Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Понятие и сущность мотивации деятельностиСтр 1 из 9Следующая ⇒
Введение
Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. В России, как и во многих странах, отмечается высокая степень готовности к применению информационных технологий, в том числе связанных с применением Интернета, как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. В результате у пользователей информационных технологий возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности. Компьютеры и информационные системы оказывают воздействие на психические процессы трансформируя не только отдельные действия, человеческую деятельность в целом, но и мотивационную сферу. Бурное развитие информационных технологий вызвало к жизни и новые виды деятельности, одной из которых является хакерская. Популярность явления хакерства в обществе, благодаря СМИ, растет в геометрической прогрессии. И если на ранних стадиях развития информационных технологий (ИТ) деятельность хакеров характеризовали в большей степени положительно как «двигателей прогресса», то на сегодняшний день этот образ существенно изменился в негативную сторону, подчеркиваются их запретные действия - разработка и распространение компьютерных вирусов, которые портят или уничтожают информацию, взлом электронных систем защиты информации, кражу средств с помощью компьютерных сетей, а наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров - асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Темпы распространения явления хакерства чрезвычайно высоки. Не так давно сотрудники Министерства обороны США в одном из интервью сделали весьма жесткий прогноз: Америка должна готовиться к электронному Перл-Харбору. По данным Института Компьютерной Безопасности, в 2003 году около 90% компаний США подверглись компьютерным атакам и примерно 80% из них понесли ущерб. В мире было зафиксировано более 80 тыс. случаев нарушений режима безопасности компьютерных сетей (атаки хакеров, попытки краж информации и т.д.). Их число резко увеличилось по сравнению с 2001 годом, когда было зафиксировано примерно 58 тыс. таких нарушений (чуть более 20 тыс. в 2000 году). Чаще всего мишенями злоумышленников становятся сети США. В 2003 году было отмечено почти 27 тыс. компьютерных атак. Британские компьютерные сети подвергались атакам менее 5 тыс. раз, германские - около 4.6 тыс. раз (http://www.dig.ru/rus/dw/7079.htm).
Несмотря на актуальность и высокие темпы распространения, исследований феномена хакерства крайне мало. Сами хакеры не стали предметом психологических исследований: так и не выявлены основные личностные черты хакеров, мотивы их «ухода» в хакерство. И, как следствие, не выработаны рекомендации по профилактике этого явления. Поведение людей в психологии принято объяснять с позиции мотивации. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности человека одна из важнейших проблем современной психологии. В частности, Б.Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. Вопрос мотивации хакерской деятельности тем более интересен в условиях столь бурного распространения явления. Данных изучения мотивационных характеристик личности, склонных к хакерской деятельности, т.н. хакеров, приводится пока мало, в их числе работы А.Е. Арестовой., Ю.Д. Бабаевой., О.В. Смысловой, А.Е. Войскунского и др. Исходя из положения о том, что принятию решения о действиях по взлому, кражам, разработке и распространению вирусов способствуют ценности, ценностная ориентация личности, а также самооценка как один из основных регуляторов поведения, мы в своем исследовании акцентировали внимание именно на ценностно-мотивационной структуре личности специалистов в области ИТ, склонных к хакерской деятельности. Из анализа зарубежных и российских исследований феномена хакерства, хакерской деятельности, проведенных ранее вытекает проблема нашей работы, связанная с не разработанностью вопросов взаимосвязи уровня развития мотивационной сферы, ценностных ориентаций специалистов в области ИТ и их склонностью к хакерской деятельности. Объект исследования: ценностно-мотивационная сфера специалистов в области ИТ. Предмет исследования: уровень развития мотивационной сферы, уровень самооценки и ценностные ориентации специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности.
Цели исследования: определение особенностей ценностно-мотивационной сферы специалистов в области ИТ, выявление наличия взаимосвязи уровня развития мотивационной сферы и уровня самооценки с уровнем склонности к хакерской деятельности. Задачи исследования: изучение специфики хакерской деятельности и психологических особенностей хакеров на основании источников и ранее проведенных исследований хакерской деятельности и мотивации хакеров в частности; изучение теоретических аспектов ценностно-мотивационной сферы специалистов в области ИТ; подбор адекватных целям исследования и специфики испытуемых методик исследования; выявление преобладающих ценностей, особенностей мотивационной сферы и уровня самооценки у специалистов области ИТ, а также определение уровня склонности к хакерской деятельности; определение взаимосвязи между уровнем развития мотивационной сферы и самооценки с уровнем склонности к хакерской деятельности. Гипотеза нашего исследования: мы предполагаем, что существуют особенности развития ценностно-мотивационной сферы у специалистов в области ИТ более склонных к хакерской деятельности, связанные с несформированностью терминальных ценностей и преобладанием эгоистичных, самоактуализированных ценностей над духовными и социальными, существует положительная корреляция между уровнем самооценки, уровнем развития мотивационной сферы со степенью выраженности склонности к хакерской деятельности. Методики исследования
Большое разнообразие представлений о хакерской деятельности и неоднозначность социальной оценки этого явления порождают проблемы, связанные с формированием выборки испытуемых и процедуры проведения исследования. К таким проблемам можно отнести как организационные, так и методические. Прежде всего анонимность хакеров затрудняет изучение данной группы. В то же время, сами хакеры (или как мы их называем специалисты по ИТ с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности) двойственно относится к собственной анонимности: с одной стороны, они стремятся к тому, чтобы об их поступках было известно, с другой - стараются держать свою идентичность в секрете. Другими особенностями хакерского сообщества, затрудняющими проведение исследованиия являются: отсутствие четкого определения этой группы и критериев отнесения к ней: кого считать хакером, а кто им не является. отсутствие четких границ группы. Эта особенность обусловлена быстрым развитием технологий, вместе с которыми приходят и уходят или изменяются профессионалы, хакеры могут с возрастом отказываться от своих пристрастий. Задача методического плана заключается в подборе адекватных целям исследования методик, в то же время подходящих для его проведения в данной сообществе. Специалисты по информационным технологиям не относятся к категории "наивных" испытуемых: многие из них увлекаются психологическими тестами, знакомы с понятием шкалы лжи, компьютеризированными версиями тестов MMPI, теста Люшера и др. Поэтому для получения достоверных результатов необходим подбор методик, которые, во-первых, мало известны, во-вторых, интересны испытуемым (для того, чтобы они не отказывались участвовать в исследовании) и, в третьих, компактны.
В соответствии с гипотезами были выбраны методики, направленные на измерение уровня самооценки, ценностных ориентаций и мотивационной сферы. Данные методики, с одной стороны, отвечают задачам исследования, а с другой - соответствуют приведенным выше трем основным условиям: относительно малоизвестны, в достаточной степени интересны для испытуемых, компактны. Для отнесения специалистов в области информационных технологий к группам с различным уровнем склонности к хакерской деятельности применен опросник «Считаешь ли ты себя хакером?». Опросник был разработан психологами МГУ и неоднократно использовался ими при исследованиях хакерского сообщества для отнесения специалистов, увлеченных информационными технологиями к группам хакер - не хакер. Для диагностики уровня самооценки испытуемых была использована методика диагностирующая уровень самооценки Будасси. Эта методика также отличается компактностью, быстротой проведения при хорошей надежности, валидности и достоверности. Для исследования ценностных ориентаций испытуемых была применена методика ценностных ориентаций М.Рокича. Эта методика была выбрана из-за ее компактности, быстроты в проведении и в то же время достаточной надежности, валидности и достоверности. В свое время данная методика использовалась при исследованиях движения хиппи, а хакерство, по мнению многих авторов, приближено по многим параметрам к этому движению. Методика ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, является в настоящее время наиболее распространенной для изучения ценностных ориентаций. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Доминирующая направленность ценностных ориентаций четко фиксируется как определенная жизненная позиция по критериям уровня вовлеченности, с одной стороны в сферу деятельности, а с другой - в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить, жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей - средств и представлений о нормах поведения, которое человек рассматривает в качестве эталона.
Диагностику мотивационной сферы мы исследовали тестом юмористических фраз (ТЮФ). Тест предложен А.Г. Шмелевым и В.С. Бабиной и представляет собой оригинальную компактную методику соединяющую в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов - юмористических фраз, Появление крупного класса является свидетельством наличия сверх значимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса. Валидность ТЮФ оценивалась с помощью методики ГОЛ (“групповая оценка личности”), а также с помощью параллельного применения других мотивационных тест-опросников и проективных методик. Тест содержит 100 юмористических фраз (афоризмов), которые испытуемый должен расклассифицировать на 10 заданных тематических классов, соответствующих 10 мотивационным шкалам. Наличие установки в одной или нескольких из перечисленных областей проявляется в том, что человек в немалозначных юмористических фразах (а таких в методике 40) улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке. Испытуемый получает список из 10 перечисленных выше сфер и задание, читая последовательно юмористические фразы, относит их к какой-либо из этих сфер. О наличии установки (или установок) судят по тому, какое количество фраз испытуемый отнес к той или иной сфере: чем больше карточек, отнесенных к данной сфере, тем сильнее установка на нее. В свою очередь установка может свидетельствовать о нескольких вещах: . О наличии у испытуемого недостаточно осознаваемых, но достаточно сильных потребностей в данной сфере. . О наличии у него сильных проблем в этой сфере, вызывающих постоянные эмоциональные переживания. . О наличии комплексов, связанных с данной сферой. Испытуемые
Группа испытуемых 36 человек была сформирована из специалистов в области информационных технологий - сотрудников коммерческого предприятия и КГУ. В данной выборке были представлены специалисты различных отраслей информационных технологий - программирования, администрирования компьютерных сетей, телекоммуникаций и т.д. Из общего числа испытуемых женщины составили 7 человек, т.е. 19 процентов от общей выборки. Склонность к хакерской деятельности на основании проведенного опросника у испытуемых была распределена следующим образом: 8 человек, что составляет 22 процента, была выявлена склонность к хакерской деятельности выше средней. Из них 7 мужчин (88 %) и одна женщина (12 %). Данные испытуемые при обработке результатов были отнесены к первой группе. 11 человек показали средний уровень склонности. Из них 6 мужчин (55 %) и пять женщин (45 %). Данные испытуемые отнесены ко второй группе.
17 человек показали ниже среднего уровня склонность к хакерской деятельности. Из них 16 мужчин (94 %) одна женщина (6 %). Данные испытуемые были отнесены к третьей группе. Результат исследования уровня склонности к хакерской деятельности представлен на диаграмме 1 (Приложение 1). Результаты исследования
Исследование уровня самооценки проводилось по методике Будасси. Данные в результате исследования были подвергнуты корреляционному анализу. Для чего использовался расчет коэффициента ранговой корреляции по формуле Роджерса:
r = 1- (6 * Sd² / (n² - n)
где: d - разность номеров рангов избранных испытуемым; n - число рассматриваемых свойств (20) Далее проводился анализ полученных рангов. Если r стремится к + 1, то это указывает на завышенную самооценку; Если r стремится к - 1, то это указывает на заниженную самооценку; При - 0.5 < r < +0.5 - самооценка нормальная. Результат исследования уровня самооценки представлен в таблице.
Таблица.1 Уровень самооценки у специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности
Диаграмма 2
Из таблицы 1 и диаграммы 2 (Приложение 2) наглядно представлено, что у представителей группы с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности преобладает высокая самооценка и полностью отсутствует низкая. Совершенно противоположная ситуация у группы с низким уровнем склонности к хакерской деятельности, где в равных пропорциях присутствует низкая и нормальная самооценка и только у одного специалиста из 17 была обнаружена завышенная. Таким образом, наша гипотеза о наличии у специалистов области ИТ с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности завышенная самооценка. Уровень развития мотивационной сферы мы исследовали тестом юмористических фраз (ТЮФ). Обработка результатов теста заключалась в подсчете количества фраз, которые испытуемый отнес к той или иной сфере. Чем больше карточек, отнесенных к данной сфере, тем сильнее установка на нее. Появление такой установки свидетельствует о сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.
Таблица 2 Наиболее значимые терминальные ценности специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности
Анализ показывает, что для первой и третьей групп наиболее значимыми являются темы «взаимоотношения полов», «человеческая глупость». Причем, «человеческая глупость» также является наиболее значимой и для группы со средней выраженностью склонности. Т.е., тема «человеческая глупость» распределилась следующим образом: в первой группе данная тема составила 87 %; - во второй - 55 %;- в третьей - 41 %.
Диаграмма 3
На диаграмме 3 (Приложение 3) отражено то, что для первой группы специалистов с более высоким уровнем склонности к хакерской деятельности, как мы и предполагали, характерна менее развитая мотивационная сфера. Т.е., из десяти заявленных в методике тем, испытуемые первой группы указали лишь пять. В то же время, испытуемые третьей группы - специалисты в области ИТ с низким уровнем склонности к хакерской деятельности - указывают все десять тем. Специалисты, отнесенные к группе со средним уровнем склонности, определяют актуальными для себя только восемь тем. Необходимо также отметить, что в третьей группе испытуемых (с низким уровнем склонности к хакерской деятельности) присутствует тема «агрессия, самозащита» с высоким процентом значимости данной темы в группе. Ее указали 6 из 17 испытуемых. На наш взгляд, это говорит о наличии у испытуемых данной группы проблем в этой области, которые вызывают постоянные эмоциональные переживания или о наличии комплексов, связанных с данной сферой. Характерно также для первой группы с высоким уровнем склонности отсутствие таких тем, как «семейные, социальные неурядицы», «мода» и «бездарность в искусстве». «Социальные и семейные неурядицы» имеют испытуемые второй и третьей групп. В результате исследования уровня развития мотивационной сферы подтвердилась гипотеза о несформированности мотивационной сферы у специалистов в области ИТ с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности. Ценностные ориентации специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности исследовались по методике М. Рокича. Данные, полученные в результате исследования терминальных ценностей, представлены в таблице 3 и диаграмме 3.
Таблица 3 Терминальные ценности у специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности
Диаграмма 4
При анализе результатов ранжирования испытуемыми терминальных ценностей был проведен качественный анализ Были обнаружены одинаковые результаты ранжирования для всех групп испытуемых следующих ценностей: наиболее высокий рейтинг ценность «здоровье» и отсутствие ценностей «красота природы и искусства», «общественное признание», счастье других». «Интересная работа» для специалистов с различным уровнем склонности была распределена следующим образом: с более высоким уровнем склонности к хакерской деятельности отсутствует, со средним уровнем склонности к хакерской деятельности занимает самый низкий ранг и только у испытуемых с низким уровнем склонности к хакерской деятельности данная ценность является значимой и занимает одно из ведущих мест при ранжировании. Испытуемые с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности высоко ранжируют такие ценности как «познание», «развитие», «продуктивная жизнь», «свобода», «уверенность в себе» и «творчество». Это свидетельствует о значимости и взаимосвязанности всех вышеперечисленных ценностей в мотивации хакерской деятельности. Менее важными для данной группы испытуемых представляются ценности «любви», «материальной обеспеченной жизни», «счастливой семейной жизни», «развлечений» и «жизненной мудрости». Хотелось бы отметить, что данные результаты коррелируют с результатами исследований, проводимых сотрудниками МГУ О.Н. Арестовой, Ю.Д. Бабаевой, О.В. Смысловой под руководством профессора А.Е. Войскунского. В то же время значимость ценности «интересная работа» наши результаты не совпадают с результатом О. В. Смысловой, полученным при исследовании хакеров старшей возрастной группы, что мы объясняем отношением хакеров к своей деятельности не с позиции рутинной ежедневной работы, а скорее с позиции развития, познания, творчества. Данные, полученные в результате исследования инструментальных ценностей представлены в таблице 4 и диаграмме 4.
Таблица 4 Инструментальные ценности у специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности
Диаграмма 5
При исследовании инструментальных ценностей в группе с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности были обнаружены высокие ранги таких ценностей как «независимость», «образованность», «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов», «твердая воля», «жизнерадостность» и «высокие запросы». В наших исследованиях подтвердились результаты, полученные специалистами МГУ: такие ценности как «воспитанность» и «исполнительность», «аккуратность» не были отмечены в числе значимых специалистами в области ИТ с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности. Что свидетельствует о пренебрежении ими социальными условиями и последствий хакерской деятельности, безответственности за свои поступки. Мы согласны с мнением О.В. Смысловой, что «жизнерадостность» в качестве «инструментальной» ценности качество, необходимое для выполнения кропотливой, напряженной работы, не требующей успехов. В нашем исследовании специалисты в области ИТ с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности также отмечают ее в качестве значимой ценности. Корреляция результатов исследования терминальных и инструментальных ценностей для специалистов с высоким уровнем склонности позволяют рассматривать данный вид деятельности как важный внутримотивированный фактор развития и самоактуализации личности, обретение уверенности в себе и свободы. Выводы
Результаты исследования особенностей ценностно-мотивационной сферы специалистов в области ИТ с различным уровнем склонности к хакерской деятельности позволяют сделать следующие выводы: 1. Специалисты в области ИТ с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности характеризуются как люди с несформированной мотивационной сферой (из 10 тем ими как значимые определены были только пять). При этом такие общезначимые темы для большинства людей как «агрессия, самозащита», и «социальные и семейные неурядицы» в выборе не представлены. Преобладают лишь категории «потребности организма и индивида» и отсутствуют «потребностей личности». 2. Наиболее значимыми терминальными ценностями для них являются ценности, являющиеся общепринятыми - «здоровье» и «активная продуктивная жизнь». Все остальные темы были равнозначны и особенных исключений не составляли. . Из инструментальных ценностей для исследуемой группы были определены как значимые «независимость», «образованность», «смелость», «твердая воля». Специалисты в области ИТ существенно отличаются по своей ценностно-мотивационной сфере от специалистов со средним и низким уровнем склонности. Причем, психологический портрет хакера, построенный на анализе зарубежных и российских источников и ранее проведенных исследований по своим основным личностно-психологическим особенностям совпал с результатами нашего исследования.
Заключение
Данное исследование посвящено изучению актуальной, сложной и недостаточно разработанной проблеме особенностей ценностно-мотивационной сферы личностей хакеров и их роли в мотивации хакерской деятельности. Теоретический анализ психологической литературы и ранее проведенных исследований показал, что проблема мотивации и ценностных ориентаций личности является одной из фундаментальных и противоречивых проблем в психологии. Мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. В исследованиях хакерской деятельности и мотивации к ней особое внимание уделялось и уделяется психологическим особенностям хакеров. Нами была предпринята попытка исследования особенностей ценностно-мотивационной сферы специалистов в области ИТ, склонных к хакерской деятельности. Для этого, мы изучили теоретические аспекты мотивации, особенности хакерской деятельности. Решение задачи подбора адекватных целям исследования и специфике работы с данным контингентом испытуемых показало, что выбранные нами методики отвечали заявленным требованиям компактности, малоизвестности и валидности. Однако необходимо отметить, что для более детального изучения, например, мотивационной сферы, необходимо использовать батарею методик исследования содержательности предметного и преградного уровней мотивационной сферы. Анализ источников и проведенное нами исследование позволяют предположить, что хакерство - это собирательное наименование для различного вида "уходов" в увлечение информационными технологиями, которое, однако, предполагает наличие определенных знаний о них и навыков в программировании. Психологически такой "уход" может быть связан как с высоким интеллектуальным потенциалом субъекта, который, в силу определенных (жизненных) обстоятельств не может найти себе достойного применения в другой сфере деятельности, так и те личностные особенности ценностно-мотивационной сферы, обнаруженные в результате нашего исследования. Результаты нашего исследования подтверждают гипотезу, о том, что специалисты с высоким уровнем склонности к хакерской деятельности имеют высокую самооценку. У них также отмечены особенности ценностно-мотивационной сферы, а именно: . Антисоциальность мотивов, большей частью проявляющуюся в узколичностных побуждениях хакера; . Преобладание материальных и естественных побуждений над духовными; . Доминирование побуждений (например, влечения), а не долга; . Господство побуждений с ближайшими целями, а не с более отдаленными и жизненно важными перспективами; . Низкий уровень этих побуждений в системе социальных ценностей нашего общества. Само по себе искажение внутренних черт и свойств личности (интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т.д.) не дает оснований для установления хакерской мотивации. Личностные деформации могут и не найти своей реализации в антисоциальном поведении. Например, доминирование материальных интересов личности даже в крайне гипертрофированном виде еще не свидетельствует о намерении обогатиться, например, преступным путем, путем взлома. Соответствующие интересы могут удовлетворяться и в социально одобряемых действиях. Поэтому для нас видится очень важным проведение профилактики распространения явления хакерства и, прежде всего, в подростковой среде как наиболее восприимчивой. Полученные нами результаты могут являться основанием для дальнейших исследований в области мотивации деятельности специалистов ИТ, способствовать выработке профилактических мероприятий или коррекционной работе. Использованная литература
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. http://www.relarn.ru:8082/human/motivation.txt 2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Опыт психологического исследования хакерства. http://flogiston.ru . Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, №1 . Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Новые информационные технологии и проблемы одаренности // Гуманитарные исследования в Интернете/ под редакцией А.Е.Войскунского - М., "Можайск-Терра",2000 . Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В., Интернет: воздействие на личность. http://flogiston.ru 6. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Пространство, населенное Другими <http://inter.net.ru/16/28.html> . Бжалова И.Г. Установка и поведение М., 1979 . Букины М.иД. "Undergraund киберпространства"// Рынок ценных бумаг, 1999, №18. . Букины М.иД. "Хакеры. О тех, кто делает это"// Рынок ценных бумаг, 1999, №23. . Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации. Вестник МГУ. Психология. Сер.14 1998 г., № 2 . Вейценбаум Дж возможности вычислительных машин: от суждений к вычислениям. М. Радио и связь., 1982. . Вилюнас В.К. Психологические механизмы человека. М.: ИЗд-во МГУ, 1990 . Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии http://psynet.carfax.ru/texts/voysk1.htm . Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. - М., 2000, . Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. Экопсицентр РОСС., 2000. . Войскунский А.Е., Смысова О.В., Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера. Вопросы психологии, 2003, № 4 . Гуманитарные исследования в Интернете. http://www.relarn.ru:8082/human/ . Долныкова А.А., Чудова А.Н.. Психологические особенности суперпрограммистов// Психологический журнал, 1997, № 1. . Жичкина А.Е., Ефимов К. Ю. Результаты исследования поведения в Интернете <http://flogiston.ru/projects/articles/oprosrezults.shtml> . Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, Питер, СПб, 2000. . Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Фвтореф. Дис.канд.-СПб, 1997. . Кон И.С. Открытие “Я” М.,1978 . Коул М. Новые информационные технологии, базовые навыки и изнанка образования: что следует делать? Социально-исторический подход в психологии обучения.- М., 1989. . Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.- М., 1992. . Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. М., 1993 . Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание личности. М., 1977 . Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984 . Маркоф Дж., Хефнер К. Хакеры.- Киев, 1996. . Минаков А. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности <http://flogiston.ru/projects/articles/minakov.shtml> . Моисеенков И. Оно// Компьютерра, 1996,№43. . Молчанов Б.М. Что такое хакер?//КомпьютерПресс, 1993, №8. . Сережкина А.Е. Психические состояния пользователей ЭВМ в процессе компьютеризованной деятельности. Дисс... канд. психол. наук. Казань, 1998. . Смолян Г.Л., Зараковский Г.М., Розин В.М., Войскунский А.Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области).- М., 1997. . Смыслова О.В. Анализ представлений о мотивации хакеров. Материалы конференции «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий». http://psynet.carfax.ru/texts/smyslova.htm, 2001 . Смыслова О.В. Информационные технологии и общение: мотивационные и личностные особенности хакеров. <http://www.flogiston.ru/projects/> . Смыслова О.В. Методы полевого психологического исследования в обществе хакеров, М, 2000 . Столл К. Яйцо кукушки, или пресс следа шпиона в компьютерном лабиринте.- М., 1996 . Тихомиров О.К., Гурьева Л.П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности// Психологический журнал, 1989, №2.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.85 (0.121 с.) |