![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Революционное народничество 70-х гг. , его основные направления
При всем многообразии идей, массовой идеологией и ведущим движением в 70-90 гг. XIX в. было движение революционеров-народников. Идеология – система обобщенных взглядов, идей, составляющих ориентиры для определенных слоев общества или политических движений, закрепляемых в массовом сознании государством. В народничестве было два направления: революционное, которое выступало за насильственную ликвидацию самодержавия, и либеральное, которое считало, что самодержавие само должно найти механизм саморегуляции за счёт реформ. Этапы развития идеологии народничества: 1) с конца 60-х гг. до начала 80-х гг. XIX в. – господство революционного народничества; 2) 80 – 90-е гг.XIX в. – преобладание либерального народничества. Теоретической базой революционного народничества были идеи, выдвинутые ещё в начале 50-х гг. Герценом и развитые в начале 60-х гг. Чернышевским (теория общинного социализма). Основные идеи теории общинного (русского) социализма: 1. Признание некапиталистического пути развития России. 2. Выделение самобытной экономической основы – крестьянской общины. 3. Признание особой надклассовой роли интеллигенции, которая должна подготовить общество к революции. 4. Возможность проведения крестьянской революции для построения социализма. В отличие от «шестидесятников» народники: 1) признали развитие буржуазных отношений в России, но продолжали считать их регрессом в развитии общества. Одновременно они по-прежнему доказывали, что в России легче построить социализм, опираясь на общину и артель; 2) считая, что государство и его институты (самодержавие, полиция) не имеет социальной опоры в обществе (надклассовый характер государства), народники верили, что народ его легко свергнет (отсюда название «народники» и идея «хождения в народ»); 3) опасаясь укрепления буржуазных отношений в России, народники были сторонниками немедленной крестьянской революции. При этом переход от общины к социализму должен был, по их мнению, произойти легче, чем от капитализма. В результате на основе крестьянской общины должен был установиться социалистический строй (идея утопического социализма). Поскольку речь шла о крестьянской революции, то социальной базой народников должно было стать крестьянство, которое в пореформенное время имело в связи с незавершенностью буржуазных преобразований двойственный характер. С одной стороны, оно являлось прогрессивной силой, т. к. выражало общедемократические буржуазные требования, боролось против остатков феодальных пережитков. С другой стороны, крестьянство выступало за развитие буржуазных отношений и превращение всех людей в собственников или наемных рабочих.
Три течения в революционном народничестве:
В 70 – 80-е гг. XIX в. все эти три течения поочередно (слева направо в таблице) сменяли друг друга в деятельности народников. Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.). Родился в просвещенной дворянской семье, учился в Артиллерийском училище в Петербурге. В 1835 г. вышел в отставку в чине прапорщика. В 1840 г. выехал в Германию для изучения философии в Берлинском университете. Участвовал в европейских революциях 1848-1849 гг. После ареста был передан русским властям, после покаяния сослан в Сибирь. В 1861 г. совершил побег из ссылки через Японию и США в Лондон.
Бакунин считал необоснованным утверждение Маркса о ключевой роли пролетариата в обществе, считая, что она не приведет к свободе народа. Отрицал диктатуру пролетариата и государственный социализм. Бакунин уповал на стихийный народный бунт. Русский народ он считал изначально народом-бунтарем. Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего любую власть, в т.ч. и государственную. При этом он отрицал даже "народное государство", к созданию которого призывали другие социалисты. Петр Лаврович Лавров (1823-1900 гг.). Родился в богатой дворянской семье, окончил Петербургское Артиллерийское училище и Артиллерийскую Академию. В 1844-1866 гг. преподавал математику в военных учебных заведениях. В 1857 г. начал публицистическую деятельность. В 1862 г. сблизился с Чернышевским и вступил в организацию "Земля и воля". В 1866 г. был арестован и выслан в Вологодскую губернию. В 1870 г. бежал из ссылки в Париж. Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке, осуществить которую могли образованные люди. Петр Никитич Ткачёв (1844-1885 гг.). Родился в семье мелкопоместных дворян. В 1861 г поступил на юридический факультет Петербургского университета. Как один из зачинщиков волнений, был заключен в Петропавловскую крепость, затем отпущен на поруки матери. В 1862 г. начал печататься в различных журналах. В 1871 г. был осужден за революционную деятельность. В 1873 г. бежал из ссылки заграницу. В 1775 – 1881 гг. издавал журнал «Набат».Считал, что «для обновления России нужно уничтожить всех людей старше 25 лет». В 1882 тяжело заболел, и последние годы жизни провел в психиатрической больнице. В отличие от остальных народников, полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму государственного переворота, который должна осуществлять строго законспирированная организация.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.83.155 (0.008 с.) |