Теоретические основы отечественной патопсихологии (методологические основы патопсихологии) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы отечественной патопсихологии (методологические основы патопсихологии)



Основные понятия патопсихологии

Патопсихология занимает среднее положение между психиатрией и психологией. После 1920 года патопсихология становится всемирной наукой, и тут же начинаются запреты.

Все материалы изучались на грубой патологии.

После 2 мировой войны - большое количество людей с черепно-мозговыми травмами. Это был большой материал для исследований. После войны также развивается посттравматическое направление.

Основоположник патопсихологии в России Блюма Вульфовна Зейгарник. Училась в Берлине у Курта Ливина.

Феномен Зейгарник: "Незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные". Создала школу.

В психиатрии есть область психопатология - она дает описание симптомов и синдромов психических заболеваний в их динамике. Психопатология - использует медицинские термины:

· этиология - происхождение заболевания, причина

· патогенез - развитие заболевания во времени

· рецидив болезни - повторение

· ремиссия - излечение от болезни, но не окончательно, возможно повторение

В психопатологии используются медицинские методы. Для психиатров наблюдение, беседа.

В патопсихологии - используются психологические понятия и психологические методы получения информации.

Патопсихология - наука, изучающая психические закономерности нарушения или распада психики при душевных заболеваниях, в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме, то есть в отличие от медицины патопсихология знает основные закономерности.

Как изменяются психические процессы в норме, при патологиях?

Мало узнать, что нарушено. Для реабилитации, коррекционной работы необходимо знать о сохранных психических функциях.

Патопсихология базируется на общих психических знаниях. Патопсихология обогащает общую психологию.

Общетеоретические задачи, решаемые патопсихологией.

1. Роль личностного компонента в структуре познавательной деятельности: мышления, восприятия, памяти. На материале, полученном от больных, исследуется информация о нарушении восприятия при изменении мотивационной сферы. Например: у шизофреников нарушена мотивация. Особенности личности при шизофрении влияют на познавательную сферу.

2. Вопрос о соотношении социального (психологического) и биологического в развитии человека. Например: у алкоголиков возникает энцелофопатия - нарушение мозговой деятельности. Этот пример является моделью того, как работают структуры мозга в данных условиях.

3. Вопрос о соотношении распада и развития психики.

Выготский: распад не является негативным в развитии.

Те, кто поддерживают иную точку зрения: больной не выполняет более сложные функции, а только простые.

Слабоумное мышление внешне похоже на мышление ребенка. Но оказывается, что содержательно они отличаются:

· Не всегда самые высокие функции нарушаются. Мышление слабоумного и ребенка отличаются особенностями: слабоумный взрослый не в состоянии овладеть системой новых связей. Новые знания для него недоступны. При этом сохраняется запас старых знаний (остаются навыки поведения в обществе). Некоторые вещи остаются на автоматизированном уровне. У ребенка наоборот - нет запаса знаний, но он способен овладеть новыми знаниями.

· " Откликаемость " - акт поведения под воздействием внешней среды. Стимул во внешней ситуации (колокольчик в приемной). Полевое поведение. "Откликаемость" у взрослых больных дезорганизует деятельность и не приводит к достижению какого-либо результата. У ребенка его "откликаемость" обогащает умственную деятельность, сферу опыта, служит накоплению знаний.

· Некритичность - больной не оценивает свои поступки, следствия. Они родственны с поведением ребенка. Сходство формальное. Некритичность больного основана на неиспользовании знаний и недостаточной обусловленности действий личностными установками и намерениями. У ребенка ситуация другая - некритичность связана с недостатком знаний; у ребенка существует ограниченная цель. Есть направленность деятельности.

Существует различие между нарушением психики у взрослого и распадом, выраженным в патологических процессах. Распад не является негативом развития.

 

 

Нарушение критичности

Нарушение критичности - включается личностный уровень. Встречаются часто, в принципе у всех, за исключением невротиков.

Невозможность адекватно оценить свои действия, их соответствие требованиям задания, недостаточное планирование, контроль за своими действиями, коррекция ошибок.

У разных больных разные аспекты критичности. Критичность связана с социальной адаптацией, возможностью оценить свое поведение в соответствие с социальными требованиями и правилами.

Шизофрения

1. приступообразное течение (приступ - ремиссия)

2. непрерывно текущая (нет выхода из заболевания)

3. циркулярная

Различные формы по содержанию психопатологической симптоматики

1. параноидная

2. катотоническая (больной застывает, перестает двигаться)

Свойственно несоответствие эмоций содержанию сознания, снижение социальных контактов, познавательная деятельность противоречива по своему качеству (несоответствие познавательных возможностей и реальных достижений)

Часто наблюдается нарушение мышления при некоторой форме течения болезни.

Стабильное нарушение, устойчивое к терапии, остается даже в условиях хорошей ремиссии (выход из приступа). Расстройства трудно поддаются коррекции.

При шизофрении наиболее специфическими являются:

· искажение процесса обобщения - больной способен к правильному выполнению задания, но использует неадекватные средства.

· нарушение мотивационного комплекта мышления (наблюдаются все подвиды)

· нет нарушения динамической стороны мышления за исключением двух случаев:

1. массированная терапия нейролептиками (например, галоперидон)

2. особенности эмоционального состояния, на фоне которого исследуется больной (маниакальные и гипоманиакальные состояния)

 

Школа Полякова

Двигались в одном направлении с Зейгарник.

Поляков критиковал Зейгарник, что они выводят нарушения мышления в области других сфер.

В школе Полякова опирались на западные исследования. Использовали вероятностный подход для изучения шизофрении. Опирались на работы по эффекту сверхвключаемости при шизофрении.

Он заключил, что у больных шизофренией - существует нарушение механизма фильтрации исследования информации, который связан:

1. либо с нарушением подкорковых структур мозга

2. либо невозможность оттормозить эмоционально-насыщенные стимулы. Стимулы в силу эмоциональной заряженности оттормаживаются - возникают алогизма - нарушение логики.

3. Невозможность удержания установки на выполнение задания.

Поляков использовал общие психологические базы. Выдвинул свою гипотезу - у больных шизофренией нарушается вероятностная структура прошлого опыта. Вследствие чего больные шизофренией используют с равной вероятностью как существенные, так и латентные признаки. Т.е. наблюдается нарушение избирательности признаков из прошлого опыта. В школе Полякова - эти нарушения избирательности проявляется не только в мышлении, но и в других видах познавательной деятельности.

Исследование Критской: изучалось восприятие речевых стимулов у больных шизофренией. На магнитофон записывались фразы специально организованные по правилам статистической организации речи. Фразы имели контекст, в конце стояло смысловое слово. На него накладывался шум. Уровень шума был разный: сильный, средний и слабый. На каждой фразе свой шум. Смысловое слово в конце было либо высоко-, либо низковероятным.

Например: Врач надел белый фартук. - Низковероятно.

Двор порос зеленой травой. - Высоковероятно.

И больные и здоровые при высоком уровне шума затруднялись дать ответ. При слабом - одинаково успешно справлялись с заданием. Задание достаточно простое. При средней интенсивности шума - шизофреники обнаруживали большую перцептивную точность, чем норма.

Исследования Богданова: особенности зрительного восприятия больных шизофренией. С помощью тахистоскопа - аппарата, контролирующего время экспозиции стимула (например: доли секунды). Больным предъявляли карточки с различными изображениями.

При первом типе - изображение расфокусировано. Нечеткое изображение по 3 степеням: слабая расфокусировка, сильная расфокусировка, средняя. При втором типе: изображение нестандартное, изображение привычное. Например: перевернутый кораблик, ваза с фруктами, в которой лежит лампочка.

В норме у испытуемых среди фруктов в нечетком изображении - увидят грушу. В шизофреников - лампочка. Если шизофреники трудоспособны - то они очень креативны.

Эксперимент Мережко. Исследовалась мыслительная деятельность больного. 2 типа экспериментов:

1. использовались задания на исследование структуры понятий (например: исключение предметов, сравнение понятий (река-озеро, соловей - воробей).

Мережко выявил, что больные используют латентные, побочные признаки для решения заданий, хотя правильное решение для них доступно. Больным часто доступнее решение, чем норме. Например: предложить как можно больше решений воробей - соловей. Больной придумает больше признаков для сравнения, чем здоровый.

2. Использование творческих задач, которые основывались на нахождении некого признака путем изменения стереотипа. Задание: предложить больному подумать, если бы у него были весы, спички, гири, кусок свечи, карандаш, ручка. И все это нужно уравновесить для того, чтобы они через некоторое время вышли из равновесия. Ответ: поджечь свечу.

Шизофреники часто эффективнее при решении таких задач.

Независимо от дефекта и длительности заболевания больные используют латентные признаки в ситуациях решения познавательных задач.

Некие особенности мышления проявляются до заболевания. Многие до заболевания пациента с особенностями мышления - в итоге заболевали. Особенности мышления - признак предрасположенности к заболеванию.

Нарушения мотивационной сферы у данных больных есть. Нарушение мотивационной сферы также влияет на заболевание.

Дети с симптомами шизофрении - их интересы больше связаны с социально-практической деятельностью, межличностными отношениями. Формирование личности отличалось от нормы.

В основе нарушений при шизофрении лежат особенности мотивационно-личностной сферы. Они являются доминирующими в структуре патопсихологического синдрома.

 

Мнестические процессы.

Память может нарушаться вплоть до Корсаковского синдрома.

Нарушение внимания - трудности сосредоточения, колебания внимания, сужение объема внимания, его истощение.

Нарушение мышления - лабильность, неравномерность уровня выполнения мыслительной деятельности. Может быть грубое снижение мыслительных операций: трудности обобщения, синтеза, анализа, конкретно-ситуационного решения. Данное нарушение часто наблюдается на протяжении всего периода выполнения задания.

Лабильность - нарушение динамической стороны мышления. Может проявляться в инертности, вязкости, повышенное внимание к деталям, нарушение мотивационной стороны мышления: резонерство возникает на фоне затруднений при выполнении задания, носит компенсаторный характер. Больной выводит в план громкой речи весь ход выполнения задания, планирования и контроля. Особенности атрофического или сосудистого процесса - приводит к нарушению письма, чтения и других функций.

Личностный профиль. Взрывчатость, эмоциональная лабильность. Больной не может сдерживать свои чувства. Снижение мотивации, быстрая истощаемость побуждений.

Тенденция к жизни в единственном времени, что проявляется в отсутствии программы будущего и игнорирование прошлого. Уход в переживания прошлого. Временная перспектива сужается. Это нормальная компенсаторная стратегия психики. Часто бывают некритичны. Попытка завязать близкие отношения с врачом, уйти от выполнения задания.

Представление о неврозах.

Невроз - пограничная форма психопатологии, относится к области малой психиатрии.

Невроз - изменение эмоциональной стороны, проявление патологических эмоций: раздражительность, негативное переживание себя, других; состояние тревоги, опасения, страхов.

Также проявляются соматические изменения, со стороны вегетативной нервной системы. Возможны изменения работы желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, переживание страха смерти, паники. Желание двигательно разрешить ситуацию.

Жане первый начал писать о неврозах. Ввел систематический подход к изучению неврозов. Рассматривал невроз - как болезнь развития функции. В любой функции необходимо различать высшие и более ранние уровни. При неврозе - более высоко организованный уровень нарушается. При неврозе нарушается функция, которая должна отвечать за приспособление к меняющимся условиям и психической жизни тоже.

У больного - неврозы встречаются в переломные моменты жизни - подростковый возраст, женитьба...

Неврозы - социогенное заболевание, патология. Впервые в изучение неврозов внес вклад психоанализ. Фрейд и его ученики помогли понять психику с точки зрения протекания психических процессов.

Неврозы - это нарушение, драма ранних этапов социализации человека. По Фрейду человек наделен влечениями. Например: сексуальное влечение. В большинстве поздних работ он говорит о влечении к жизни и смерти. Также, помимо влечений, есть требования социума. В норме - происходит адаптация - найти баланс между влечениями и требованиями общества. Со временем требования усваиваются и становятся своими.

В психоанализе есть такое понятие - конверсия - замена вытесненного желания. Конверсия - первое психологическое объяснение психопатологии. Конверсия - как механизм.

Неврозы - это симптомы, символическое выражение вытесненного конфликта.

Ученик Фрейда - Адлер писал о неврозах: врожденный комплекс неполноценности, стремление к лидерству - ведет к неврозам.

Карен Хорни: основным вытесненным переживанием является врожденная исходная тревога. Неврозоподобный процесс - особая форма человеческого развития, чрезвычайно неудачная из-за растраты творческой энергии. При благоприятных условиях эта энергия идет на реализацию собственного потенциала.

Однако под действием внутреннего принуждения у человека может начаться отчуждение от своей собственной реальности.

Гуманистическое направление назовут это аутентичностью.

Хорни пишет - при любом виде невротического развития, ядро проблемы начитается в отчуждении от себя. Например: погоня за славой. Якобы общество - причина нарушения.

Экзистенциализм - Франкл, Бинсвангер говорят о чуждости окружающего мира и важности обретения смысла жизни. Легче утратить его. Все это сильно зависит от социальных условий, требований общества.

Неврозы - индивидуальный способ познания и истолкования мира. Способ обретения смысла своего существования. Способ суживания этой бесцельности жизни.

Неврозы - искажение развития, некий неадаптивный способ поиска смысла жизни. Квазисуществование.

Гуманистическая психология - Маслоу, Роджерс не направлены на работу с психотиками. Не работают с тяжелыми формами больных. Хорошо понимают челове5а с психологическими проблемами, а не с заболеваниями. Работают с клиентами - а не с пациентами. В гуманистической психологии человек рассматривается с положительной точки зрения, но он немного испорчен, так как пытается подстроиться под среду.

Гештальт-терапия.

Гештальт-терапия не занимается тяжелыми расстройствами. Фредерик Перлз. 5 уровней неврозов.

1. Уровень фальши - установки как будто жизненные. Люди играют различные роли (роли определяются в жизнедеятельности). Требуется, чтобы люди жили в согласии с ожиданиями других. Невротики актуализируют некоторые отвлеченные представления и идеи, а не собственное "Я - реальное". Демонстрируется слон, который стремится быть розовым кустом.

2. Фобический уровень. Переживания страха и боли, ожидаемые от соприкосновения с неудовлетворенностью, чертами собственного "Я".

3. Тупиковый. Переживания безнадежны, отсутствие смысла жизни внутри нас или отсутствие поддержки извне.

4. Переживание смерти, умирания, отчуждения части "Я". Человек должен отказаться от привычных ролей.

5. Позволяются переживания ярких эмоций. Это помогает сдвинуться с мертвой точки и продолжить развитие.

 

 

Психопатия

Психопатия - в переводе - психические страдания. Это особая группа психических больных, относится к малой психиатрии (как и невроз)

Состояние стабильное, сопровождает всю жизнь, проявляется в дисгармоничной личности. Это особенности личности человека.

Корсаков, Ганнушкин занимаются психопатией. Психопаты - 5-15% всего населения. Это заболевание проявляется у мужчин в 2 раза чаще, чем у женщин. Психопатии характерны для юношеского возраста.

Причины: биологические, социальные.

Биологические причины психопатии - наследственность, алкоголизация родителей, патология внутреннего развития: болезнь матери, родовая травма.

Социальные причины психопатии - дефекты воспитания в раннем возрасте, влияние социума.

Ганнушкин - психопатия проявляется с юности, представляет собой ряд особенностей, отличающих их от так называемых нормальных людей и мешающих им безболезненно для себя и других приспособиться к окружающей среде. Речь идет о таких чертах и особенностях, которые проявляются во всем. Психопатия тотальна, захватывает всю личность.

Классификация психопатии.

Крепелин - первая попытка классификации. Нет общего критерия для выделения группы. Группы носят описательный характер.

Ганнушкин - классификация описательная. Строгих критериев нет.

· циклоиды, астеники (невыносливые к требованиям жизни)

· неврастеники, психастеники, шизоиды (люди-схемы) - не чувствительные к другим, очень ранимы к себе

· параноики - очень активны в реализации своих сверхценных идей. Мышление незрелое, неглубокое, аффективно окрашеное

· эпилептоиды - агрессивны

· истерические характеры - человек хочет быть в центре внимания. В мышлении нет объективной программы. Противоречивость суждений.

· неустойчивые характеры - зависимость от чужого влияния

· антисоциальные характеры - нарушение требований общества, угроза для жизни окружающих

· конституционально-глупые - лица, которые могут усвоить все необходимые навыки, системы понятий, могут хорошо учиться, не могут понять эмоциональные нюансы определенных ситуаций.

Основные черты психопатии:

1. тотальность личностных изменений

2. их относительная стабильность

3. выраженность черт личности. Дисгармония до степени социальной дезадаптации.

Нарушение мышления связано с эмоциональностью. Они не демонстрируют эти нарушения в ситуации эмоционально незначимой для них. Этим и отличаются от шизофреников.

4. аффективная логика - особенности аффективно-насыщенного отношения к ситуации приводят к нарушению мышления, при этом мышление психопатов определяется не значимостью конкретной конечной цели, а субъективно переживаемой, аффективно окрашенной потребностью (Быть лучше всех, во что бы то ни стало). Эта потребность определяет последовательность их действий, приводит к нарушению процессов прогнозирования и считывания прошлого опыта.

Психопатия приравнивается к личностным расстройствам.

Эксперимент Гульдан. Исследование касалось особенностей самооценки больных и уровня притязаний. Была выявлена тенденция к выбору более трудных задач, особенно при первых выборах. Неадекватное реагирование на успех и неуспех.

1. В ситуации неуспеха психопаты выбирают еще более трудные задачи. Характерно для психотипов истерического круга, параноидных, иногда эпилептоидов. Опыт их не учит.

2. Реакция на успех - реагирует выбором более трудной задачи. Тактика закрепления успеха. Характерна для психотипов - астеников.

Эксперимент 4 шкалы. Шкалы: здоровье, счастье, характер, ум. Для психопатов характерно тяготение к полюсам. Для истерических психотипов - наблюдается тяготение к "+", для астеников к "-".

Самооценка у психопатов весьма специфичная. Высокая зависимость от значимого окружения. Через мнение окружающих происходит реализация своего "Я".

Братусь: выявление особенностей уровня притязаний - жизненная линия таких личностей формируется под влиянием нарушений тактики целеполагания, недостаточного различения разноуровневых целей. Например: цель добиться успеха в жизни вообще. Цель - удержаться на работе. Психопат плохо ориентируется в целях. Это приводит к снижению продуктивности деятельности, смысловой сфере психопатов - они видят в каждой ситуации непосредственное испытание своего "Я". И поэтому так зависит от внешних оценок, болезненно реагируют на экспериментально и жизненно вызванные успехи и неуспехи.

Специфические особенности смысловой сферы, нарушения опосредования реальных целей - идеальными - приводит к тому, что для психопатов, оказывается, невозможно встать на наблюдающую позицию, актуальную потребностям.

Для психопатов невозможен отстраненный взгляд со стороны.

Исследования уровня притязаний Лавриновича. Данные исследования на психопатах.

· возбудимые

· тормозимые

· истерические

В качестве материала лабиринты Хикхаузена (карточки с лабиринтами, один уровень сложности). Больных просили зафиксировать за сколько они прошли лабиринт и за сколько они пройдут следующий и остальные 5 лабиринтов.

Оценивается учет обучения в процессе:

· у тормозимых - отмечалось - не изменялся ли уровень притязаний в случае неуспеха

· у истерических психотипов - после неуспеха повышался уровень притязаний. Отмечалась субъективная ненужность состояния плана, и формулируемый план - либо вообще не определял динамику целеполагания, либо в случаях искусственно заниженного плана позволял испытуемым достигать заведомо положительной внешней оценки.

· у возбудимых психопатов - отмечалось ригидное следование составленному плану и в ситуации неуспеха целью деятельности становится субъективно принятый результат.

· у тормозимых психопатов - субъективная невозможность изменения плана. Для контроля и планирования - они слишком ригидны.

Исследования Бульдана: исходная гипотеза о том, что криминальность психопата не является врожденным качеством, а обусловлена общей направленностью личности с содержанием системы ценностей.

Исследование: биографический метод. Использовались материалы судебного дела, проективные методики ТАТ, Роршах, Розенцвейг. Обнаружены основные дефекты, согласно данным: личностная дисгармония локализуется в направленности личности. Исследования проводились более чем на 1000 человек.

Два основных механизма мотивообразования:

1. нарушение опосредования потребности (формируется при жизни)

3 типа патологических мотивов:

1. аффектогенные мотивы, когда все поведение испытуемых подчиняется актуальному аффективному состоянию. Оно направлено на нанесение ущерба другому человеку. При этом отсутствует опосредованность данного мотива другими целями, задачами.

2. ситуационные импульсивные мотивы. Схожи с полевым поведением. Случайные ситуационные требования.

3. анэтические, асоциальные мотивы. В своем поведении больной не опирается на этические правила, социальные нормы. Социальные нормы часто бывают чисто декларируемые.

2. Механизмы нарушения опредмечивания потребности

· возникновение мотивов суррогатов (заменяющих)

· возникновение мотивов психопатической самоактуализации (отмечается крайний эгоцентризм - стремление, во что бы то ни стало добиться цели). Крайняя манипулятивность другими для достижения желаемого результата.

· суггестивные мотивы - мотивы, внушенные другими людьми. Эти мотивы формируются как влияние других людей, группы. Человек не может противостоять группе.

Основные понятия патопсихологии

Патопсихология занимает среднее положение между психиатрией и психологией. После 1920 года патопсихология становится всемирной наукой, и тут же начинаются запреты.

Все материалы изучались на грубой патологии.

После 2 мировой войны - большое количество людей с черепно-мозговыми травмами. Это был большой материал для исследований. После войны также развивается посттравматическое направление.

Основоположник патопсихологии в России Блюма Вульфовна Зейгарник. Училась в Берлине у Курта Ливина.

Феномен Зейгарник: "Незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные". Создала школу.

В психиатрии есть область психопатология - она дает описание симптомов и синдромов психических заболеваний в их динамике. Психопатология - использует медицинские термины:

· этиология - происхождение заболевания, причина

· патогенез - развитие заболевания во времени

· рецидив болезни - повторение

· ремиссия - излечение от болезни, но не окончательно, возможно повторение

В психопатологии используются медицинские методы. Для психиатров наблюдение, беседа.

В патопсихологии - используются психологические понятия и психологические методы получения информации.

Патопсихология - наука, изучающая психические закономерности нарушения или распада психики при душевных заболеваниях, в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме, то есть в отличие от медицины патопсихология знает основные закономерности.

Как изменяются психические процессы в норме, при патологиях?

Мало узнать, что нарушено. Для реабилитации, коррекционной работы необходимо знать о сохранных психических функциях.

Патопсихология базируется на общих психических знаниях. Патопсихология обогащает общую психологию.

Общетеоретические задачи, решаемые патопсихологией.

1. Роль личностного компонента в структуре познавательной деятельности: мышления, восприятия, памяти. На материале, полученном от больных, исследуется информация о нарушении восприятия при изменении мотивационной сферы. Например: у шизофреников нарушена мотивация. Особенности личности при шизофрении влияют на познавательную сферу.

2. Вопрос о соотношении социального (психологического) и биологического в развитии человека. Например: у алкоголиков возникает энцелофопатия - нарушение мозговой деятельности. Этот пример является моделью того, как работают структуры мозга в данных условиях.

3. Вопрос о соотношении распада и развития психики.

Выготский: распад не является негативным в развитии.

Те, кто поддерживают иную точку зрения: больной не выполняет более сложные функции, а только простые.

Слабоумное мышление внешне похоже на мышление ребенка. Но оказывается, что содержательно они отличаются:

· Не всегда самые высокие функции нарушаются. Мышление слабоумного и ребенка отличаются особенностями: слабоумный взрослый не в состоянии овладеть системой новых связей. Новые знания для него недоступны. При этом сохраняется запас старых знаний (остаются навыки поведения в обществе). Некоторые вещи остаются на автоматизированном уровне. У ребенка наоборот - нет запаса знаний, но он способен овладеть новыми знаниями.

· " Откликаемость " - акт поведения под воздействием внешней среды. Стимул во внешней ситуации (колокольчик в приемной). Полевое поведение. "Откликаемость" у взрослых больных дезорганизует деятельность и не приводит к достижению какого-либо результата. У ребенка его "откликаемость" обогащает умственную деятельность, сферу опыта, служит накоплению знаний.

· Некритичность - больной не оценивает свои поступки, следствия. Они родственны с поведением ребенка. Сходство формальное. Некритичность больного основана на неиспользовании знаний и недостаточной обусловленности действий личностными установками и намерениями. У ребенка ситуация другая - некритичность связана с недостатком знаний; у ребенка существует ограниченная цель. Есть направленность деятельности.

Существует различие между нарушением психики у взрослого и распадом, выраженным в патологических процессах. Распад не является негативом развития.

 

 

Теоретические основы отечественной патопсихологии (методологические основы патопсихологии)

Теоретическое положение из теории Выготского, Леонтьева Теоретические проблемы патопсихологии Требования к методу в патопсихологии Примечание
Развитие психики и ее прижизненное формирование ВПФ Изучение условий и механизмов возникновения патологических явлений, как относительно простых, так и сложных Создание условий, провоцирующих возникновение тех или иных психопатологических явлений, возможность контролировать и варьировать эти условия Относительно простые: нарушения узнавания предметов. Сложные: бред*, галлюцинации**
Положение о распаде - не является негативом развития Изучение новой структуры психической деятельности, которая возникает в условиях различных патологий Не только создание провоцирующих условий, и не только возможность фиксирования изменения психики количественно, но и способствование качественному анализу психических нарушений.  
Психика человека имеет сложное системное строение, следовательно, дефект, формируется в ситуации болезни, тоже имеет сложное строение и захватывает несколько сторон психической деятельности (Выготский) Дефект не является изолированным качеством и вызывает изменения: снижения социальной позиции больного, в результате возникают новые симптомы заболевания. Анализ новой социальной позиции больного в условиях болезни. Создать условия для выявления структуры нарушения, роли позитивных и негативных симптомов в структуре психической деятельности. Негативные симптомы - выпадения функции (например - снижение памяти, дефицит чего-то). Позитивные - появление чего-то лишнего, новых патологических новообразований. Нарушение внимания, памяти, мышления. Больной не может сосредоточиться на задаче. (Ребенок не хочет ходить в школу). Первично у него замедленность мыслительных процессов. Реакция детей, как на тугодума. Когда его спрашивают - он предпочитает лучше молчать, ходить в школу. У ребенка сохранные интеллектуальные возможности, но замедленные психические процессы. Конфабуляция - заполнение пробелов в памяти несуществующими событиями.
В структуре психического дефекта можно выделить первичные и вторичные симптомы заболевания. Изучение вторичных симптомов, осложняющих течение заболевания. Создание условий для дифференциации первичных и вторичных условий в структуре нарушений. Чтобы эффективно помочь, нужно знать с чем работать. Первичные симптомы - непосредственно связаны с патологиями головного мозга или с основным заболеванием. Является следствием нарушения работы. Вторичные симптомы - косвенно связаны с основным нарушением или социогенным. Социогенные - особенности общества. (Например: нейродермит). Подростки фиксируются на проблеме. С первичным заболеванием связаны реакции.

*Существует зависимость бреда от социальных условий. Несколько веков назад бредовое видение описывалось так: по небу плывет лодка... И трактовалось это как одержимость дьяволом. В нынешнее время: облучение компьютером, или программа по телевизору конкретно для кого-то и с неким смыслом...

От развития цивилизации зависит и характер бреда.

**Рубинштейн о галлюцинациях: галлюцинации являются следствием восприятия практически незаметных для нормального человека стимулов, обусловленных внешне (например, скрип двери, шум воды). Нормальный человек воспринимает эти стимулы, когда находится в астеническом состоянии, устал.

Эксперимент: запись шума бумаги, шелест листьев. Больного или здорового приводили в комнату, включали звуки. В норме человек не замечал эти звуки. У больного характер галлюцинаций зависел от диагноза. Больные с белой горячкой могли видеть сценоподобные картины. У шизофреников слышались голоса. Например: окружающие хотят сделать ему что-то плохое.

Концепции галлюцинаций не обоснованы до конца. Не все феномены описаны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.102.63 (0.109 с.)