Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие закономерности развития синтаксиса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦПРАКТИКУМА "ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕС-КИЙ КОММЕНТАРИЙ ФАКТОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА"
ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. –М.: Наука, 1965. 2. Булаховский Л.А. Курс русского литературного языка. Исторический комментарий. –Киев: Радянська школа, 1953, т. 2. 3. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. –М.: Просвещение, 1983. 4. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителей. –М.: Просвещение, 1978. 5. Практикум по историческому комментированию фактов современного русского языка. Составители: Л.А.Глинкина, А.П.Чередниченко. –Челябинск, 1985. 6. Шмелев Д.Н. Архаические формы в современном русском языке. –М.: Учпедгиз, 1960.
Дополнительная 1. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. –М.: Просвещение, 1974. 2. Аванесов Р.И. Вопросы образования русского языка в его говорах// Вест. Моск. ун-та, 1947, № 9. 3. Букринская И.А., Голубева Н.О., Кармакова О.Е., Саркисьян С.Г. Язык русской деревни. Школьный диалектологический атлас. –М.: ИРЯ РАН, 1995. 4. Ванюшечкин В.Т. Из опыта применения этимологического анализа в словарно-орфографической работе с учащимися – РЯШ, 1968, № 3. 5. Виноградов В.В. История русского литературного языка: Избр. труды. – М.: Наука, 1978, 320 с. 6. Глинкина Л.А. От аза до ижицы. – Челябинск, 1997. 7. Глинкина Л.А. Методические рекомендации для учителей русского языка по историческому комментарию правил русской орфографии. – Челябинск, 1988. 8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: 1981. 9. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л., 1971. 10. Древнерусская грамматика XII-XIII вв. / Иванов В.В. – М.: Наука, 1995. 11. Зализняк А.А. От праславянской акцентологии к русской. – М.: Наука, 1985. 12. Изотова А.И. Старославянский и церковнославянский языки в средней школе. – М.: Интелси, 1992. 13. Кузнецов П.С. Очерки по морфологии праславянского языка. – М., Изд-во АН СССР, 1961. 14. Лингвистическое краеведение на Южном Урале (К индивидуальному компоненту в преподавании русского языка в школе). Ред. Л.А.Глинкина. – Челябинск. Ин-т повышения квалификации... 1995. 15. Львов А.С. Праславянский слой старославянской лексики. – Вопр. языкознания. М., 1976, № 2. 16. Лыжова Л.К. Программа курса "Родной язык в реке времени (история языка и история общества)". // РЯШ, 1992, № 5-6. 17. Марков В.М. Историческая грамматика русского языка. Именное склонение. – М.: Просвещение, 1974. 18. Мещерский Н.А. История русского литературного языка. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. 280 с. 19. Мокиенко В.М. Славянская фразеология. М.: Высшая школа, 1989. 20. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М.: Высшая школа, 1990. 21. Очерки по исторической грамматике русского литературного языка. Под ред. акад. В.В.Виноградова и доктора филол. н. Н.Ю.Шведовой. – М.: Наука, 1964. 22. Павлович А.И. Историческая грамматика русского языка. Таблицы. – М., 1972. 23. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-XX вв. Ин-т рус. яз. АН СССР. Отв. редактор Д.Н.Шмелёв. – М.: Наука, 1991. – 456 с. 24. Попов Р.Н. Фразеологизмы современного русского языка с архаичными значениями и формами слов. – М., 1976. 25. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. – М., Просвещение, 1964. 26. Турбин Г.А., Шулежкова С.Г. Старославянский язык. – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989. 27. Тысячелетию русской книжности посвящается. Прометей, № 6. – М.: Молодая гвардия, 1990. 28. Успенский Г.А. Из истории русского литературного языка XVIII – начала XIX века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. -215 с. 29. Хабургаев Г.А. Старославянский язык. 2 изд. М.: Просвещение, 1986. 228 с. 30. Хабургаев Г.А. Старославянский – церковнославянский – русский литературный // История русского языка в древнейший период. – М., 1985. С. 5-35. (Вопр. рус. языкознания; Вып. 5). 31. Черных П.Я. Очерк русской исторической лексикологии. Древнерусский период. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1956. 32. Чурмаева Н.В. История наречий в русском языке. – М., Наука, 1989. 33. Шмелёв Д.Н. Архаические формы в современном русском языке. – М.: Учпедгиз, 1960. 34. Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды // РЯШ. – 1990. - № 4. Лингвистические справочники 1. Ашукин П.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М.: Изд-во "Худож. литер.", 1966. 2. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова Л.В. Краткий словообразовательно-этимологический словарь русской полисемии и однокорневой омонимии // Русск. яз. в шк. (РЯШ), 1985, № 1-6. 3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.Г. Грамматическая правильность русской речи. – М., 1976, 269 с. 4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – т. 1-4. – М.: Русский язык, 1998. 5. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. 6. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы XVIII – XIX вв. Сост. Л.А.Глинкина. – Оренбург, Оренбург. кн. изд-во, 1998. 7. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям рус. писателей XVIII – XX вв. – М.: Просвещение, 1996. 8. Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ф.И.Филина. – М., 1979. 9. Словарь древнерусского языка (XI – XIV вв.): Т. 1-4: -М.: Русский язык. – 1988-1991 (издание продолжается). 10. Словарь русского языка XI – XVII вв.: Т. 1-23. –М.: Наука, 1975-1996 (издание продолжается). 11. Словарь русского языка XVIII века: В. 1-9. СПб: Наука, 1984-1997 (издание продолжается). 12. Словарь языка Пушкина: В 4 т. –М.: ГИ иностранных и национальных словарей, 1956-1961. 13. Словарь русского языка: В 4 т. /Гл. ред. А.П.Евгеньева. –М.: Русский язык, 1985. 14. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Т. 1-4. –М.: Книга, 1989. 15. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь. – М., 1973. 16. Успенский Л.В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. – М., 1967. 17. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: Т. 1-4. – М.: Прогресс, 1964-1973. 18. Федосюк Ю. Русские фамилии. Популярно-этимологический словарь. – М.: Детская литература. Изд. 2. 1980. 19. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. –М.: Русский язык, 1994. 20. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Значение и происхождение слов. – 2 изд. – М.: Изд. дом "Дрофа", изд-во "Русский язык", 1997. 21. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. – М.: "Русский язык", 1987. 22. Энциклопедический словарь юного филолога /Сост. М.В. Панов. – М.: "Педагогика", 1984. Научно-популярная литература 1. Барашков В.Ф. А как у вас говорят? Кн. для учащихся. – М., 1986. 2. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1982. 3. Глинкина Л.А. Аз, буки, веди... Материалы и рекомендации к проведению праздника славянской письменности и культуры в школе. – Челябинск, 1991. 4. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое, настоящее. Будущее. – М., 1984. 5. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А.С. Пушкин в истории русского языка. – М.: Просвещение, 1993. – 176 с. 6. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М., 1976, 3 изд. 1995. 7. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. 8. Кондратов А.М. Книга о букве. – М., 1975. 9. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. для учащихся ст. классов. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988, - 172 с. 10. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказ о науке этимологии. – М., 1986. 11. Панов М.В. А всё-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. – М., 1964. 12. Панов М.В. Занимательная орфография. Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М.: Просвещение, 1984. 13. Улуханов И.С. О языке Древней Руси. – М., 1972. 14. Фолсом Ф. Книга о языке. – М., 1974. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Адвербиализация адъективация аканье аллофон аналитическая форма аналогия аорист архаизация ассимиляция _____________________________________________________________________________ Беглость гласных, беглый гласный берестяная грамота _____________________________________________________________________________ Вариант языковой единицы внутрислоговой сингармонизм вокализм вокализация восточнославянский восходящая звучность (тенденция) вторичное смягчение согласных _____________________________________________________________________________ Генеалогическая классификация генеалогическое древо (родство) глаголица граффити _____________________________________________________________________________ Дательный самостоятельный двойные косвенные падежи декорреляция деназализация дефонологизация деэтимологизация диалектизм диахроническая фонология диахрония диссимилятивное аканье диссимиляция дифтонг дифтонгическое сочетание древнерусский дублетные формы _____________________________________________________________________________ Закон (фонетический, грамматический, языковой) звательный падеж _____________________________________________________________________________ Именное склонение имперфект имперфективация индоевропейские языки исконно мягкий согласный историческое чередование источниковедение (лингвистическое) _____________________________________________________________________________ Кириллица консонантизм корреляция _____________________________________________________________________________ Лабиализация лабиализованный лингвокраеведение _____________________________________________________________________________ Межслоговой сингармонизм местный падеж местоименное склонение монофтонг монофтонгизация дифтонгов морфонология _____________________________________________________________________________ Напряжённый редуцированный национальный язык нейтрализация нелабиализованный неологизация неославянизм непереходное смягчение неполногласие нетематическое спряжение нечленная форма _____________________________________________________________________________ Общевосточнославянский язык общеславянский язык опрощение относительная хронология _____________________________________________________________________________ Падение редуцированных палатализация парадигма пергамент переразложение переходное смягчение перфект позиционное чередование полифоническое ударение полумягкий согласный полуустав прародина праславянский преждебудущее время приказный язык _____________________________________________________________________________ Редукция редуцированный _____________________________________________________________________________ Сильная позиция синхрония скоропись слабая позиция слоговой сингармонизм смягчение согласных супин супплетивизм старорусский старославянизм старославянский _____________________________________________________________________________ Тематический гласный _____________________________________________________________________________ Унификация упрощение групп согласных устав _____________________________________________________________________________ Фонетическая система фонологическая система _____________________________________________________________________________ Церковнославянский язык цоканье _____________________________________________________________________________ Членная (местоименная, полная) форма чоканье _____________________________________________________________________________ Энклитическая форма этимологический анализ этимологическое гнездо _____________________________________________________________________________ Обязательно знание всех названий букв кириллицы и их звукового значения на разных этапах истории русского языка.
ПРИНЦИПЫ И СХЕМА ИСТОРИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ ОТРЫВКА ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Комментарий текста (100 слов) проводится в полном объёме по лингвистическим уровням: лексика, фонетика, словообразование, морфология, синтаксис (последний – неуглубленно). Поуровневый анализ предполагает, что материал будет сгруппирован по явлениям. Задачи: 1. Определите на каждом уровне языковые явления, отразившие основные закономерности развития языка. 2. Выявите архаические элементы в тексте. 3. Учитывая орфографию и произношение отдельных слов (30), раскройте, как сложились правила орфографии и орфоэпии, которым подчиняются выбранные Вами слова. Помогает ли в восстановлении звучания слова рифма? В случае необходимости воспользуйтесь этимологическими, историко-лингвисти-ческими и толковыми словарями. Образцы историко-фонет. и историко-морф. анализа в кн.: "Практикум по историч. комментированию фактов совр. рус. яз." Составители: Л.А.Глинкина, А.П.Чередниченко. – Челябинск, 1985, с. 11-12, 29-30.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ШКОЛЬНОМУ УЧЕБНИКУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
I. Задачи: 1. Дать критический анализ учебника (теоретическая часть) и практикумов с точки зрения реализации в них принципа историзма в преподавании русского языка в школе. 2. Предложить свои замечания, упражнения, дополнения, этимологии, углубляющие историко-лингвистическую направленность изучаемого в школе материала. II. Получив тему, соотнести теоретический и практический материал и рассматривать их в комплексе. III. Отметить, а) есть ли замечания, ссылки в школьных учебниках на историю русского языка; б) дополнить, где это, на Ваш взгляд, необходимо, историко-лингвистическими данными материал учебника; в) привести на научную и научно-популярную литературу по теме.
ИСТОРИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ФАКТОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА В СХЕМАХ, ТАБЛИЦАХ, АЛГОРИТМАХ /ФОНЕТИКА/
Таблица 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.57.219 (0.009 с.) |