![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инновационное сольфеджио в стихах, сказках, музыкальных играх и онлайн-тренажерахСтр 1 из 6Следующая ⇒
З. М. Шагиева Инновационное сольфеджио в стихах, сказках, музыкальных играх и онлайн-тренажерах Авторская методическая разработка по сольфеджио для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ
Уфа 2020 г. Шагиева З.М.
Инновационное сольфеджио в стихах, сказках, музыкальных играх и онлайн-тренажерах Авторская методическая разработка по сольфеджио для учащихся младших и средних классов детских музыкальных школ Учебное пособие в лаконичной и доступной форме предлагает систему закрепления теоретических знаний, так необходимых в работе учащихся в освоении предметов теории и сольфеджио. Игровые методы используютсядля работы в нескольких направлениях: чистота интонации, закрепление в сознании определённых интонационных оборотов, что поможет формированию ладового чувства; развитие ритмического чувства и музыкальной памяти. Данное пособие помогает быстро и легко освоить теоретический материал и закрепить его в игровой форме, используя стихи, загадки, сказки, ребусы. Раскрашивание и иллюстрирование заданий пробуждает воображение и фантазию. Во втором разделе пособия содержатся методические пояснения, в третьем разделе приложения с традиционными играми и с названиями музыкально-компьютерных программ, онлайн-тренажеров, музыкальных приложений по теории и сольфеджио.
Раздел I. Сказки, игры, стихи и загадки на уроках сольфеджио. Раздел II. Методические пояснения. Раздел III. Приложения и онлайн игры-тренажеры.
В добрый путь! Раздел I. Сказки, игры, стихи и раскраски Звуки музыкальные и шумовые Просыпаясь утром, мы слышим различные звуки. Их можно разделить на музыкальные, шумовые и звоны. Музыкальные звуки можно спеть или сыграть на любом инструменте.
Если слышим чей то стук, Шорох, шелест, свист вокруг, Это звуки шумовые, Но бывают и другие.
Звуки музыкальные услышим на рояле мы, На скрипке или флейте и на любом инструменте.
1. Раскрась рисунки и соедини разноцветными стрелочками:
Музыкальные звуки Звоны Шумовые звуки
Урок – знакомство с нотами I октавы
Скрипичный ключ – ключ соль
Нотный стан – нотный дом, Открывается ключом. Загляните в гости к нам Ноты будут рады вам!
2.Обведи по точкам скрипичный ключ 3. на второй строке – повтори
Ключ скрипичный приглашает И ворота отворяет Познакомимся друзья И хочу представить я
Наш весёлый звукоряд, Встретить вас он очень рад! Так встречает первый гном- Приглашает в нотный дом
До, до, до – для вас поёт, На добавочной живёт. Нота ре магнит-липучка И соседка нотки ми
Вот как держится ре крепко Вниз прилипла - посмотри. Ми на I линеечке, Пела песенку феечке. По дорожке фа бежала, Между первой и второй Всё бежала и бежала А потом нашла фасоль
Соль сказала, что II Второй этаж здесь будет мой! После соль, мои друзья Погостим у ноты ля.
Между соль и си сижу И в окошечко гляжу, Ля-ля, тра-ля ля, Это песенка моя.
Си свистела и гудела, А потом она присела На третью линеечку- На свою скамеечку.
Для вас ребята пригласили- ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ Это весь наш звукоряд, Регистровый средний ряд Это первая октава Дружных гномиков отряд.
Юный музыкант – пора начинать! С первых уроков ноты изучать. Чтобы выступать –пьесы исполнять, Нужно постараться их запоминать: Выучи ноты I и II октавы:
Тон, полутон
Расстояние между двумя соседними клавишами называется полутон. Два полутона образуют тон.
4. Найди и покажи на клавиатуре фортепиано полутоны и раскрась синим цветом. Проверочный урок – загадка
Что такое ПОЛУТОН? Расскажите дети Полутоны рядышком- Близкие соседи: СИ – ДО ДО – СИ МИ – ФА ФА – МИ
-Объясните слово ТОН Для чего нам нужен он? 2 ПОЛУТОНА – ЭТО ТОН В интервале – целый тон Большой секундой значит он: ДО –РЕ…РЕ – ДО РЕ – МИ МИ.-. РЕ
- Кто знает закон строения мажора? 2Тона-Полутон 3 Тона – Полутон -Кто назовёт закон строения минора? Тон-Полутон 2 Тона Полутон 2 Тона.
Гамма Гамма – это звукоряд лада. В ладу все звуки ладят между собой, поэтому называется лад. В ладу есть опорные, устойчивые (I III V) неустойчивые (II IV VI VII), вводные (II VII) и главные ступени (I IV V).
Все неустойчивые звуки стремятся к устойчивым.
Мажорной гамме весело и хорошо живется. В мажорной гамме лесенка – и вверх и вниз поется.
До ре ми фа соль ля си до – до си ля соль фа ми ре до
Легко запомнить песенку, Лесенку - чудесенку:
2 Тона Полутон, 3 Тона Полутон
Минорной гамме грустно, тоскливо ей живется В минорной гамме лесенка – и вверх и вниз поется
Ля си до ре ми фа соль ля – ля соль фа ми ре до си ля
Запомни эту песенку Грустиночку – лесенку:
Тон Полутон, 2 Тона Полутон, 2 Тона
Гамму делим пополам- На две половинки, Нижнюю и верхнюю Запомним по старинке: С греческого тетрахорд – Звукоряд из 4 нот.
Волшебные знаки альтерации
Настроение повышает На полтона поднимает Знак похож на лесенку Найдите его в песенке:
Настроение понижает На полтона опускает Как тяжёлый рюкзачок Что же это за значок?
Знак музыкальный Просто уникальный Повышает, понижает На полтона отменяет
Диезы и бемоли Из-за него не в ссоре Нюансы в музыке: штрихи
Музыкальный штрих ребята, С итальянского staccato C точками над нотками Звуками короткими,
Остры как иголочки У зелёной ёлочки… Вам знакомо исполнение Гладкое и плавное? Линии дугообразные Между собою связные… Паузы Дружим с интервалами
Расстояние между звуками- То далёкими, то узкими Кто же правило узнал? Что похож на …интервал
Интервалы по порядку Назовитека ребята…
5.Напиши сколько ступеней в каждом интервале: Обращения интервалов
Звуки любят кувыркаться, физкультурой заниматься Интервалы – обращаться, могут звуками меняться. Малые в большие, а большие в малые:
и только чистые интервалы обращаются в чистые. Главные трезвучия
Тоника – опора для всех ступеней, В мажоре и миноре она всех главней. Тоникой мелодию закончи, чтобы музыкальную мысль упрочить.
Субдоминанта и Доминанта не могут спор разрешить, Кто же из них самый главный, Как же проблему решить?
Но фея Мелодия им помогла, Ступени главные всем раздала, Четвертая (IV) - Субдоминанте Пятая (V) - Доминанте
А первая (I) самая важная, Будет для всех она главная. Спорить не нужно друзья, Тоника – главная Я.
Басовый ключ –ключ фа. Урок - морское путешествие. Ноты в басовом ключе
Мирное небо над головой Солёное море шума прибой. Синее море, сильные волны, Ветер подул-поплыл пароход.
Море волнуется, небо же хмурится А пароход всё быстрее плывёт Наш капитан смелый, отважный Весёлую песню поёт.
Факел горит, берег родной Пароход вернулся домой Приплыл пароход Встречай народ!
Ура! Ура! Под ногами земля Песню поём – тра ляля, ляля
Небылицы в нотах 6.Найди в словах ноты и запиши их на нотных станах, в разных ключах и октавах: Купили Доре платье в помидорах, Не хочет Дора платье примерять, Стоит она и плачет в коридоре, Мне в апельсинах хочется гулять
Феофан шел по дороге, Встретил гномика Миля: Промочил наш гномик ноги,
И совсем не от дождя.
Для него ручей как море, А лягушка – крокодил, Плачет Дора в коридоре, Гномик ноги промочил.
К реке фазан и цапля, На водопой спустились, И как же они обе, сильно удивились
На вкус вода у речки, Соленая, морская, Плачет наша Дора, не переставая.
7. Помоги Доре вырастить музыкальный сад: Жас…н,..моза, апель…н, Ва…лек, си…нь, пер…к
Растет фасоль, цветет сирень, Мимоза и миндаль Играет Дора целый день, Мелодию на рояле.
А гномик песенку поёт, Благоухает сад, Весна пришла! Земля в цветах Деревья и поля.
8.Вставь пропущенные ноты, чтобы получились слова: Ман – лина – гот п – ска – мфония – крофон – петиция
Приключения Полутошки
Жил-был лесничий Тон и у него была дочь - Полутошка. Вышла она рано утром из дому. Солнышко светит, птичка поёт песенку: «Солнце светит - я пою» (попевка) Пошла девочка по лесной тропинке, взяла с собой корзину для ягод и грибов. Долго ли, коротко ли бродила по лесу, набрала ягод, грибов. Вдруг гром среди ясного неба – а на фортепиано звучит в низком регистре тремоло октавы на creshendo (что такое крещендо? нарисуй крещендо) Молния сверкает и гроза – кластеры по чёрным клавишам громко прозвучали на f. (ответь на вопрос, форте – это …) Дождик закапал - играю низходящее арпеджио в высоком регистре отрывисто (как выглядит staccato в нотах?) Бежит, торопится Полутошка по тропинке, а кукушка в лесу поёт песенку: «тучка в небе дождик кап». Долго бежала Полутошка, но лес всё гуще, тропка узкая и стало темно вокруг. Вдруг видит - стоит избушка на курьих ножках, а на крыше ворона каркает и поёт: «высоко сижу – далеко гляжу» - звучит увеличенное трезвучие (из чего состоит ув5/3?)
Кукушка предостерегает - уходи поскорее отсюда. А кто живёт в этом доме? Баба-яга - костяная нога. Скоро она прилетит в своей ступе. Звучит попевка уменьшённое трезвучие – «Бабка ёжка – хромоножка, убегай скорее Полутошка» (состав Ум5/3 = …) «Я помогу найти дорогу» - и летит кукушка, показывая дорогу девочке. Бежит Полутошка из тёмного леса подальше (звучит хроматическая гамма, ответь на вопрос; это гамма по - … ). Вдали показалось солнышко, улетели тучи и дождь прошёл. Поёт кукушка на весь лес: «ку-ку, ку-ку солнце светит – я пою» звучат большие терции, в первой и во второй октавах (интервал б3 состоит из …)
Светло и радостно стало на душе Полутошке. А тут и лесничий на коне, зовёт, аукает. Я тут, кричит Полутошка. Вот и сказке конец. Закончилось наше путешествие. А теперь вспоминая лесную историю, повторим правила и попевки. Далее устный опрос и проводится слуховой анализ. Затем продолжаем тему: трезвучия – это аккорд из 3-х звуков, которые расположены по терциям. Виды трезвучий +состав трезвучий (пение трезвучий, игра вверх и вниз). Музыкальные онлайн – игры https://xn--d1abeilrfr3a3f.xn--80asehdb/ https://www.memrise.com/course/392395/1-no-1/ http://www.muz-urok.ru/muz-igra.htm http://muzobuch.narod.ru/zNName01.htm https://www.memrise.com/course/387954/2-no-1/ https://web-landia.ru/54-music/4139-solfedzhio-onlajn https://trainer.thetamusic.com/ru/content/music-training-games http://xn--80ahdkilbo1bvw1el.xn--p1ai/ https://arsproarte.wordpress.com/2020/02/06/%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BA/
З. М. Шагиева Инновационное сольфеджио в стихах, сказках, музыкальных играх и онлайн-тренажерах
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.66 (0.14 с.) |