Понятия о методах обуч-я. Классиф-ция методов. Понятие о методических приемах и средствах обуч-я. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия о методах обуч-я. Классиф-ция методов. Понятие о методических приемах и средствах обуч-я.



В современной методической лит-ре сохр-ся разнообразие подходов к определению понятий «методы», «приемы», «способы» обучения, разные основания для их системати­зации, сохр-ся и некоторая противоречивость в употреблении методических терминов в специальной лит-ре, что, безусловно, затрудняет анализ пед-ой практики и внедрение научных рекомендаций.

До сер. XX в. в метод. лит-ре преимущ. освещались м-ды преподавания истории, причем четкого различия в понятиях «методы» и «приемы» не сущ-ло. Способы препод. работы не­достаточно соотносились с особенностями содерж-я конкретного учебного предмета. Одним из первых специфику учебного ист-го материала в классиф-ции методов учел Карцов. Выс­тупая за «органическую связь методики преподавания истории с сущ­ностью самого предмета», он в основу классификации методов положил ленинское учение о ступенях познания действ-сти, соотнеся первые 3 метода с составными частями учебного истори­ческого материала: 1) методы создания исторических представлений и единичных понятий (о географической среде, окружающей людей, и самих людях, о предметах материальной культуры, о событиях и типичных явлениях); 2) методы формирования общих понятий; 3) методы раскрытия диалектики исторического развития во време­ни и пространстве (т. е. об исторических закономерностях); 4) мето­ды установления связи истории с современностью и применения ис­торических знаний на практике.

Классификация Стражевьша, также опиралась на особ-ти учеб. ист-го материала. Он выде­лил методы: изучения условий матер-й жизни об-ва, фор­м-я понятий о классах, класс. б-бе и гос-ве, изучения истории войн, к-ры. В 60—70-е гг. ученые отошли от метод-го напр-я в классификации методов и использовали дидактические подходы, т. е. не связанные со спецификой конкретного учебного предмета и применимые к обучению в целом. В соотв-вии с ис­т-ми приобретения знаний было предложено несколько по­хожих классификаций, включавших: методы устного изложения; методы наглядности, методы работы с печатными и письменными текстами (Андреевская, Вагин, Лейбенгруб).

Гора предложил в качестве главных признаков понятия «методы обучения» взять способы преподавания и учения и взаимосвязанную с ними мыслительную деятельность учителя и учащихся. Классификация метод наглядного обучения; методы словесного обучения, состоящие из метода устного обучения и метода изучения печатных текстов; прак­тический метод — она подразумевала не простое указание на источ­ник или характер учебных действий, а внутреннее единство препо­давания и учения, целостность образования, воспитания и развития школьников в процессе обучения.

Метод. приемы — это составная часть методов обучения, т. е. такие способы учебной работы учителя и учащихся, которые могут быть выражены в виде перечня составляющих прием дей­ствий, адекватных специфике изучаемого материала. Внутренней, умственной стороной методических приемов являются разнообраз­ные приемы памяти, мышления, воображения и других познаватель­ных процессов. В этом определении важно обратить внимание на единство и взаимосвязь приемов учения и приемов преподавания, в своей совокупности они составляют приемы обучения — важней­шую часть организации учебного процесса В определении приема, которое мы продолжаем всесторонне ана­лизировать, подчеркнут и главный признак этого понятия, как ка­тегории методической: его адекватность (соответствие) учебному историческому материалу. Метод. Средства - составные части методов, т. е. способов учебной работы учителя и учащихся, посредством которых достигаются цели обучения кон­кретному предмету. В эту категорию входят все виды первоисточ­ников и учебных пособий, которые могут быть использованы для изучения исторического прошлого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.253.239 (0.005 с.)