![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и элементы мировоззрения
Мировоззрение является составной категорией и включает в себя несколько аспектов: · ценностно-нормативный; · эмоционально-волевой; · познавательный; · практический. Мировоззрение представляет собой набор взглядов и ценностей человека, определяющих его отношение к действительности. Оно имеет сложную структуру и строится на основе многих составляющих, объединяя их в одно целое. Именно совокупность всех элементов приводит к формированию устойчивой картины мира.
ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Различают несколько видов мировоззрения в зависимости от подходов выработки установок миропонимания. Общепринятой считается нижеприведённая классификация.
РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Мировоззрение, выступая в качестве регулятора поведения, даёт человеку: · ориентиры и цели жизнедеятельности, способы их достижения; · методы познания действительности и деятельности; · определение истинных ценностей; · понимание мира.
В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей. Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности. В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «творчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая деятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы творчества могут найти место в любой деятельности. И чем менее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества. В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества — научная, образовательная, досуговая. Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие основные виды деятельности людей. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры — её правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.
Во-вторых, это учение — деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий. В-третьих, это труд — вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата. Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве основного вида деятельности людей выделяют общение — установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями. Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внутренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, создаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через неё реализуется. Это важно учитывать при рассмотрении связи деятельности и сознания. Мышление и деятельность. Мышление – это процесс отражения субъективной действительности в обобщенных чертах в сознании человека при помощи понятий, суждений, умозаключений. К особенностям мышления относятся: · Субъективность восприятия и обработки информации в силу личностных, эмоциональных и волевых характеристик человека, совершающего мыслительный процесс. · Единение с языком, потому как язык есть способ выражения мысли, средство воспроизведения мысли. Язык выполняет функцию знаковой системы, в которую входят описания и названия предметов действительности, которые человек использует в повседневной жизни. · Опосредованность способа получения знаний, то есть последовательная связь понятий. А затем выведение нового знания через умозаключение. Так, в случае если человек увидит девушку в белом платье с букетом, а возле нее – мужчину в костюме, не зная наверняка, что это свадьба, человек придет к этому умозаключению посредством цепочки фактов. · Обобщенность мышления, то есть не только непосредственные понятия, такие как «яблоко», «велосипед», но и способность воспринимать образы целостно и собирательно. · Возможность строить прогнозы благодаря сравнению и обобщению свойств предметов. Стоит упомянуть также такую особенность мышления, как принадлежность к социокультурным условиям развития общественных установок. Таким образом, мышление человека напрямую зависит от уже известных научных достижений, законов, или предшествующих им закономерностей. К примеру, человек пришел к выводу, что при нагревании некоторые химические реакции протекают быстрее, но он бы не узнал этого, если бы прежде люди не научились бы использовать огонь и тепло в своих целях, не были бы знакомы с химией как наукой. Особенностью можно также назвать типологию мышления:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.163.159 (0.009 с.) |