I. Философическое письмо П. Я. Чаадаева. Славянофилы и западники: мировоззренческие основания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Философическое письмо П. Я. Чаадаева. Славянофилы и западники: мировоззренческие основания.



II. Николай Первый: особенности внутренней политики.

Убеждение Николая 1: самодержавие — единственная форма правления, способная привести Рос­сию к развитию и избежать при этомпотрясений. Ему прежде всего нужно было взять вседела в свои руки.

Инструмент контроля- Собственная Его Императорского Величества канцелярия

 

1) Упорядочил законодательство. В течение 3 лет собраны разложены в хронологическом порядке законы изданные за 180лет. Свод законов» был опубликован в 1833 г. Сперанский рассчитывал, что он станет подготовительной работой для создания нового юридического кодекса. Но Николай I ограничился приведением в порядок старого законодательства. (IIотделение, Сперанский- член гос. Совета, ранее сужден за либер взгляды. Подробнее смотрите сами.)

 

2)  Создал 3 отделение- полицейский аппарат. Во главе с шефом жандармов Александром Христофоровичем Бенкендорфом Аппарат занимался сыском и следствием по политическим делам, следило за раскольниками, сектантами, иностранцами, осуществляло цензуру. (мне напоминает спец службы.) В 1827 г. начало действовать специальное «Положение о корпусе жандармов».Территория России (за исключением Польши, Кавказа и земель Войска Донского) была разбита на жандармские округа во главе с жандармскими генералами с целью установления надзора за местной администрацией, сбора оперативной информации о настроениях в обществе, соблюдении законов.

3) Бюрократизация. (Бюрократия стала отчуждать власть от общества.  Породила послушных исполнителей, чиновников-формалистов.

Милитаризация (министры- военные) На посты глав многих министерств и ведомств, губерний при Николае I назначались военные.

4) Цензура  (Воспитание в под­данных благонадежности и верности престолу. Поэтому взаялся за литературу. Жесткая цензура. «ЧУГУННЫЙ » Устав о цензуре от 10 июня 1826.  Непонятно, о чем в принципе теперь можно было писать.

Образование.

· В 1827 г. царь запретил допускатькрепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения.

· В институтах ограничение на число студентов. В институте могло быть 300студентов.

· Открылись несколько отраслевых институтов. Технологический, Горный, Сельскохозяйственный, Лесной и Технологическое училище в Москве)

· Контроль за университетами ужесточился после европейских революций

¨ 1848 г. Было упразднено преподавание философии

¨  прекращена посылка за границу молодых ученых для подготовки к профессорскому званию,

¨  введены ограничительные квоты для приема студентов в высшие учебные заведения.

6) Денежная реформа 1839–1843 гг. стала результатом деятельности писателя, ученого, генерала Егора Францевича Канкрина. Он сумел резко сократить государственные расходы, собрать в государственном казначействе значительный запас золота и серебра, укрепить курс русского рубля

Крестьянская реформа (5 отделение канцелярии)

Павел Дмитриевич Киселев- член государственногосовета -настаивал на постепенном введении свободы, «чтобы рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства». В ходе осуществления реформы государственные крестьяне получали широкое местное самоуправление, В 1842 г. вышло Положение об обязанных крестьянах в котором вопрос о порядке выхода крестьян из зависимости отдавался на откуп помещикам. В итоге помещики добровольно перевели всего 27 708 своих крепостных крестьян на положение «обязанных» за все царствование Николая I. (ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТО НИКОЛАЙ I ПОСТЕПЕННО ОСВОБОЖДАЛ КРЕСТЬЯН)

A. Крестьянская реформа

В 1859 году в Редакционную комиссию, поступили местные проекты по освобождению крестьян. Комиссия составляла единый проект Положения об отмене крепостного права для всей страны. Комиссия под председательством Я.И. Ростовцева состояла, из либерально настроенных чиновников. Члены Редакционной комиссии старались больше учитывать интересы крестьянства – опасались массовых волнений. Однако, в 1860 году проект прошел через правительственные инстанции, где сановники былинастроены крепостнически, продворянски. В итоговом документе, подписанном 19 февраля 1861 г, на первый план вышли «выгоды и преимущества дворянские». (ПРИЧИНА «неудачной» реформы)

Согласно Положению помещик не мог уже вмешиваться в жизнь крестьянина. Однако до полного освобождения было еще далеко. Бывшие крепостные попадали в переходное состояние, получив название временнообязанных-  пока они не внесут выкуп за полагавшуюся им землю, обязаны по-прежнему работать у своего бывшего помещика на барщине и платить ему оброк. Реформа многих крестьян обрекла на малоземелье. Согласно Положению, получали определенную норму земли, которая оказывалась меньше тех наделов, которые раньше они получали в пользование от помещиков.

Т яжелейшим испытанием для крестьянства стала выкупная операция. Выходя на волю, он должен был заплатить помещику такую сумму денег, (которая, будучи положенной в банк, ежегодно приносила бы помещику доход, равный прежнему годовому оброку крестьянина) Для большинства крестьян заплатить такой выкуп полностью непосильно. Стремясь ускорить выкупную операцию, государство выплачивало помещикам сразу 80% выкупа, остальное помещики получали с крестьян по договоренности. Крестьяне должны выплачивать государству в течение 49 лет6% от суммы, затраченной им на всю эту операцию.Эти «выкупные платежи» стали тяжелым бременем для крестьян и источником дополнительного дохода для государства. Из-за малого количества земли крестьянам приходилось брать в аренду землю помещика. При этом взамен требовал отработать наземле помещика.

Короче, крестьяне чувствовали себя обманутыми, потому что они:

1) были должны кучу денег государству и помещику.

2) Получили мало земли, Платить нечем. Арендовывали у помещиков землю- дополнительная плата и труд

B. Земская реформа

В 1864 году Александр II подписал «Земские положения», в соответствии с которыми в России вводилась система местных органов самоуправления. Страна была сзапутанной системой управления. Губернии подчинялись приказам из центрального управления, однако документы то задерживались, то терялись- полная анархия.

Создание местного аппарата самоуправления- земские управы и земские собрания, куда входили жители из окрестных районов. Всех граждан поделили на курии – сельские жители(крестьяне), городские избиратели и землевладельцы. От каждой курии выбирались кандидаты, которые претендовали на место в земском собрании. Впрочем, голосовать мог только тот, кто преодолеет имущественный ценз( Ценз для городских избирателей и землевладельцев- годовой доход свыше 6 тысяч рублей) Поэтому органы местного самоуправления оккупировали д воряне.

 

Функции земств:

Местное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика.Они могли заниматься делами только в пределах своего уезда или губернии. Общегосударственные проблемы  земцы не имели права решать. Однако работа на местах требовала и больших расходов. Основная часть средств (до 80%) шла от поземельного сбора.

Недостатки:

· Урезанная структура – отсутствие волостных земств на низшем уровне и общероссийского земского собрания наверху (земство называли «зданием без фундамента и крыши»);

· Преобладание дворянства во всех земских органах;

· Скудость средств.

· По идее земство должно было исходить из интересов местного населения и приносить ему реальную пользу.

Успехи земства:

Особенно в сфере просвещения и медицины – земские школы и больницы стали совершенно новым и очень позитивным явлением российской пореформенной действительности. Земствам так и не удалось стать полноценными органами самоуправления, губернаторы вмешивались, Чиновники пока не были готовы делиться властью.

 

C. Судебная реформа

D. Военные реформы

Военные реформы представляли собой целый комплекс мер, направленных на то, чтобы повысить боеспособность российских армии и флота, устранить те недостатки, которые стали очевидными в ходе Крымской войны.

«Устав о воинской повинности», подписанный Александром II в 1874 году, согласно которому в России вводилась всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. каждый мужчина, вне зависимости от сословия, должен был отслужить в армии на протяжении 6 лет. Призывали всех, кто достиг двадцатилетнего возраста. Устав предусматривал льготы: по семейному положению, сокращение срока службы в зависимости от уровня полученного образования. В результате в мирное время на действительной службе находилось не более 25-30% от общего числа призывников.

Много внимания Д.А. Милютин уделял совершенствованию управления армией. С этой целью еще в 1864 году он добился создания системы военных округов – 15 на всю Россию. Во главе войск, расквартированных на территории каждого округа, стоял командующий, подчинявшийся непосредственно министру.

Серьезным достижением Милютина стала система военного образования. Он ликвидировал закрытые военные учебные заведения – кадетские корпуса. Вместо них учреждались военные гимназии с хорошо продуманной учебной программой..

Важной составляющей военных реформ стало перевооружение армии и флота. На флоте, которым управлял энергичный и умный брат царя великий князь Константин Николаевич, перевооружение началось еще в годы Крымской войны. Место парусных деревянных кораблей заняли паровые металлические суда. Сухопутные войска получили скорострельные винтовки, новую артиллерию и т.п. Во имя модернизации армии государство шло на огромные расходы.

 

 

КРАТКО ОРГАНИЗАЦИИ.

Земля и воля (Спб 1861-1864)

Ишутинцы (Каракозов в 1866г организовал покушение на Алекс. 2)

В конце 60х начинается хождение в народ. Пропагандируют народ, крестьян. Едут работать учителями и тд. Арест за антиправительственную агитацию.

Вторая земля и воля (1876)

 

Черный передел (против террора)               Народная воля (за террор! Убить Алекса2)

 

Народная воля - 5 неудачных покушений (1879-1марта 1881) Убили Императора.

 


 

 

I. Философическое письмо П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники: мировоззренческие основания.

Проблема положения и статуса России по отношению к Западу неизменно бес­покоила элиту русского общества со времени Петровских реформ. Сама по себе необходимость учи­ться у более передовых государств выглядела очевидной.

 

Принято считать, что дискуссия на тему «особого пути» России, ее «места в мире» и сравнений с «передовым» Западом начата благодаря публикации первого «Философического письма» П. Чаадаева в 1836 году. (написано на французском языке)  В сочинении говорилось, что Россия не сумела найти места в составе какой-либо великой мировой цивилизации и вместо того, чтобы соединить в себе все лучшее от Запада и Востока, Россия оказалась одинокой в мире, которому вдобавок ничего не смогла дать в общеисторическом смысле. Согласно Чаадаеву, Россия из-за ошибочного выбора восточного христианства в качестве государственной религии оказалась отрезана и от католического Запада, и от исламского Восто­ка и не сумела стать органической частью ни одной из великих мировых циви­лизаций:

 

Эксцентрическое, провокационное «Письмо» было воспринято властью и образованной частью общества сугубо серьезно. Чаадаева объявили сумасшедшим, запретив ему печататься и даже писать. А интеллигенция в процессе салонных споров на тему «Письма» раскололась на так называемых славянофилов и западников.

Публикация письма совпала по времени с распространением новой официальной идеологии Рос­сий­ской империи — «Православие, самодержавие, народность», сформулиро­ван­ной министром народного просвещения Сергеем Уваровым. По Уварову, именно «народность» спасла Россию от деградации, которую переживал современный Запад.

 

В середине 1840-х годов западники раскололись на два крыла: либеральное и революционно-демократическое. Причиной послужили два принципиальных вопроса: отношение к религии и методы реформ, а также пореформенное развитие России.

Представители либерального крыла отстаивали церковные догматы и придерживались идеи мирного реформирования страны.

Демократы исходили из принципов атеизма и материализма, предлагали революционную борьбу для построения социализма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.216.69 (0.029 с.)