековья.
3. Экзегетика — основной способ философствования.
4. Новое понимание человека в эпоху Возрождения. Человек как творец самого себя.
Литература Учебная: Введение в философию.- Часть 1. Гл.3. Средневековая философия: теоцентризм. Стр. 58-71. Гл.4. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, стр. 71-78.
Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней. 2. Средневековье. Часть 1. Гл.1 и часть 4. Гл. 8. Для докладов на семинарских занятиях: Августин Аврелий «Исповедь» (любое издание). Аквинский Ф. Онтология и теория познания (фрагменты соч.). М., 2001. Пико делла Мирандола Джованни «.Речь о достоинстве человека» // Эстетика Ренессанса.М., 1981. Т.1.
Дополнительная:
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.: Наука, 1980. Раздел 3. Гл.1 «Средневековое понимание природы и человека»,Раздел 4. Гл. 1. «Новое понимание человека в эпоху Возрождения. Человек как творец самого себя». Тема 5. Наукоцентризм философии Нового времени Учебная: Введение в философию. Часть1. Гл.5.Философия Нового времени: наукоцентризм. 1.Научная революция и философия XVII века. Стр. 78-93.
Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней. 3. Новое время (от Леонардо до Канта). Часть 4.2. гл. 1 и часть 4.3. Гл.4. Декарт — основатель современной философии. Для докладов на семинарских занятиях:
Декарт Р. «Рассуждения о методе» (любое издание, в частности, Декарт Р. Соч. в 2-х томах. Т.1). Дополнительная: Бессмертие философских идей Декарта. М., 1997.
Занятие 2. От Р.Декарта к И.Канту Вопросы: 1. Б. Спиноза: учение о субстанции и этике. 2. Г.Лейбниц: учение о множественности субстанций. 3. Философия Просвещения. Борьба против метафизики. Просветительская трактовка человека. 4. Английский эмпиризм: от Дж.Локка к Д.Юму.
Литература
Учебная:
Введение в философию. Часть 1. Гл. 5. Стр. 85-92.
Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней.3. Новое время (от Леонардо до Канта).- Часть 4. Гл. 6. 7. Часть 5.
Гл. 9. 11. Часть 7. Гл. 15. 16. Для докладов на семинарских занятиях:
Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке (любое издание). Гл. 5.
Юм Д. Исследования о человеческом разумении. М.: Прогресс. 1995.
Дополнительная:
Лейбниц Г. Сочинения в 4-х т. М.: Мысль. 1982 – 1989.
Вольтер Ф. Философские сочинения. М.: Наука. 1988. Занятие 3. И. Кант и возникновение трансцендентальной философии Вопросы:
1. Особенности развития европейской философии от Р. Декарта до И. Канта. Борьба рационализма и эмпиризма.
2. Философия И. Канта — критический поворот в развитии новоевропейской философии. Исследование априорных форм познавательной деятельности как предпосылка решения вопроса о возможности метафизики как науки.
3. Этика долга И. Канта. Категорический императив И. Канта и «золотое правило» этики. Эстетика И. Канта и философия целесообразности.
Литература
Учебная:
Введение в философию. Часть1. Гл.5. 3. И. Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности. Стр. 93-98.
Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней. 3. Новое время (от Леонардо до Канта). Часть 9. Кант и обоснование трансцендентальной философии. Для докладов на семинарских занятиях: Кант И. Пролегомены (любое издание). Кант И. Основоположения к метафизике нравов// Кант И. Соч. в 6-ти т. М.,1965.Т.4(1). Стр. 219-309. Дополнительная: Ойзерман Т. И. Философия Канта как радикальная ревизия метафизики и ее новое обоснование // Вопросы философии. 1992. № 11.
Ойзерман Т. И. К характеристике трансцендентального идеализма И. Канта: метафизика свободы // Вопросы философии. 1996. № 6.
Занятие 3. Немецкая классическая философия Вопросы:
1. Послекантовский немецкий идеализм. Наукоучение и диалектика И.Г.Фихте.
2. Система трансцендентального идеализма и интеллектуальная интуиция Ф.В.Й.Шеллинга.
3. Диалектический метод и система Г.В.Ф.Гегеля.
4. Антропологизм Л.Фейербаха. Литература Учебная:
Введение в философию. Часть1. Гл.5. Стр. 98-107.
Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней.
Т.3. Новое время. Гл.16-20.
Для докладов на семинарских занятиях: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. Введение и Часть 1. Три отношения мысли к объективности. – М.:Мысль, 1974.
Шеллинг Ф.В.И. Философские исследования о сущности человеческой свободы // Шеллинг Ф.В. Соч. – М., «Мысль», 1998.
Дополнительная: Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 2001.
Фейербах Л. Избранные произведения в 2-х томах. М.,1955.
Занятие 5. Огюст Конт и рождение позитивизма Вопросы:
1. Причины возникновения позитивистской философии в первой половине XIX в.
2. О. Конт о законе трех стадий развития человеческого духа. Позитивизм как идеология индустриального общества. Идея социологии как науки об обществе.
3. Дальнейшая эволюция позитивисткой философии. Второй позитивизм Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Вопросы обоснования науки.
Литература Учебная: Введение в философию. — Ч. I, гл. 5-6. Позитивизм. Реале Дж. и Антисери Дар. Западная философия от истоков до наших дней.- 4.От романтизма до наших дней. Часть 6 «Позитивизм». Гл. 7 и Часть 7. Гл. 9. Дополнительная: Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов-на-Дону. 1997. Статья «Конт'». Стр.202 – 203. Арон Р. Этапы развития социальной мысли. М.: Прогресс. 1993. Гл. «Огюст Конт». Стр. 86-144. Тема 6. Марксистская философия, ее генезис и особенности эволюции в XIX и XX вв.
Вопросы:
1. У истоков марксистской философии. Проблема отчуждения труда в ранних работах К. Маркса.
2. Интерпретация марксистской философии как диалектического и исторического материализма (Ф. Энгельс, В. И. Ленин и их последователи).
3. Основные направления интерпретации марксистской и неомарксистской философии в XX в. (гуманистический марксизм, аналитический марксизм и др.).
Литература Учебная:
Введение в философию. —Часть 1. Гл. 5.5.Философия К.Маркса и Ф.Энгельса. Стр. 107 – 116. Дополнительная: Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса // Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. Стр. 375-414.
Тема 7. Особенности русской философии Занятие 1. Проблемы теоретической философии. Вопросы: 1. Русская философия как проблема: время рождения, типологические особенности и др.
2. Русская религиозная философия конца XIX — первой половины XX вв. как самостоятельный культурно-исторический феномен.
3. Тема Всеединства в русской философии. Русский космизм.
Литература: Учебная
Введение в философию. — Ч.III.. Гл.1,2,3. Ч.IV. Гл.5. Дополнительная:
Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990.
Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.
Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии.1992. №2.
Занятие 2. Оригинальный опыт метафизики истории
Вопросы:
1. Исторические корни русской религиозной историософии.
2. Проблемы метафизики истории в полемике между славянофилами и западниками. Рождение проблемы «Русская идея».
3. Историософская тема в мистике всеединства Вл. Соловьева.
4. Историософская идея евразийства и современная полемика.
Литература
Учебная:
Философия. Учебник под редакцией В. Д. Губина и др. М.: Русское слово.1996. Часть 1. Глава 6: «Русская философия: опыт метафизики истории». Учебная:
Введение в философию. Ч. IV. Гл.1.§ 3. 5. Для докладов на семинарских занятиях: Ницше Ф. Так говорил Заратустра (любое издание).
Зиммель Г. Созерцание жизни. Четыре метафизические главы. Глава 1. Трансцедентность жизни // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М.: Юрист. 1996. Дополнительная: Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.
Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М.: Наука. 1991. Главы IX-XI. Стр. 146-191.
Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.
Занятие 2. Психоанализ и его роль в развитии философии XX века Вопросы: 1.Зигмунд Фрейд — открытие бессознательного.
2. К. Г. Юнг — открытие «коллективного бессознательного». Понятие «архетип».
3. Вклад психоанализа в решение проблемы человека в философии и науке XX века. Литература Учебная:
Введение в философию. - Ч. IV. Гл.1. § 4. Дополнительная:
Юнг К. Г. Дух и жизнь. М., 1996 (Здесь же: Якоби И. Психологическое учение К. Г. Юнга). Стр. 385-534.
Юнг К. Г. О психологии бессознательного.// Юнг К. Г. Психология бессознательного.- М., 2001. Часть1.
Занятие 3. Экзистенциализм. Вопросы:
1. Экзистенциализм и антропологический поворот в философии XX века.
2. Понятие экзистенции в ее отношении к трансценденции.
3. Экзистенциализм и проблемы человека в философии XX века. Литература Учебная:
Введение в философию. - Ч. IV. Гл. 2. § 2.3. Дополнительная: Камю А. Миф о Сизифе.Эссе об абсурде.// Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. Стр. 23-92.
Аббаньяно Николо. Метафизика и экзистенциализм. // Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. С.- Пб., 1998. Стр. 29-55.
Тема 9. От неопозитивизма к постпозитивизму и критическому рационализму Занятие 1. Неопозитивизм Вопросы:
1. Неопозитивизм и формирование аналитической традиции в философии XX века.
2. Программа элиминации метафизики путем логического анализа языка.
3. Неопозитивизм и развитие методологии науки XX века. Литература Учебная:
Введение в философию. — Ч. IV. Гл.3.4 § 1.2. Учебная:
Статьи «Постпозитивизм» и «Критический рационализм» // Современная западная философия. Словарь.- М., 1991.
Учебная:
Философия. Учебник под редакцией В. Д. Губина и др. М.: Русское слово. 1996. Ч. 5. Гл. 5. Постмодернизм. Стр. 408-421. Дополнительная: Кузнецов В. Т. Герменевтика: эволюция идей и современное состояние // Вестник МГУ. Сер Сер. 7. Философия. 1992. № 2.
Силичев Д. А. Ж. Деррида: деконструкция или философия в стиле постмодерн // Философские науки. 1992. № 3.
Деррида Ж. Позиции. Киев. 1996.
Тема 11. От «философии жизни» к «биофилософии»: современный эволюционный натурализм Вопросы:
1. Понятие «натурализм» в философии, его формы и типы.
2. Синергетика и становление концепции глобального эволюционизма.
3. Современная биология как основа натуралистического ответа на философские вопросы. Формирование биофилософии. Литература Учебная:
Введение в философию.- Ч. 4. Гл.7. Стр. 329 – 336.
Дополнительная:
Моисеев Н. Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии.1991,. № 3.
Лоренц К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии // Человек. 1997. № 5.
Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1987. № 1.
Деннет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно // Вопросы философии, 2001, №8.
Тема 12. Религиозная философия и философия религии XX века Вопросы:
1. Различие понятий «философия религии» и «религиозная философия».
2. Проблема существования бога и его доказательства в современной философской теологии.
3. Христианство и объединяющие тенденции в мировых религиях современности.
4. Религия и наука в век научно-технической революции. Литература Учебная:
Философия. Учебник под редакцией В. Д. Губина и др. М.: Русское слово. 1996. Ч. 4. Гл. 3. Дополнительная: Девятова С. В. Религия и наука: шаг к примирению? М.: Изд. МГУ. 1993.
Тема 13. Человек как центральная проблема философии Вопросы:
1. Человек в метафизических, религиозных и научных картинах мира.
2. Поиски сущностных определений человека в философии и науке XX века.
3. Человек как комплексная проблема современной науки и роль философии в ее решении.
Литература Учебная:
Введение в философию.- Раздел 2. Гл. 4. 11.
Дополнительная: Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Философия XX века. М., 1997. Раздел 1.7. Философская антропология.
Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: Наука. 2000.
Тема 14. Личность Вопросы:
Литература
Учебная:
Введение в философию.- Разд. 2. Гл. 11. Стр. 572 –590.
Для докладов на семинарских занятиях: Роджерс К.К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М.:Изд.МГУ.1980. Дополнительная: Халл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. Хьелл К., Зиглер Д. Теории личности. М., 1997. Учебная:
Введение в философию.- Разд. 2. Гл. 8. 9. Литература Учебная:
Введение в философию.- Разд. 2. Гл. 10. Гл. 12. Для докладов на семинарских занятиях:
Поппер К. Наука: предположения и опровержения // Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс. 1987. Дополнительная:
Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.
Современная философия и наука: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс –Традиция. 2003.
Экзаменационные вопросы.
1. Мировоззрение и его роль в жизни общества. Типы мировоззрений. Особенности мифологического мировоззрения. 2. Возникновение философии - качественный скачок от мифологического к рациональном у мировоззрению. 3. Структура и функции философского знания. Проблема методов философствования. 4. Космоцентризм античной философии: генезис и основные этапы развития. Проблемы этики в перспективе античного коссмоцентризма. 5. Основные формы отношения человека к миру и проблема их взаимосвязи. 6. Философия досократиков – основные особенности. 7. Философия античной классики – основные представители и направления. 8. Философия эпохи эллинизма: скептицизм, стоицизм, эпикуэризм. 9. Платон о философии и философах в его работе «Государство». 10. Теоцентризм средневековой философии – общая характеристика. Экзегетика как метод философствования. 11. Августин «Исповедь». Её значение для развития средневековой философии. 12. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Человек как творец самого себя. 13. Наукоцентризм философии Нового времени – общая характеристика, основные этапы развития, представители и направления. 14. Работа Р.Декарта «Рассуждения о методе» и её значение для развития новоевропейской философии. 15. Философия Р.Декарта. Соотношение метафизики, физикии других наук в системе знания Декарта. 16. Особенности эмпиристской философии Ф.Бэкона. Теория «идолов». Индукция как метод познания. 17. Б.Спиноза и его метафизика монизма. «Этика» Спинозы. 18. Г.В.Лейбниц и метафизика плюрализма. Монады и концепция «предустановленной гармонии» в системе Лейбница. 19. Утилитаризм как направление в этике – суть концепции, основные представители. 20. Философия эпохи Просвещения. Основные проблемы и представители. 21. Дж.Локк и создание критического эмпиризма. Человек как «табула раса». 22. Скептицизм Д.Юма. Критика понятия причинности. Проблема индукции. 23. И.Кант как родоначальник трансцендентальной философии. Априоризм Канта – в чем он выражается? 24. Этика долга Канта. Понятие категорического императива. 25. Немецкий классический идеализм – основные представители и идеи. 26. О.Конт и рождение позитивизма. Классификация наук. Идея социологии как науки об обществе. 27. Спенсер и рождение эволюционно-биологического натурализма. Этика в натуралистической перспективе в системе Спенсера. 28. Марксистская философия и её развитие в Х1Х и ХХ веках. 29. Философия жизни ХХв.- основные идеи, направления и представители. 30. Экзистенциализм – общая характеристика, представители. Что такое экзистенция в её отношении к трансценденции? 31. Психоанализ ХХв. и его философское значение. 32. Является ли экзистенциализм гуманизмом? (По работе Ж.П.Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм») 33. Аналитическая традиция в философии ХХв. – общая характеристика. 34. Что такое философия с точки зрения логического позитивизма? Чем наука отличается от философии? 35. Принцип верификации – в чем его суть? А чем от него отличается принцип фальсификации? 36. Постпозитивизм и критический рационализм – общая характеристика, представители, основные направления. 37. В чем заключается эвристическая роль метафизики в науке? 38. Язык как проблема философии ХХв. 39. Что такое культура? Культура и цивилизация. Чем культура отличается от природы в качестве объекта научного исследования? 40. Чем «науки о природе» отличаются от «наук о культуре»? 41. Чем «объяснение» (в естествознании) отличается от «понимания» (в гуманитарных науках)? 42. Герменевтика – что это такое? Её генезис, историческое развитие и значение для философии ХХв. 43. Постмодернизм как явление культуры и философское направление конца ХХв. – общая характеристика. 44. Неопрагматизм Р.Рорти – в чем его особенности? 45. Деконструкция как метод философствования – в чем его особенности? 46. Философия жизни Ф.Ницше и её историческое значение. 47. Натурализм как направление в философии. Особенности современного эволюционного натурализма. 48. Как выглядит кантовское a priori в свете современной биологии? 49. Эволюционная эпистемология – сущность концепции, представители. 50. Социобиология и эволюционная этика - основные понятия и подходы. 51. Проблема единства мира с точки зрения современной науки. Концепция глобального эволюционизма. 52. Проблема единства мира в истории философской мысли. Монизм, дуализм, плюрализм. 53. Философия Всеединства В.Соловьева и его последователей в ХХв. 54. Специфические особенности русской философии – этапы становления и общая характеристика. 55. Дж. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека». 56. Концепция «Третьего мира» К.Поппера. Эпистемология без познающего субъекта. 57. Возможно ли избавиться от метафизики путем логического анализа языка? 58. Структура личности по З.Фрейду. Соотношение Я, не-Я и Оно. 59. Биофилософия как ядро современного натурализма – общая характеристика.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Им. М. В. ЛОМОНОСОВА. ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
ПРОГРАММА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ».
ПРОГРАММА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ».
Раздел 1. Предмет философии, ее генезис и место в культуре. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества. Мифология как специфический тип мировоззрения. Возникновение философии — качественный скачок от мифологического к рациональному мировоззрению.
Взаимоотношение философии с другими формами духовной культуры (искусство, религия, наука). Методы философии (диалектический, трансцендентальный, феноменологический, аналитический и другие), структура философского знания и основные философские дисциплины.
Мировоззрение и методологические функции философии. Критико-рефлексивная функция философии в развитии человеческой культуры. Раздел 2. Культурно-исторические типы философии Классика и современность Античная философия: в горизонте космоцентризма. Теоцентризм философии средневековья. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения: человек как творец самого себя Наукоцентризм философии Нового времени: человек как субъект познавательной и практической деятельности. Марксистская философия, ее типологические особенности и эволюция в XIX и XX веках. Философия жизни и экзистенциализм. Синтетическая направленность русской философии конца XIX — первой половины XX в. Основные особенности и направления философии XX века. Философская антропология и персонализм. Фрейдизм и его значение в развитии философии человека XX века. Аналитическая традиция в философии XX века. От неопозитивизма к постпозитивизму и критическому рационализму. От экзистенциализма к герменевтике и постмодернизму. Натурализм как философское направление XX века и современная наука.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.70 (0.308 с.) |