Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Подведение итогов урока.
– Чье чтение показалось вам наиболее ярким, выразительным, эмоциональным? Домашнее задание: закончить цитатный план поэмы; подготовить выразительное чтение наизусть одной из понравившихся глав поэмы; индивидуальное задание: выписать из толкового словаря значение слова «исповедь». Урок 30 МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ, Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Слово учителя. Вы читали рассказ писателя Б. Зайцева о Сергии Радонежском и его монастыре. Там есть такие строки: «На Маковице стоял монастырь – Троице-Сергиева Лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч». «Сергиева Лавра под Москвой, – замечает писатель, – узел духовного излучения, питательный источник для всего рождающегося государства». Он с гордостью говорит о монастырях, возникших по образцу Сергиевой Лавры. В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю дается совсем иная оценка. Почему, по-вашему? Сравним слова автора о монастырской жизни: Из жалости один монах Больного призрел, и в стенах Хранительных остался он, Искусством дружеским спасен... и слова Мцыри: Я мало жил, и жил в плену... ... Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах, Душой – дитя, судьбой – монах... ...На мне печать свою тюрьма Оставила... Едва взошла заря, В тюрьме воспитанный цветок… Итак, с одной стороны – хранительные стены, с другой – плен, сумрачные стены, тюрьма... Чем, по-вашему, можно объяснить разницу в оценках монастырской жизни в устах автора и его героя? 2. Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы. Мцыри – свободный, мятежный, сильный духом романтический герой. Что же он увидел, пережил, почувствовал за три дня свободы? Какие моменты вам показались наиболее яркими, запоминающимися?
III. Анализ глав поэмы (продолжение). – Как начинается речь Мцыри? Ты слушать исповедь мою Сюда пришел, благодарю. А как вы понимаете значение слова «исповедь»? Разберем это слово по составу; выделим корень -вед-; подберем однокоренные слова: ведать, поведать. Толкование слова (индивидуальное задание): исповедь. 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание своих мыслей, взглядов. Можно ли рассказ «Мцыри» считать покаянием в грехах? Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле. Как же мы озаглавим следующие главы? Что пережил Мцыри? (Проверка цитатных планов.) 9.Мне было весело вдохнуть В мою измученную грудь Ночную свежесть тех лесов... 10. Хотя без слов, Мне внятен был тот разговор, Немолчный ропот, вечный спор С упрямой грудою камней. 11. Кругом меня цвел Божий сад... Все, что я чувствовал тогда, Те думы – им уж нет следа; Но я б желал их рассказать, Чтоб жить, хоть мысленно, опять. – Какая картина возникла в вашем воображении? – Можем ли мы сказать, что рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте свое мнение. – Какое ощущение создают эпитеты и метафоры, использованные в этих главах? (Эпитеты: «радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозди полные», «волшебным, странным голосам»; метафоры и сравнения: «следы небесных слез» – капли дождя, «кудри виноградных лоз», «серег подобье дорогих» – создают ощущение наполненности и богатства жизни.) 12. Простая песня то была, Но в мысль она мне залегла... 13. Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. – Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой? 14. Трудами ночи изнурен,
Я лег в тени. Я цель одну, Пройти в родимую страну, Имел в душе, – и превозмог Страданья голода, как мог. 15. Но, верь мне, помощи людской Я не желал... – Сколько глав в поэме посвящено эпизоду встречи с барсом? Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в поэме? 16. Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы; сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы И крови... 17. Удар мой верен был и скор. ... Бой закипел, смертельный бой! 18. И я был страшен в этот миг... ... Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу! 19. Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной! – Почему, по-вашему, девятнадцатая глава короче, чем остальные? (Ученикам, которым понравился этот эпизод, предлагается прочитать его выразительно или наизусть.) – Итак, начался третий день свободы Мцыри. Какие события он пережил за эти дни? Какие чувства испытал? 20. И страшно было мне, понять Не мог я долго, что опять Вернулся я к тюрьме моей... 21. На мне печать свою тюрьма Оставила... 22. Мир Божий спал В оцепенении глухом Отчаянья тяжелым сном. – Сравните двадцать вторую и одиннадцатую главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри? 23. Я умирал. Меня томил Предсмертный бред. 24. Так я найден и поднят был... 25. Увы! – за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай на вечность променял... – С помощью каких средств автор передает читателю ощущение, что у героя осталось мало сил? (Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия, восклицания.) – Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви? (Протест героя направлен не против религии, церкви, а против несвободы, против плена и отсутствия у человека права выбирать свою судьбу.) 26. И с этой мыслью я засну И никого не прокляну!..
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.223 (0.015 с.) |