Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Операциональный состав мышления
Мышление совершается посредством различных мыслительных операций. Они являются основными механизмами мышления. Такими операциями являются сравнение. анализ, синтез, абстракция (отвлечение) и обобщение. Сравнение — мыслительная операция, которая заключается в сопоставлении предметов и явлений, нахождения сходства, различия и тождества между ними. Анализ - мысленное расчленение, разделение предметов и явлений на части, элементы, моменты. Синтез — мысленное объединение частей элементов в единое целое. Анализ расчленяет, синтез по-новому объединяет. Анализ и синтез существуют в неразрывном единстве. В ходе решения задачи мышление выступает как процесс. По ходу решения возникают все новые и новые условия, которые детерминируют дальнейшее протекание мыслительного процесса. Неизвестное не есть какая-то абсолютная пустота, оно всегда связано с чем-то известным. Вступая в связи с другими предметами, познаваемый объект выступает перед нами все новыми своими сторонами и свойствами. Из объекта как бы вычерпывается все новое и новое содержание. Например, прямая может выступать как биссектриса данного угла. как гипотенуза и т.д. Таким образом, через взаимодействие с другими объектами (синтез) происходит вычленение новых качеств (анализ). Анализ через синтез, согласно С.Л.Рубинштейну, является основным механизмом мышления. Абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа). Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам знаний относительно данной предметной области: § отдельные факты, положения, определения сознаются как самые важные, решающие для ее понимания); § категориальный характер (определяющая роль того типа знания, которое представлено в виде общих принципов, общих подходов, общих идей); § владение не только декларативным знанием (знанием о том. «что»), но и процедурным знанием (знанием о том, «как»); § наличие знания о собственном знании. Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Понятие — есть мыслимое отражение объекта в его общих и существенных признаках. Понятие является рациональным отражением действительности, формой концентрированного знания.
Объект в понятии характеризуется обобщенно. Эта обобщенность достигается средствами абстракции, идеализации, сравнения, определения и т. д. В каждом понятии различают его содержание и объем. Содержание понятия это совокупность существенных признаков объекта, отраженных в понятии. Объем понятия — это определенная общность предметов с родственными признаками. Так, в объем понятия «преступление» входит множество, состоящее из различного рода больших и малых отдельных преступлений против личности и имущества. Между содержанием и объемом понятия существует определенная связь. Чем больше содержание понятия, тем меньше его объем, Так, понятие «преступление» имеет один объем, а понятие «преступление против личности» имеет уже меньший объем, ибо содержание исходного понятия увеличилось за счет уточнения — «против личности». По мере накопления опыта содержание понятий обогащается, что свидетельствует об исторической обусловленности человеческого понятия. Но отдельными понятиями люди не мыслят. Другой формой мышления является суждение. Суждение, как и понятие, есть отражение связей и отношений познаваемого объекта с другими объектами, а также их оценка. Мыслить на этом уровне — значит судить о чем-либо конкретно. Суждение — это такая форма рационального уровня познания, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается. Язык является средством общения между людьми. Логически это высказывание типа «S» суть «Р». Иванов — судья. В этом суждении заложена конкретизирующая информация об Иванове. Как решение определенной познавательной ситуации, суждение есть акт мысли в форме логической операции. Если содержащаяся в суждении связь понятий соответствует действительности, то суждение является истинным. Если не соответствует ложным. Суждение имеет свою структуру. В нем в той или иной форме отражается отношение между единичным и общим. В суждении: «Иванов есть судья» единичное (Иванов) относится к общему (судья). Познание осуществляется в процессе перехода от единичного к общему, с возвратом к единичному, чтобы установить (определить) особенное. И формой осуществления этого перехода является суждение.
умозаключение. Оно позволяет из исходного знания логическим путем получать новое знание. Умозаключение — это такая форма рационального уровня познания, которая обеспечивает возможность из суждений, именуемых «посылками», вывести суждение (заключение). Заключение логически вытекает из посылок, но не по желанию субъекта познания, а в соответствии с реальностью. Например, шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля в период лунных затмений отбрасывает тень в форме диска. Следовательно, Земля имеет форму шара. Благодаря этой форме рационального познания нет необходимости каждое суждение получать из чувственного опыта, обращаться к эмпирическим фактам. Нужно лишь соблюдать определенные логические правила. Чтобы новое суждение (заключение) было истинным, необходимо соблюдать два условия. Во-первых, исходные суждения (посылки) должны быть истинными, и эта истина должна иметь социокультурное подтверждение. Во-вторых, форма умозаключения должна соблюдать правила связи суждений (посылок). Истинные умозаключения являются инструментом обоснования идей субъекта. Все его гипотезы и теории относительно объекта познания в сущности являются умозаключениями. Чувственное и рациональное познание вместе обеспечивают единство человеческого познания. Люди формируют задачи познания, интерпретируют его результаты на рациональном уровне, а получают необходимую рабочую информацию на чувственном уровне. Проникнув на уровни реальности, недоступной чувственному познанию, абстрактное мышление создает образы — проекты, которые после их опредмечивания приумножают поле чувственного опыта.
Речь — это особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку и осуществляемая посредством языка. Речевая Д - это процесс использования человеком языка с целью передачи и усвоения общественно-истор опыта, установления коммуникаций, а также планирования своих действий. Речь и язык неразрывно связаны между собой. Речи не может быть без языка. Язык-обществ-я форма познания. Человек не знающий, например, китайского языка, не может воспринимать речь на китайском языке. Язык же проявляет свою жизнь и свои функции через речь. Если люди перестают пользоваться каким-либо языком, он умирает. Но речь и язык не тождественны: — так, язык является общим для всех людей, говорящих на данном языке, речь же у каждого человека своя, индивидуальная; — язык не может подвергаться патологическим изменениям, а речь может подвергаться у отдельных людей патологическим изменениям. Главная особенность человеческой речи — членораздельность. Речь разделяется на отдельные элементы: звуки, буквы, слоги, морфемы (значимые части слова: корни, приставка, суффикс, окончание). Мышление и речь имеют генетически совершенно различные корни. Развитие этих функций идет по различным линиям. Решающее значение для установления этого факта имеют исследования интеллекта и речи человекоподобных обезьян, в особенности исследования Келера (1921) и Йеркса (1925). Основной вывод Келера: - наличие человекоподобного интеллекта при отсутствии человекоподобной речи и независимость интеллектуальных операций от его «речи». Но шимпанзе владеют своей речью, и эта речь и его интеллект функционируют независимо друг от друга. Итоги исследований: 1) Мышление и речь имеют различные генетические корни. 2) Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга. 3) Отношение между мышлением и речью не является сколько-нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития. 4) Антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь – в совершено других (фонетика речи, эмоциональная и зачатки социальной функции речи). 5) Антропоиды не обнаруживают характерного для человека отношения – тесной связи между мышлением и речью. 6) В филогенезе мышления и речи мы можем констатировать доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную фазу в развитии речи. В онтогенезе отношение обоих линий развития более смутно и спутано.
В онтоген-м развитии Мышление ребенка проходит доречевую стадию развития. кроме того, сущ Доинтеллектуальные корни речи в развитии ребенка: крик, лепет, первые слова. Детскую речь рассматривали на этой ступени ее развития как эмоциональную форму поведения. Исследования Ш.Бюлер показали, что в первый год жизни ребенка, т.е. именно на доинтеллектуальной стадии развития речи, мы находим богатое развитие социальной функции речи. Богатый социальный контакт ребенка приводит к раннему развитию речи. Смех, лепет, жесты в первые месяцы жизни ребенка выступают в роли средств социального контакта. Но линии развития мышления и речи, которые шли раздельно, в известный момент (около 2 лет) перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения. Этот переломный момент, когда речь становится интеллектуальной (осмысл-й), а мышление – речевым, характеризуется 2 признаками: 1) ребенок активно начинает расширять свой словарь; 2) быстрое скачкообразное увеличение запаса слов, возникающее на основе расширения словаря. Ребенок сам нуждается в слове, стремиться овладеть знаком, принадлежащим предмету. Если первая стадия развития, как показал Мейман, является по своему психологическому значению аффективно-волевой, то начиная с этого момента речь вступает в интеллектуальную фазу развития. Ребенок как бы открывает символическую функцию речи.
Сопоставление развития речевого мышления с развитием речи и интеллекта в животном мире и в самом раннем детстве показывает, что одно развитие не является просто прямым продолжением другого, но что изменился и сам тип развития. Речевое мышление представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму общественно-историческую и поэтому отличающуюся в основном целым рядом специфических свойств и закономерностей, которые не могут быть открыты в натуральных формах мышления и речи. функциии: функция сообщения, функция выражения и функция побуждения к действию. Но главными явл-ся коммуникат-я и семантич-я (смысловая), благ-ря кот-м речь явл-ся средством общения и формой существования мысли, сознания. Функция сообщения. Благодаря этому через слово мы сообщаем свою мысль другому, обмениваемся мыслями, добиваемся взаимного понимания. Речь похожа на то, что в технике называется кодированием и декодированием. Экспрессивная функция речи (функция выражения). В речи не только передается определенная инф, но и выражается личность говорящего: темперамент, некоторые черты характера (уверенность или неуверенность в себе), волевые качества (выдержка, самообладание), интересы и другие стороны личности. Особенно ярко выражается в речи эмоц состояние говорящего лица и его эмоцотношение к собеседнику и к содержанию речи. Выразительность речи достигается, 1 при помощи жестов и мимики, интонации и логического ударения, тембра, ритма, пауз. 2 подбор слов, соответствующего эмоц тона. Есть слова торжественные, слова поэтические, слова шутливые и т.д. Функция побуждения. Через речь, мы воздействуем на другого: просим, требуем, советуем, приказываем, обещаем, поручаем и т.д. Сила воздействия слова зависит от: а) подбора слов; от конструкции предложения, б) интонации; в) подкрепления слова действием; г) волевых качеств говорящего, внушающей силы слова (главным образом, через интонацию); д) авторитета. Процессы речи. Речь как средство общения предполагает два процесса:1) формулирование (или кодирование) речевого высказывания - воплощение мысли в систему кодов языка;2) понимание (декодирование) высказывания — анализ воспринимаемого высказывания. Формулирование речевого высказывания. Чел. должен иметь мотив высказывания, в качестве которого может быть желание выразить просьбу, передать информацию. Далее возникает мысль или схема высказывания. До своего воплощения в высказывании мысль носит смутный, диффузный характер. Переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью — внутренняя речь. Внутренняя речь имеет свернутый, сокращенныйхарактер. Внутренняя речь по своему характеру фрагментарна, в ней есть только общие обозначения дальнейшего высказывания. Понимание высказывания — это анализ и синтез разнообразных сигнальных или смысловых значений в речи. Слово — центральная единица языка, а не только комплекс звуков. В понимании значения слова огромное значение имеет прошлый опыт, оживление ассоциаций между словом и обозначаемым им предметом. Важное значение в понимании значения слов имеет сочетание их в предложении. В более сложных ситуациях слово понимается, исходя из более широкого контекста.
виды речи: жестовая и звуковая, устная и письменная, внешняя и внутренняя. Звуковая речь предполагает более высокое развитие абстрактного мышления, а жестовая речь скорее изображает, чем обозначает и является формой наглядно-действенного мышления. - Устная речь. Общение в устной речи ограничено условиями времени и пространства. В устной речи очень велико значение мимики и пантомимики, интонации, ее ритмико- мелодической стороны. Устная аффективная речь — в ней нет четкого мотива, она не нуждается в предварительной подготовке (междометья). Устная диалогическая речь. Это основной исходный вид устной речи, протекающий в форме разговора двух или нескольких лиц. Она реактивна, менее произвольна, не требует спец подготовки, свернута. Это в значительной мере ситуативная речь. Большое значение в диалогической речи имеют не только ее интонационные моменты и жесты, но и сопровождающие ее действия, которые выражают иногда внутренний, смысловой подтекст речи. Однако в некоторых случаях и диалогическая речь требует, чтобы все передаваемое содержание было полностью выражено в точных словесных значениях, чтобы она имела четкое грамматическое строение. Устная монологическая речь - более сложный вид, когда говорит один чел, а остальные только слушают, но прямого активного участия в речи говорящего не принимают. она более активна и произвольна, требует от говорящего связного, последовательного изложения своей мысли. является наиболее организованной, требующей полного программирования вплоть до составления текста челу одновременно необходимо следить и за своей речью и за реакциями аудитории.. - Письменная речь является значительно более сложной по структуре. 1. письм речь обращена к лицу, к-ый в данное время отсутствует,2. письм речь лишена вразит ср-в и интонац богатства 3 нет опоры на общ ситуацию Грамматически она является наиболее развернутой формой речи. Это объясняется также и тем, что письменная речь лишена «обратной связи» от собеседника. Пониманию письм речи надо спец учится Внутренняя речь отличается от внешней не только отсутствием звук-го сопровождения, но и своей функцией, структурой (она предикативна). Служит не средством сообщения, а формой внутренней работы мысли. Но также является соц-й, т.к. производна от внешней. Психосемантика — раздел психологии, изучающая развитие и функционирование системы значений индивида. Основные проблемы, которые здесь ставятся, следующие: исследование существования значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов, символических действий, влияния на них эмоц и мотивац факторов. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических пространств. Так же исследует генезис, структуру и функционирование индивидуального или общественного сознания, и его ведущей образующей – значения. Формой фиксации значения могут выступать, в первую очередь, слова естественного языка, а также знаки, символы, изображения, выразительные движения, формы ритуального поведения и т.д. в их инвариантном для различных индивидов данной культуры социально -нормированном смысле. Т.о. психосемантика рассматривает, главным образом, содержание сознания субъекта, его картину мира, включающую как осознаваемые, так и неосознаваемые пласты ментальности. Методология школы Выготского – Леонтьева - Лурии определяла теоретическое становление психосемантики. Психосемантика, являясь областью психологии, имеет ярко выраженный междисциплинарный аспект, перекликаясь с философией и культурологией, языкознанием, социологией (работы С. Московичи), информатикой, (работы Д.А.Поспелова). Работы: Петренко, Лурии, Столина и др. Вербальное и невербальное общение. Вербальное (средство - речь). Основная проблема – выявление условий и способов, повышающих эффективность вербального воздействия. Система мер, направленных на это, называется убеждающей коммуникацией. Исследователи опираются на модель коммуникативного процесса Г.Лассуэлла. Элементы: 1-коммуникатор, 2-реципиент или аудитория,3-текст,4-канал,5-эффективность. Невербальное (средство – неречевые знаковые системы). 1) Кинесика: мимика, жесты, пантомимика. С помощью этого мы можем получить информацию об эмоциональном состоянии другого человека, о его отношении к собеседнику, предмету разговора, о профессии, статусе, чертах характера. 2) Паралингвистика (вокальная мимика – изменение громкости голоса, тембра, интонации) и экстралингвистика (вкрапления в речь – паузы, покашливания, смех, плач). 3) Проксемика: пространственная и временная организация общения. Среди пространственных характеристик, влияющих на эффективность общения, выделяют: А) дистанция: интимная, личная, социальная, публичная. Б) конфигурация размещения людей: лицом к лицу, в кругу. Из временных характеристик несут смысловую нагрузку: А) своевременный приход или опоздание Б) время суток. 4) Визуальное общение: направление взгляда, изменение его направления, продолжительность, избегание взгляда, выражение глаз. Развитие речи в онтогенезе. Первичное овладение живой речью совершается в процессе жизненно мотивированной Д-ти общения. 1 период – подготовительный. Реб. приобретает пассивный фонетический материал, овладевает голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих. Около 3-го мес. Появляется лепет, как бы игра звуком. Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых. Во 2-м полугодии появл-ся «автономная речь», существенным в кот-й явл. то,что она открывает способ «обобщения» реб-м 1-х слов. К концу 1-го года вокализации используются для общения со взрослыми с целью привлечь их к себе, удержать возле себя. Первые осмысленные слова появляются к к. 1-го - нач. 2-го г. По своему значению они выражают в основном потребн-ти, желания и аффективные сост-я реб. К 1,5 г. выдел-ся обознач-я ф-ия речи. Активно растёт словарь (сущ-е). Решающим для развития речи явл. то, что реб-к посредством речи вступает в сознат-е общение со взр-ми.Между 1,5 и 2-мя г. у реб появл-ся 1-е предлож-я из 2-3 слов. 2 период - с этого момента речь вступает в интеллектуальную фазу развития. Около 2 лет реб-к активно оперирует словосочет-ми, понимает глаголы. Третий год жизни характеризуется возрастающей речевой активностью ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослых и формир собст активная речь. В 3-4 г. нач-ет формир-ся связная речь, реб-к понимает прилаг-е. В раннем детстве речь носит ситуативный характер. В 4-5 – окончание формиров-я активной речи, учится излагать мысли. В 5-6 лет формируется планирующая ф-ия речи, а в 6-7 разв-ся внутренняя речь. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение. Эгоцентрическая речь. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей наблюд-ся склонность к монологизированию. Эту речь Ж. Пиаже назвал эгоцентрической, она: 1)не выполняет коммуник-ю ф-ию, 2)речь для себя, не учитывая мнение др-го, 3)речь о себе. В дошк-м возрасте она составляет 46% детских высказываний, спадая резко в 7 лет. Эгоц-я речь представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, кот-й явл-ся компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией. Он противопоставляет её соц-й речи. Э.р. состоит из 3 категорий: эхолалия (повторение), монолог, монолог вдвоем или коллективный монолог. Вывод: дети думают и действуют более эгоцентричнее, чем взрослые, менее сообщают друг другу свои интеллектуальные высказывания. Большей частью говорят только для самих себя. Эта э.р. не выполняет никакой функции в поведении и мышлении ребенка. Развитие э.р. идет по убывающей прямой. Таким образом, эта речь является прямым выражением степени недостаточности и неполноты социализации детской речи. Выготский считал, что эгоц-я речь лежит на пути развития от внешней коммун-й речи к внутр-й. Она вып-ет у реб. Ф-ию осмысливания и планирования действия. По его мнению речь реб-ка представляет собой смешанную, переходную форму от речи для др-х к речи для себя, причём она становится внутр-й по своей псих-й природе. Э.р. есть выделившаяся уже в функциональном и структурном отношении особая форма речи, которая по своему проявлению еще не отделилась окончательно от социальной речи, в недрах которой развивалась и созревала. Речь ребенка является в функциональном и структурном отношении э.р., т.е. особой и самостоятельной формой речи, однако не до конца, т.к. она субъективно не осознается еще как внутренняя речь и не выделяется ребенком из речи для других; также и в объективном отношении эта речь представляет собой отдифференцированную от социальной речи функцию, но снова не до конца, т.к. она может функционировать только в ситуации, делающей социальную речь возможной. Т.о., с субъективной и объективной стороны эта речь представляет собой смешанную переходную форму от речи для других к речи для себя, причем, речь для себя становиться внутренней больше по своей функции и по своей структуре, т.е. по своей психологической природе, чем по внешним формам
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.196 (0.032 с.) |