Эмоционально-волевая сфера личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционально-волевая сфера личности



 

Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. Они могут оказывать совершенно противоположное действие: с одной стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой — тормозить, рассогласовывать поведение и деятельность, подавлять или угнетать.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражаюшнх и форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость для человека явлений и ситуаций. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоции окрашивают отражаемое содержание, то есть то. что нами ощущается, воспринимается, запоминается, мыслится. Они всегда имеют предметную отнесенность.

направленность. Это значит, что эмоция всегда вызывается чем-то — будь-то ситуация, событие, прошлое, настоящее, будущее. Целостное эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны, некоторого отряжаемого содержания, с другом. собственно эмоционального переживания. то есть той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом.

Любая эмоция характеризуется тремя аспектами:

- Процессами, происходящими в нервной. сердечнососудистой, пищеварительной и других системах (физиологический компонент эмоций);

- субъективно пережинаемым или осознаваемым ощущением эмоции (психологический компонент);

- внешним выражением эмоций (мимика, пантомимика).

Эмоции выполняют следующие функции:

1. Сигнальная функция—эмоции сигнализируют нам о значимости объектов и предметов.

2. Оценочная функция — эмоции оценивают, что в данной среде необходимо для человека, а чего следует избежать.

3. Функция побуждения — эмоции побуждают человека к активности.

4. Функция предвосхищения — чувства и образы образуют, согласно А.В.Запорожцу, систему (эмоциональное воображение), которая предвосхищает социальное действие.

5. Мобилизующая функция — эмоции делают человека более собранным, мобилизуют его психические ресурсы.

6. Функция открытия нового в интеллектуальных процессах — эмоции догадки («Ага» переживания предвосхищают нахождение решения.


Предложены различные классификации эмоций. С.Л. Рубинштейн выделил три основных уровня эмоций:
• элементарные физические чувствования (связаны в основном с организмом);
• предметные чувства (интеллектуальные, эстетические и моральные);
• обобщенные чувства (юмор, ирония, чувство возвышенного или трагического).
По силе проявления эмоции классифицируютя следующим образом:
аффект - это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать разрядку в действии. Аффект перехватывает инициативу у личности и сам управляет действиями;
страсть - это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. В страсти присутствует волевой момент стремления; она собирает и направляет силы на что-то одно;
настроение - общее эмоциональное состояние личности. Оно не предметно, а личностно. Это не специальное переживание, а общее состояние, бессознательная оценка того, как складываются у личности обстоятельства.
Эмоции могут выражаться внешними движениями (мимика, пантомимика, поза, осанка, поступки и т.д.), телесными проявлениями (плач, смех, потение, побледнение и т.д.), а также еще более глубокими изменениями гуморального характера. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передать свои переживания другим людям, информирование о своем состоянии. Согласно общепринятой оценке, только 10 % информации передается по вербальному каналу, а около 90 % - по невербальному, т.е. через эмоциональные проявления.
По какой части лица мы можем получить наибольшее количество информации об эмоциональном состоянии человека? Традиционный ответ - по глазам - неверен; больше всего информации дают губы и подбородок, затем брови и лоб и только на третьем месте - глаза. Нос в этом случае служит только ориентиром на центр лица.
Эмоциональность является врожденной, но аффекты и, тем более, чувства, развиваются в ходе жизни. Показателем высшего развития эмоций служит включение в нравственную регуляцию более высоких нравственных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т.д.). Кроме того, эмоциональная реакция зависит от уровня умственного развития личности: чем выше этот уровень, тем легче человек может понять причину несоответствия между тем, с чем он столкнулся, и тем, чего он ожидал, и благодаря этому уменьшить свою эмоциональную реакцию (такое поведение описывается понятием «воспитанный человек»). Однако очень немногие люди способны сохранять невозмутимое спокойствие всегда: чаще всего их поведение определяется социальным контекстом (дома - одно, на работе - другое).

Качественные характеристики эмоций:

1. Характер переживания определяет знак:

+ побуждают ч-ка к достижению и сохранению цели;

- стимулируют активность, которую направлена на избегание вредных воздействий.

2. Модальность – качественная характеристика, определяющая вид эмоций по специфике и особой окрашенности переживания. 3 базовых эмоции: страх, гнев, радость.

3. Динамические характеристики: длительность, интенсивность, напряженность, сила, глубина

 Рейковский: Эмоция – разновидность процессов психической регуляции деятельности. Эм. процесс возникает как реакция на жизненно-важное воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения тел. функций и др. психических процессов. Он рассм-ет эм-й проц-с как теорит-й конструкт

Выделял 3 компонента:

- эм. возбуждение- знак эмоции- качество эмоции

Эм-е возб-е – при возд-ии на ч-ка знач-го события проис-х возн-е или увел-е эм-го возб-я, к-е связано с активацией НС. (континуум активации). Усил-е возб-я м. привести к двиг-й (внешней) или ко внутр-й (наплыв мыслей, хаос) акт-сти. Но ативация м. и сниж-ся (псих-я смерть). Возб-е м. принять и форму эм-го напр-я. Знак эм-й. Природа знака опр-ся функ-ем мозг-х стр-р в опр-м порядке (Хебб). Отриц-я э м.б. и причиной и следствием дезорган-ии регул-х проц-в, имеет двойств-ю природу.

  Качество эмоц-го проц-са зависит: - от сигналов, связ-х с потр-ми (пища, дых-е), - от предвосхищения сигналов (страх, тревога, надежда), - от протекания Д, - от времени знач-го соб-я (с буд-м – печаль).

Основные формы выражения эмоций:

1) Чувственный тон (многие ощущения имеют эмоциональную окраску). Леонтьев: пристрастность – образы восприятия, мышления, памяти, воображения эмоционально окрашены.

2) Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности чаще всех других эм. реакций. Основные характеристики: небольшая сила, краткость, быстрая смена эмоций, малая выраженность внешних проявлений. 3 ) Аффект – это эмоция, которая отличается бурным протеканием, ярко выраженными поведенческими реакциями, большой силой как переживания, так и внешних проявлений (двигательных и вегетативных). Полностью охватывает психику, тормозит другие процессы. Дезорганизует Д. Это ведет за собой сужение сознания, изменения в мышлении => неадекватное поведение. Почти все пережитые аффекты запоминаются. Часто при воспоминании вызывают реакцию повторного аффекта. Изучив механизм следового аффекта, А.Р. Лурия в начале 30-х г.г. создал первый детектор лжи. Его действие основано на том, Что при назывании слов, связ с пережитым аффектом, ч-к неосознанно проявляет комплекс вегетат и двигат р-й. Диаг-ка следов аффекта. Осн-ся на методе ассоциат эксп-та. Реакция на слово из аф-го комплекса: торможение ответа, признаки возбуждения, многословие, примитивность. Словес раздражитель м провоцировать связ с ним афф состояния.

 Лурия - Для вскрытия механизмов внутренних процессов необх-мо изучение внешних коррелятов. Сопряженная (отраж-я) ассоц.-моторная методика. Словесный ответ связывается с нажимом руки. Становится возможным за выявленой словесной реакцией наблюдать лежащие в ее основе механизмы, оценивать степень напряженности, возбужденности, нарушенности, а следовательно и степень аффективности проходящего перед нами процесса. Моторная р-ия аф-го проц-са даёт признаки резкого возб-я (дрожание) даже при отс-ии ассоц-го ответа. Позв-ет даже выявить наличие невысказ-й скрытой ассоц-ии (при отс-и ответа, но наличии мысли происх-т лёгкий нажим).

4) Страсти – сильные, стойкие, длительные эмоции, порождающие высокую активность личности, направленную на достижение своей цели. Вызвать страсть может ч-к, идея, деньги, вещи и др. Поглощают личность, овладевают ею.5) Настроение – целостное жизнеощущение, схраняющееся в течении относительно продолжительного периода и окрашивающее все поведение ч-ка. Это устойчивое эм. состояние, фон для деятельности.6 ) Стресс – эм. состояние, при котором обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающем нарушения в физиологическом и психологическом плане. Г.Селье: с помощью стресса организм мобилизирует себя для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными способами.

  Классификация эмоций и чувств:

Рубинштейн

Признаки эмоций: 1. Эмоции выражают состояния субъекта и его отношение к объекту; 2. Эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком Двойственное отношение эмоции и потребности: эмоция – конкретная псих форма существования пот-и, в результате появляется стремление к тому, что приведет к уд-ию потр-ти (предмету), но потом предмет доставляет нам уд-ние или нет, и у нас рождается чувство по отношению к нему (активно-пассивное взаимоотношения потр-ти и предмета: потребность-эмоция-предмет или предмет-эмоция-потр-ть). Но человек существо полимотивированное и один и тот же предмет (ситуация) может быть снабжен разным эмоц- отношением (амбивалентность). Отсюда чувства человека опр-ся не изолированной потребностью, а всей структурой личности.

Различные виды эмоциональных переживаний: три уровня эмоциональной сферы.

1 Уровень органической эмоционально-аффективной чувствительности. Сюда относятся элементарные так называемые физические чувствования – удовольствия, неудовольствия, связанные по преимуществу с органическими потребностями (Тон отдельного ощущения или выражение разлитого органического самочувствия организма (беспредметная тоска)). Выражение состояния организма. Беспредметны, элементарны, сигнализируют о состоянии здоровья.

2 Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Здесь более высокий уровень осознания чувства. Осознанное переживание отношения человека к миру. Возможна классификация этих чувств: - нравственные, связанные с миром отношения людей; - интеллектуальные, связанные с познанием; - эстетические, связанные с отношением к миру искусства, природы, - практические, которые возникают в результате деятельности.

3 Обобщенные чувства: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического. Они выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Отличительны от чувств, но родственные им аффекты и страсти.

Аффект: стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое пустив корни в человеке захватывает его и владеет им. Настроение – общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в строе всех ее проявлений. Настроение не предметно, а личностно (ему радостно!) - это разлитое общее состояние. Бессознательная, эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

Леонтьев. Эмоциональные процессы – процессы внутренней регуляции деятельности. Отражают смысл, который имеют объекты и ситуация, воздействующие на субъект, их значение для осуществления его жизни.

К эмоциональным процессам относит аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты – сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект.

Собственно эмоции. Более длительные состояния, проявляющиеся во внешнем поведении. Отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Идеаторный характер: способность предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о прежитых или воображаемых ситуациях.

Чувства. Предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте. Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию. Уровни чувств: от чувств к конкретному человеку, до социальных чувств.

Чувства – высшие эм-ии, связ-е с соц-ми и псих-ми потр-ми. Их кач-во зав-т от того с какими псих-ми обр-ми связан сигнал.Эм-я уст-сть ч-ка зав-т от след-х факторов: - степ. чув-сти к эм-м раздр-м, - степ. нар-я псих-х мех-в эм-го возб-я (исслед-л предвосх-е, установку (перестраховщика)). Эм-я уст-сть связ. с адекв-ю ур-ня прит-й.


В онтогенезе эмоций выделяется четыре этапа.
Первый этап (период новорожденности) характеризуется преобладанием инстинктов и прежде всего инстинкта самосохранения (включая пищевой).
Второй этап – этап органического чувствования. Основой его является переработка информации от экстеро– и интеро‑рецепторов и возникновение нестойких образных представлений о действительности с переживаниями ребенка: удовлетворения‑неудовлетворения, приятного‑неприятного. Из данных чувств формируется отношение ребенка к близким.
Третий этап – развитие эпикритических эмоций в период с 3‑х до 12–14 лет. Связь развивающихся эмоций с органическими потребностями преобладает еще продолжительное время, и с 10–12 лет эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение. Продолжается совершенствование эпикритиче‑ских эмоций, в эмоциональных реакциях начинает преобладать корковая коррекция органических потребностей и влечений.
Четвертый этап – формирование высших человеческих эмоций, полное развитие которых достигается к 20–22 годам.
К этому периоду чувства становятся подвластны рассудку, иными словами, корригируются интеллектуальной деятельностью. В этот период становится возможным подавление внешних проявлений эмоций, мимических реакций и выразительных движений.

 

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения, Д, выраженное в умении преодолевать внутр и внеш препятствия при совершении целенаправ д-й и поступков. Сознательное регулирование поведения и Д в затрудненусловия осуя с помощью волевого усилия. Воля необх, чтобы подчинить одни мотивы другим, подавить одни мотивы, а др усилить.

Различают импульсивную (или ситуативную), произвольную и волевую активность. Импульсивная активность возникает под воздействием ситуативных мотивов, малоосознав, вып ф-ю побуждения, предс собой аф разрядку, сразу переходит в д-е. (Напр., «эффект толпы» - феномены паники, конформности, стаи). Выделяют также произвольную активность, при которой осознаны преследуемая цель и существует контроль за ходом разворачивающихся процессов. Произвольная активность всегда проходит на фоне более или менее отчетливых ожидании предполаг результата Д или возможных последствий такого результата. (х-ки – сознат регул-е пов-я, обусловлена св-ми Л-ти, а не особ сит, вып ф-ю побуждения и тормож-я, Переход от побуждения к действию опосредствован осознанием цели, предвидением последствий действия.Одним из видов произвольной активности является волевая активность. Волевая активность не нужна там, где есть актуально переживаемая потр-ть, побуждающая к действию, и где действие имеет для человека положит смысл. Необходимость воли возникает, когда: 1) д-е, к-е необходимо выполнить, не связано с актуально переживаемой потр-тью и тем самым не имеет достаточного побуждения; 2) осуществление д-я сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддерживание необходимого побуждения к нему; 3) необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потр-ю. Волевая активность — это всегда избирательная активность, рез-т произведенного личностью выбора. Итак, необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию (или торможении его) но при условии, что действие должно быть осуществлено (или заторможено). В.А.Иванников полагает, что формирование побуждения к волевому д-ю достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия. Существует много приемов. которыми пользуется человек, желая изменить или внести доп смысл д-я. Доп- смысл действия формируется, на пример, при включении заданного действия в другое как условие его осуществления, то есть через соединение заданного действия с имеющимся у человека желанием.
Наконец, изменить смысл действия или ввести доп мотивацию возможно с помощью воображения. Так, человек может воображать себя таким же сильным, смелым, как любимый реальный или литературный герой; когда он воображает, как бы герой оценил его действия или как бы ОН поступил на его месте, и поступает в соответствии с этим. Таким образом, В.А.Иванников заключает, что волевая регуляция как регуляция побуждения к действию осуществляется на основе произвольной формы мотивации, когда человек намеренно или осознанно создает дополнительное побуждение (торможение) к действию через изменение смысла действия.

Механизм волевой регуляции: намеренное изменение смысла действия (трудовая деятельность: многие действия не имеют прямого отношения к мотиву деятельности, но на основе смысла, как отношении цели действия к мотиву деятельности они получают жизнь в проявлениях человека). Изменение смысла: 1. Через переоценку значимости мотива или предмета потребности; 2. Через изменение роли, позиции человека; 3. Через предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления. Волевая регуляция не нужна там, где имеется актуально переживаемая потребность, обеспечивающая побуждение к действию, где действие для человека имеет определенный положительный смысл.

Структура волевого процесса

Волевое действие имеет следующую структуру:

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Побуждение может вначале выступать в форме влечения — неосознанного побуждения, или желания, то есть более осознанного побуждения. В конкуренцию с этим желанием могут вступать другие мотивы. Поэтому в качестве стадии или фазы волевого процесса выделяют стадию борьбы мотивов.

2. Стадия борьбы мотивов. Эта борьба мотивов переживается иногда мучительно, болезненно, а иногда заключается в простом обсуждении мотивов, в подборе доводов — «за» и «против». В процессе этого субъекту необходимо учитывать последствия, которые может повлечь за собой реализация того или иного мотива. Здесь участвуют все познавательные процессы. В воображении человек может смоделировать возможные варианты, последствия, к которым может привести реализация или, наоборот, нереализация того или иного мотива. Человек может обращаться при этом к своей памяти, то есть актуализировать сходные ситуации, имевшие место в прошлом. Если в прошлом подобная ситуация завершилась благополучно, то субъект имеет тенденцию действовать сходным образом. Эмоции сигнализируют ему о том, насколько позитивна или негативна была для него эта ситуация. Мышление позволяет проанализировать возможные альтернативы и принять решение о действии. Таким образом, в волевой процесс включается интеллект. Он превращает волевой акт в действие, опосредствованное мыслью.

3. Стадия принятия решения, то есть избирается определенная цель и способ ее достижения.

4. Исполнение — здесь решение переходит в действие. Эти звенья волевого акта — принятие решения и исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называется «полевое усилие». Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны. Волевое усилие переживается как состояние значительного напряжения. О результате волевого усилия удается затормозить действие одних и усилить действие других мотивов. Если мотивы представить в виде структуры, то воля — это процесс динамического переструктурирования мотивов.

Сама «техника» принятия решения может быть различной. Опытные и не очень импульсивные люди — осмысливают положение и подводят конкретный случай под какую-то общую категорию. Как только это происходит, человек начинает действовать, как действовал раньше. Нерешительные люди, особенно тогда, когда положение сложно и решение затруднительно, осознавая это. намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение ситуации само принесет желанное решение,

Иногда, в затруднительных случаях люди облегчают себе решение тем, что принимают его как бы условно, приурочивая его исполнение к определенному моменту, то есть пытаясь овладеть собственным поведением. Так, будучи не в силах сразу оторваться от интересной книги, чтобы выполнять менее интересную работу, человек принимает решение сделать это, как только часы пробьют какой-то час.

Если человеку не удается принять решение, если борьба мотивов оказывается для него непосильной, то волевое действие может перейти в аффективное, то есть может наступить аффективная разрядка. Так, не в силах преодолеть в себе желание заняться более интересной деятельностью, студент может в состоянии аффекта бросить ненавистные книги, готовясь к экзамену.

Волевые качестваэто особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Чаще всего отмечаются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К волевым качествам отнесены критичность, исполнительность и уверенность, что весьма сомнительно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.120.178 (0.028 с.)