![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
В обучении организуются условия для развития мышления, культуры мышления ученика, с чем связано развитие его интеллекта. А в психологии и педагогике творчества интеллект личности признается интеллектуальным компонентом креативности, который необходим человеку в любой сфере деятельности. Американские педагоги П.Барнс, Т.Брукс выделили 12 интеллектуальных процессов, необходимых каждому человеку: абстрагирование, анализ, классификация, составление уравнения, оценка, обобщение, заключение, составление временной последовательности, имитация, синтез, теоретическое рассуждение, перевод или трансформация мысли. Какие средства в обучении позволят развивать творческий стиль мышления ученика? 1. Обучение учащихся следующим творческим процедурам. · Самостоятельный перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию. · Видение проблемы в новой ситуации. · Видение новой функции объекта. · Определение структуры объекта (проблемы). · Видение альтернативы решения или его способа. · Комбинирование раннее усвоенных способов деятельности в новый применительно к возникшей проблеме (позиция Лернера И.Я., Журавлева И.К. и др.) 2. Решение проблемных задач, в механизм решения которых и входят названные процедуры. 3. Использование «игрушек для воображения» в следующих заданиях. · Создать образ буквы, (цифры, символа). · Создать образ звука. · Создать образ сложного звука (к примеру, шелеста листьев, скрипа двери, тишины и др.). · Выполнить обратную задачу: угадать звук или букву (символ). · Создать образ предмета. · Задать вопросы: связанные с функцией объекта; или с подсистемами объекта; или с возможными надсистемами и др. · Используйте прием «сказку-кальку» (то есть взять «алгоритм» известной сказки и «одеть его в одежды» новой сказки с другими героями, возможно на современный лад). · Создать образ незнакомого слова (это – прием «звуковая клякса», когда учитель называет или предъявляет новое для ученика слово, возможно бессмысленное слово, к которому нужно создать образ или возможные образы). · Создание предмета с новыми свойствами. · Придумать необычную ситуацию. · Передать мысль другими словами (в нескольких вариантах) и др. (из кн. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: практич. пособие. – Мн.: Харвест, 2003)
4. Игра как поле для творчества. 5. Использование универсальных приемов, необходимых для общего развития ученика: · описать хорошее в другом; · дать характеристику партнеру; · определение множества функций объекта; · дать критическую характеристику предмету; · рассказать о событии различными способами: фактологически, хронологически, объяснительно, проблемно, лирически, трагически, героически и др. · попытка посмотреть на объект другими глазами; · предположить неординарные действия; · сообщить по-новому хорошо известное; · перевести текст в символический вид, например, в схему и др. 6. В сотворчестве важно поддерживать атмосферу сомнений и критичности, принимать и поощрять несогласие ученика, учить выражать его конструктивно и др. Вывод: таким образом, сотворчество учителя и ученика необходимо для творческого развития каждого из них, и особенно для развития творческого стиля мышления ученика, его креативности, творческих способностей, качеств творческой личности. Основной составляющей в сотворчестве выступает творчество учителя и ученика, которое возможно лишь в благоприятной творческой атмосфере, создаваемой в педагогическом процессе прежде всего учителем. 4. Инновации в образовании: сущность, причины, виды. Инновации (от лат. in – в, nov и s – новое; от англ. innovation – нововведение, новация) – это нововведение, новшество. Инновационные педагогические процессы исследует наука – педагогическая инноватика. А.И.Пригожин, изучающий проблемы становления инноваций в педагогике, рассматривает нововведение как процесс целенаправленной деятельности людей – инноваторов. Инновацию педагогическую рассматривают в следующих смыслах. 1. Целенаправленное изменение в образовательном процессе или образовательном пространстве, которое вносит стабильное новшество и улучшает отдельные характеристики его частей, компонентов и всей образовательной системы в целом. Например, введение профильного обучения в систему школьного образования; введение ЕГЭ; подготовка к переходу системы образования на бакалавриат, магистратуру, специалитет;
2. Процесс освоения (внедрения) новшества в образовательном процессе (методов, методик, технологий, программ и др.). Например, применение технологий развивающего обучения в школьном обучении; разработка и использование учебных программ по гражданскому образованию; применение интерактивных методик и т.д. 3. Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Например, методика оценивания результатов и достижений при интерактивных методах обучения специфична и отвечает всем необходимым современным требованиям к оцениванию, применяется в школе как инновационная. Таким образом, инновационные процессы в системе образования – это управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового, которую осуществляют работники и организации системы образования и науки. Факторы распространения педагогических новшеств: социальные условия (отношение в обществе к педагогическим идеям), частные социальные условия (СМИ, учебные учреждения, органы образования), личностные факторы (личностные особенности создателей новшества и его пропагандистов). Различают реформы и педагогические инновации. Реформой в образовании называют нововведения (преобразования) в области образования, которые организуются и проводятся государственной властью. В ходе реформ в сфере образования могут быть следующие изменения: · в общественном положении образования и уровне финансирования системы образования; · в структуре системы образования; в содержании образования; · в использовании информационных технологий в образовании, в техническом сопровождении учебного процесса; · в отношениях «учитель – ученик»; · в формах, методах обучения; · во внутренней организации деятельности школы. К чисто педагогическим инновациям можно отнести нововведения: · в содержании обучения, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам; · во внутренней организации деятельности школы; · в отношениях «учитель – ученик»; · в методах обучения; · в педагогическом мышлении и стиле деятельности. Необходимость в инновационной образовательной деятельности обусловлена: · потребностью в коренном обновления системы образования, как средства обновления образовательной политики; · поиском новых организационных форм, технологий обучения; · изменением характера отношений учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств и др. В качестве источников идей обновления школы могут выступить: · потребности страны, региона, города, района как социальный заказ, · воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения, · достижения комплекса наук о человеке; · передовой педагогический опыт; · интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок; · опытно-экспериментальная работа; · зарубежный опыт. Типы нововведений в образовании группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:
· в целях и содержании образования; · в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса; · в формах и способах организации обучения и воспитания; · в деятельности администрации, педагогов и учащихся. Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования: · локальные и единичные, не связанные между собой, и · системные, охватывающие всю школу (или образовательное учреждение). Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют: · модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры); · комбинаторные нововведения; · радикальные преобразования. Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику: · нововведения: замещающие, отменяющие, открывающие; · ретровведения. Рассматривая систему основных понятий педагогической инновации, можно выделить три блока в структуре инновационных процессов в системе образования. Первый блок – создание нового в педагогике. Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности к освоению и использованию нового, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового. При этом большое значение имеет разработка категориального поля теории нового в педагогике («новое», «старое», «новшество», «инновации» и др.). Эти понятия изучает педагогическая инноватика. В понимании сущности инновационных процессов лежат две проблемы педагогики: 1. проблема изучения, обобщения, и распространения педагогического опыта; 2. проблема внедрения достижений психолого-педагогическогой науки в практику. Второй блок – восприятие, освоение и оценка нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, инновационная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового. Эти понятия изучает педагогическая аксиология.
Третий блок – использование и применение нового. В данном блоке изучаются закономерности и разновидности внедрения, использования и применения нового. Этот блок понятий связан с учением о внедрении, которое называется педагогической праксиологией. М.М.Поташник отмечает, что инновационный процесс в образовании имеет сложное строение, он полиструктурен (многообразен по своей структуре). Автор выделяет следующую иерархию структур: · деятельностная структура – совокупность компонентов: содержание – формы – методы – результаты; · субъективная структура – деятельность всех субъектов развития: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др.; · уровневая структура – инновационная деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьном уровнях; · содержательная структура – рождение, разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, управлении школой и т. д.; · структура жизненного цикла, выражающаяся в этапности: возникновение (старт) – быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинерами, консерваторами, скептиками) – зрелость – освоение – диффузия (проникновение, распространение) – насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все части учебно-воспитательного и управленческого процессов) – рутинизация – кризис – иррадиация (модернизация новшества); · управленческая структура – взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или программы развития школы, затем организуется деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль за ее ходом; · организационная структура инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический, прогностический, собственно организационный, практический, обобщающий, внедренческий. По своей сущности инновационные процессы системны: они включают многие компоненты, но их простая сумма недостаточна без структурных связей и закономерностей, характеризующий инновационный процесс в целом.
5. Критерии педагогических инноваций: · Новизна Уровни новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, – отличающиеся степенью известности и областью применения (М.С. Бургин) · Оптимальность Введение инновации в педагогический процесс и достижение высоких результатов при наименьших затратах. · Результативность Значимость инновации оценивается по наличию положительных и продуктивных результатов. · Возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.
Неэффективность внедрения педагогических инноваций определяется отсутствием в школах инновационной среды – определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Новизна изменений носит конкретно-исторический характер, то есть она может возникать раньше «своего времени», со временем стать нормой или устареть (относительный характер новизны). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи конкретного исторического этапа, новшество может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или устареть, стать тормозом развития в более позднее время.
Так, например, классно-урочная система обучения Я.А.Коменского, теория православного (религиозного) воспитания К.Д.Ушинского, опыт В.А.Сухомлинского, теория оптимизации процесса обучения Ю.К.Бабанского, опорные конспекты В.Ф.Шаталова и другие новшества были и остаются выдающимися идеями своего времени, и их нельзя рассматривать и тем более оценивать вне его.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.239 (0.043 с.) |