![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географииСтр 1 из 9Следующая ⇒
Методика формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии
Выполнила: студент IIIкурса Группы БА-ГЭ-17 Максимова Айталина Дмитриевна Научный руководитель: д.п.н. профессор Кривошапкина Ольга Милентьевна
Якутск 2020 Содержание
Введение Актуальность исследования. Межпредметные связи отражают в учебном процессе научную интеграцию, а также являются основным фактором развития системного мышления учащихся. Базой для формирования экспериментальных умений должен быть метод обучения, который бы способствовал формированию этой деятельности. Этим требованиям отвечает системно деятельностный подход. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе является методологической основой реализации ФГОС. Подсистемно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными"приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Важным результатом обучения является развитие личности ребенка на основе универсальныхучебных действий, в том числе экспериментальных умений. Однако в этой области российские школьники отстают от многих стран. Так, по естественнонаучной грамотности (исследование PISA) российские учащиесянаходятся в середине рейтинговых таблиц, занимая, например, в 2015 году 38-40 места. Как считает профессор Н.С. Пурышева, ученый-методист в области физики, такие результаты являются следствием недостаточно разработанной методики формирования экспериментальных умений[Пурышева, Доценко, 2017]. Что касается географии, то проблема формирования экспериментальных умений по географии практически не обсуждается. В Примерной основной образовательной программе основной школы в разделе 1.2.5.7 География (с. 91) не указано не одного требования к экспериментальным умениям по географии [ПООП ООО, 2015].
Социологические исследование мнения учителей РС (Я) по вопросу применения межпредметных связей в обучении, проведенное в апреле 2020 года, показало, что их использует большинство учителей географии (около 60%) опираются на межпредметные связи именно с физикой, однако не упоминают при этом формирование экспериментальных умений. Таким образом,выявлено противоречие - школьники должны обладать экспериментальными умениями в области естественных наук и географии, в том числе, однако процесс их формирования в ходе проведения опытов сопорой на межпредметные связи с физикой, не явилось предметом методического исследования. Проблема исследования: поиск эффективной методики формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии. Объектом нашего исследования является процесс обучения в начальном курсе географии в контексте межпредметных связей. Предмет исследования: методика реализации межпредметных связей с физикой в процессе обучения начальному курсу географии, ориентированная на формирование экспериментальных умений. Цель исследования: изучить и применить методику формирования экспериментальных уменийв начальном курсе географии на основе межпредметных связей с физикой. В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза: формирование экспериментальных умений в начальном курсе географии будет более эффективным, если:
- выявлены экспериментальные умения, которые можно формировать в процессе обучения начальному курсу географии; - впроцессе обучения начальному курсу географии регулярно осуществлять межпредметные связи с физикой; - провести отбор опытов для проведения в начальном курсе географии, опираясь на специально выявленные принципы этого отбора; - при проведении опытов в начальном курсе географии выявлять существующие взаимосвязигеографии и физики, а также общность их методов исследования; Исходя из цели и гипотез, в работе были поставлены следующие задачи: 1. Провести анализ научной литературы по проблеме формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей с физикой. 2. Выявить экспериментальные умения, которые можно формировать в начальном курсе географии на основе межпредметных связей с физикой. 3. Отобрать опыты, способствующие формированию экспериментальных умений в начальном курсе географии. 4. Разработать методические рекомендации по формированию экспериментальных умений на основе опытов в начальном курсе географии (на примере урока по теме «Литосфера»). Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, анализ программ и учебников по географии и физике, с целью выявления объективных возможностей использования межпредметных связей, обобщение передового опыта учителей; эмпирические: анкетирование, беседы. Структура работы. Курсовая работа изложена на 62 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, приложений.
Сл. 3 Учитель :- Просмотрите видеоролик «Профессора Почемушкина» и выскажите предположение, чему будет посвящён наш урок? Ваши версии. - «Строение Земли». - Да, мы рассмотрим строение Земли, но подробно в течение нескольких уроков будем говорить о земной коре - верхней части литосферы. (на слайде тема урока). Слайд 2 - Литосфера. Учитель: - Какая это оболочка?– твердая оболочке Земли. «Литос» - по - гречески - камень, (показать базальт, гранит). - Какую цель, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке? - Ваша точка зрения? (дети формулируют цель урока): - Цель - сформировать представление о внутреннем строении Земли, - узнать о типах земной коры, - научиться устанавливать причинно-следственные связи; - развивать умение строить свою речь. Будете получать за это бонусы - понимать и воспринимать другую позицию, - работать в парах, коллективе - будем продолжать учиться работать с электронным учебником III Интерактивная лекция. ( Передача и объяснение информации) - Подчеркните тему и поставьте дату. Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы. Снимок из космоса. - Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров. Сл. 11 - Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы. Сейсмограф – прибор, записывающий колебания земной коры.
(Видеофрагмент. Работа сейсмографа. 5. Релаксация. Физ.пауза. Учитель: -Изобразим одно из состояний «Земля, воздух, вода» Земля. Мы должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Сл. 12 Учитель: Откройте электронный учебник 6. Закрепление. Выполнение интерактивных заданий из ЭУ. Учитель:- Потренируемся выполнять интерактивные задания в электронном учебнике. - Откройте ЭУ, § 20 - Слайд№6. Выполните интерактивные задания №6. - Определите элементы строения Земли. Молодцы!!! Всё верно! -Задание сложнее первого, поэтому помогайте друг другу! Кому нужна моя помощь - рука. - Раскрасим строение Земли. Молодцы!!! Всё верно! Порадуемся успехам друг друга! Похлопаем!!! Закройте слайд. Сл. 14 Учитель: Откройте Тренажёр. Интерактивное задание 7 Слайд№7. Работайте по инструкции в паре. Время 2 мин. Первые 5 чел. получают оценки. Поставьте себе оценки: 100% = «5»; 80% = «4»; 60% «3» 8. Литосферные плиты. § 20 - Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты. Учебник стр.70 Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких. Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой. Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других – сталкиваются друг с другом. Работа с картой учебника стр.70.
Учитель: Сейчас мы с вами проведем еще один опыт, которое называется «Пластичность горных пород». Цель этого опыта показать, как при образовании складчатых структур не происходит разрыва пластов горных пород. Вам понадобится: Брусочки разного цвета. Подготовка: нарежьте брусочки пластилина полосками толщиной примерно 5 мм; разложите полоски пластилина разного цвета одна на другую. Ход эксперимента: сложенные полоски прижмите и начинайте их сдвигать к центру. Учитель: Что получилось? - Слои в центре начнут образовывать складки. Каждый слой пластилина будет повторять складку другого.
Игра «Эрудит» Сл. 16 12. Домашнее задание 1. Изучить § 20, вопросы 2,5,7,8 2. Дома вклеить рабочий лист в тетрадь. 3. Э.У. § 20 - слайд 8 «Контроль». Приложение №1 Раздаточный материал к уроку. Рабочий лист Строение Земной коры |
Материковая земная кора = ___ слоя: 1_________________________ 2_________________________ 3_________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Океаническая земная кора = ____ слоя: 1._________________________ 2__________________________ |
Сделанный нами урок с двумя раскрывающими тему «Литосфера» опытами, направлен на формирование у учащихся экспериментальных умений.
Выводы к главе II
Изучив опыт учителей по проведению географических опытов, пришли к выводу, что они недостаточно введены в учебную деятельность. Таким образом, опыты следует более широко вводить в процесс обучения географии, так как данный метод обучения весьма эффективен своей наглядностью и приближением к жизненным реалиям.
Внедрение и использование межпредметных связей физики и физической географии - это современный принцип обучения, который влияет на структуру учебного материала предметов естественнонаучного цикла, активизирует методы обучения, помогает понять сущность геофизических процессов.
Заключение
В исследовании рассмотрена проблема формирования экспериментальных умений на основе межпредметных связей физики и начального курсагеографии.
Она основывалась на предположении о том, что, осуществление МПС указанных дисциплин способствует углублению экспериментальных умений, помогает сформировать единое представление об окружающем мире.Исходя из задач исследования нами: проведен анализ литературы;проведен анализ объективно существующих связей между физикой и географией;разработана система осуществления межпредметных связей физики и географии;проведен анализ начального курса географии на предмет выявления экспериментальных умений;разработана методика формирования экспериментальных умений при использовании в учебном процессе межпредметных связей с физикой в начальном курсе географии;разработаны методические рекомендации по формированию экспериментальных умений на основе опытов в начальном курсе географии
В данном исследовании нами рассмотрено понятие межпредметные связи в педагогике, а также состояние проблемы МПС в теории обучения и опыт реализации МПС в практике обучения.
Межпредметные связи на современном этапе развития образовательных систем должны играть ведущую роль в системе школьных естественнонаучных дисциплин.Включение в процесс обучения интегративных уроков, опытов, экспериментов межпредметного содержания повышает эффективность процесса формирования естественнонаучных знаний и умений.
Изучив опыт учителей по проведению географических опытов, пришли к выводу, что они недостаточно введены в учебную деятельность. Таким образом, опыты следует более широко вводить в процесс обучения географии, так как данный метод обучения весьма эффективен своей наглядностью и приближением к жизненным реалиям.
|
Литература
1. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования // Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем. - СПб.: СПб ГУМП, 1997. - 153 с.
2. Антонов Н.С. Слагаемые знаний (о межпредметных связях в учебном процессе). - Архангельск: Сев. - Зап. кн. изд., 1969. - 152 с.
3. П.Балашов М.М., Мякишев Г.Я., Финкельштейн Э.Б. и др. Концепция есте-ственнонаучного образования: Материалы для обсуждения. - М.: ВНИК «ШКОЛА», 1989.-25 с.
4. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: Сущность, состав, реализация. - Свердловск: Свердл. инж.- пед. ин-т, 1987. - 52 с.
5. Беленький Г.И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. - М., 1982. - С. 2-22.
6. Биалиев. К. К. Реализация межпредметных связей//География в школе.-1987.-№3.-С.45-46.
7. Бибик А. Е. и др. Теоритические основы методики обучения географии.-М., «Просвещение», 1968.-259 с.
8. Богданова А.А Установление межпредметных связей с биологией при изучении природных комплексов//География в школе.-1980.-№1.-С.30-32.
9. Валович Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественнонаучными дисциплинами (6-7 классы): Диссертация канд. пед. наук. - Челябинск, 1984. - 227 с.
10. Воскресенская Н.М. Обновление содержания образования и проблема госу-дарственных образовательных стандартов // Реформы образования в совре-менном мире: глобальные и региональные тенденции. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. - 272 с.
11. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. О единстве научного знания. - М.: Знание, 1977.-64 с.
12. Губин В.В. Межпредметные связи физики с биологией в старших классах средней общеобразовательной школы: Диссертация канд. пед. наук. - Челябинск, 2002.- 184 с.
13. Гурьев А.И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы: Диссертация докт. пед. наук. - Челябинск, 2002. — 372 с.
14. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. - 1995. - N 1.-С. 29-39.
15. Даммер М.Д. Методика опережающего изучения физике в основной школе: Учебное пособие по спецкурсу. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. – 152 с.
16. Даринский А. В. Методика преподавания географии: Изд. 3-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1975.-117с.
17. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Педагогика, 1977. - 61 с.
18. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.
19. 3лобина С.П. Формирование научных знаний посредством осуществления межпредметных связей // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Тез.докл. - Челябинск: Изд-во «Факел», 1999. - С. 134-135.
20. Ильин В.В. Структура и развитие научных теорий. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-82 с.
21. -Кильдишова Н. А, Сураева Т. С. Значение межпредметныз связей в формиравании знаний в школьном курсе географии//География в школе.-1998.-№3.-С.86-89.
22. Колечкин И. С., Середа Е.В Приемы установления межпредметных связей на уроках географии и литературы в старших классах//География в школе.- №8.-С.57-59.
23. Краевский B.B. Проблемы научного обоснования обучения // Методологиче-ский аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 268 с.
24. Левина М.М. Межпредметные связи как дидактическое условие формирования у учащихся научных понятий и знаний о методах // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. - М., 1973. - 60 с.
25. Лошкарева H.A. Межпредметные связи и проблема формирования умений // Сов.педагогика. - 1973.-N 10.-С. 31-33.
26. Ляпин Г.А. Межкурсовые связи в изучении физической географии в VIIклассе//География в школе.-1979.-№3.-С.41-44.
27. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Про-свещение, 1988. - 192 с.
28. Максимова В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Дис.... докт. пед. наук. — Л., 1981. - 446 с.
29. Малахов Н.В. Использование межпредметный связей при характеристике проекций и искажений на картах//География в школе.-1980.-№4.-С.40-42.
30. Малахов Н.В. Межпредметные связи в работе с картой в курсах географии и истории//География в школе.-1982.-№1.-С.43-44.
31. Малахов. Н.В Межпредметные связи в формировании некоторых географических понятий//География в школе.-1982.-№5.-С.39-40.
32. Малахов.Н.В Виды межпредметных связей и их использование //География в школе.-1983.-№4.-С.37-40.
33. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся / Под ред. H.A. Сорокина. - Тула, 1983. - 105 с.
34. Морозова Е.А. Обобщающие уроки по физике с учетом межпредметных связей. - М.: Изд-во МОС-ДИС «Система», 1991. - 124 с.
35. Панчешникова Л. М. Методика осуществления межпредметных связей экономической географии зарубежных стран с историей//География в школе.-1971.-№3.-С.32-37.
36. Парфенова А. А. Формирование межпредметных понятий на уроках географии //География в школе.-2018.-№6.-С.21-23.
37. Подольский А.И. Организация учебной деятельности школьников при формировании первоначальных физических понятий (На материале курса физики первой ступени): Дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 1985. - 226 с.
38. И. И Рамодина, С. В. Киктев, Медприедметный факультативный курс «Физика геологических стихий»//География в школе.-1992.-№1.-С.61-64.
39. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
40. Сергеева Н.Н. Простейшие опыты и эксперименты на уроках географии
41. Соловьева. М.Г. Межпредметные связи в курсах экономической географии и истории//География в школе.-1971.-№3.-С.26-31.
42. Усова A.B. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 221 с.
43. Федотова Л.Г. Межпредметные связи географии и литературы в курсе Vкласса//География в школе.-1971.-№3.-С.38-40.
Интернет источники:
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.-2019 https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения 18.04.20)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования https://fgos.ru/ (дата обращения 15.04.20)
3. Примерная основная образовательная программаосновного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)[1]/http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/(Дата обращения 4.05.2010)
4. Воронина В. М. Межпредметные связи на уроках географии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся/ http://www.myshared.ru/slide/588208/ (дата обращения 19.04.20)
5. Физический практикум: новая форма организации работы студента с реальным физическим оборудованием / С.Н. Потемкина, С.В. Талалов / Физическое образование в вузах. Том 13. № 1, 2007. С. 104-111. https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/Vectorscience/article/view/2730/0 (дата обращения 22.04.20)
6. Третьякова Т. Г. Эксперименты на уроках географии// https://geo.1sept.ru/view_article.php?ID=200601112 (дата обращения 22.01.20)
7. Третьякова. Т.Г. Эксперимент на уроке географии// https://geo.1sept.ru/view_article.php?ID=200601112 (дата обращения 20.10.19)
8. Пурышева Н.С., Доценко К.П. Формирование экспериментальных умений школьников Сингапура при обучении физике// Наука и школа. 2017. №2. – С. 46-52./file:///C:/Users/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/Downloads/formirovanie-eksperimentaln-h-umeniy-shkolnikov-singapura-pri-obuchenii-fizike.pdf (Дата обращения 4.05.2020)
9. Стрельникова Т. Д., Скопина. Е. А., Межпредметные связи и внутрипредметные связи географии в курсе естественных наук/ https://pandia.ru/text/78/064/47301.php (дата обращения 28.03.20)
Приложения
Приложение 1
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.217.55 (0.069 с.)