Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Алкоголизм, наркомания, токсикомания. Их роль в деградации личности.
Спиртные напитки - алкоголь известны с глубокой древности. Сначала это были исключительно виноградные вина (результаты брожения виноградного сока), затем люди научились получать спирты (в частности, этиловый, который и является предметом наших забот) путем перегонки забродивших других продуктов (злаки, например). Использовался алкоголь вначале в ритуальных действах. Затем он получил столь широкое применение, что стал причиной развития многих заболеваний. Алкоголь быстро всасывается в верхних отделах пищеварительного тракта и очень скоро его концентрация в крови оказывается максимальной. Из крови он поступает в ткани, особенно активно в ткань головного мозга и печень. Бытующее мнение, что прием небольших доз алкоголя повышает работоспособность, опровергается экспериментальными данными. После приема нескольких граммов водки мышечная сила уменьшается, а работоспособность снижается на 16-17%. После 100-150 г водки штангисты ухудшают результаты на десятки килограммов. Замедляется скорость реакции на 25%. Снижается точность. Группа стрелков в пять человек проверялась на точность стрельбы до и после принятия 100 г водки. До в цель попало 96% выпущенных пуль, после- 26%. Доза в 7-8 г чистого алкоголя на 1 кг веса тела смертельна (для непривычного к алкоголю взрослого человека весом в 64 кг смертельная доза составляет 1,25 л водки). Алкоголь оказывает разрушающее воздействие на все системы организма, вплоть до полной деградации личности. Алкоголь отрицательно влияет на генетический аппарат человека. После приема алкоголя работоспособность умственная и физическая снижена в течение двух суток. Длительный прием алкоголя отрицательно влияет на все органы человеческого тела. В печени, вследствие гибели клеток, развивается воспалительный процесс - гепатит. При продолжении приема алкоголя возникает цирроз печени (отмирание клеток, их распад). Поражение кишечно-желудочного тракта характеризуется появлением гастритов, возникновением язв в желудке и двенадцатиперстной кишке. Поражается мышца сердца. Она становится дряблой, ослабляется сократительная способность. Любые количества алкоголя, принятые беременной женщиной, могут вызвать «алкогольный синдром плода». Это понятие объединяет группу врожденных аномалий: маленькие глаза, небольшие размеры черепа, дефекты лица, ушей, суставов. Характерны малый вес, дефекты сердца (порок), отставание в физическом развитии. Такие дети не могут сосредоточить внимание, импульсивны гиперактивны, плохо учатся.
Превращение неумеренного пьянства в болезнь (алкого; начинается с того момента, когда человек перестает управлять им, желанием вновь выпить. Граница между «умеренной» выпивкой и алкоголизмом очень хрупкая, и чем раньше человек начинает пивать, тем легче он ее переходит. В развитии пагубного пристрастия часто бывают виноваты родители, усаживающие детей за общий праздничный стол. Алкоголь становится центром, вокруг которого сосредоточена вся жизнь. Выпил - и все проблемы ушли в сторону. Соответственно формируется круг друзей. Чем больше человек пьет, тем больше у него неприятностей в жизни, и тем чаще возникает желание уйти от этих неприятностей. Замкнутый круг. Человек уже может принимать различные суррогаты, содержащие спирт (одеколон и пр.) Происходит деградация личности, которая подразделяется на несколько типов, в зависимости от черт характера: истерический взрывчатый, апатический, астенический. Истерический тип - проявляется в лживости, самоукрашательстве, в вычурности и претенциозности манер. Такие люди приписывают свой алкоголизм влиянию «роковых обстоятельств». Взрывчатый тип проявляется в особой неуравновешенности, злобности. Представители этого типа склонны к бурным эмоциям, дракам, другим сценам. Апатичный тип характеризуется отсутствием проявления воли каких либо побуждений к действию, потерей интереса к жизни. Астенический тип характеризуется также неспособностью к каким либо усилиям, выдержке, крайней истощаемостью побуждении и мотивов деятельности. Последствия злоупотребления алкоголем наносят существенный ущерб хозяйству стран. Главную роль в борьбе с алкоголизмом играет семья. Именно семейное воспитание создает у детей и подростков определеннее отношение к выпивкам. Пропаганда трезвого образа жизни, правда, о последствиях пьянства - все это должно быть известно с юных лет. Немалую роль играет и политика государства.
Наркомания. Наркотики: морфин, героин, гашиш в малых дозах вызывают эйфорию, радостное состояние, душевную и телесную легкость, а в больших - погружают человека в глубокий бесчувственный сон. Привычка к наркотикам, наркомания («нарко» - опьянение, «мания» - страсть) развивается очень быстро: 2-3 повторения. В отсутствие наркотика человек испытывает жесточайшие химические и физические муки (абстинентный синдром).
. 5.Основные требования к организации здорового образа жизни Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения (от 69 до 93%). К ним относятся, удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей» (от 63 до 66%) — хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5 до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17 до 28%) - знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность. Полученные данные дают основание к суждению о наличии противоречия между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья. Их разрешение — одна из ведущих задач в биосоциальном развитии студентов. Забота о своем физическом состоянии отличается у женщин и мужчин У женщин это проявляется в поддержании «внешних» форм состояния (пропорции телосложения — 27%, соотношение роста и массы тела — 54%, особенности фигуры), у мужчин отмечена забота о развитии мускулатуры — 61,2%, пропорций телосложения — 50%, физических качеств — 32—47%. Эти факты свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикам физического воспитания для лиц разного пола Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студентов активных усилий по поддержанию своего физического состояния Даже в количественном отношении число случаев систематического использования необходимых средств для этой цели (6%) существенно уступает числу случаев пренебрежения этими средствами (70%). Простые и доступные средства — самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко используются студентами, что свидетельствует о существенных изъянах в их образовательной подготовке А наличие в арсенале средств регулирования физического состояния табака, алкоголя и даже наркотиков, с одной стороны, характеризует ограниченный выбор средств, с другой — говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов.
Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60% женщин и 46% мужчин. В спортивных занятиях факультета задействовано лишь 36,5% женщин и 45,6% мужчин, а в сборных командах вуза участвуют — 3,5 и 8,4%. Женщины предпочитают не слишком продолжительные по времени занятия (менее часа), но достаточно регулярные Мужчинам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые пореже. К сожалению, при планировании двигательной деятельности в самостоятельных занятиях и ее регулировании 57,5% женщин и 33,6% мужчин не могут использовать каких-либо показателей — не хватает необходимых знаний, от 24 до 37% ориентируются лишь на самочувствие, физиологический показатель, как частота пульса, практически учитывается. Путь к общекультурному развитию, а следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями Они опережают практику, указывают путь ее преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения. Основной источник информации для студентов-занятия по физическому воспитанию- теоретические и практические (38—51%) Заметно влияние средств массовой информации газет, теле- и радиорепортажей (25-44%) Редко используется информация, полученная в специальной литературы, от посещения спортивных зрелищ (14-3%) В качестве значимой студенты выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, о вопросах регулирования половой жизни Несколько ниже потребность в информации, связанной с использованием сауны, методиками аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, у-шу и др), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 36 до 59%) Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи.
6 Критерии эффективности здорового образа жизни Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психо-эмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить' более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.
Приведенное содержание критериев может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностей личности.
Лекция 4
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.234.229 (0.011 с.) |