Крупные города и их значимость в развитии регионов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Крупные города и их значимость в развитии регионов.



Урбанизация как общемировая тенденция привела к формированию городов-гигантов, сосредотачивающих значительную часть населения регионов, крупную промышленность, соц. и промышленную инфраструктурную сеть, включая образование, медицину, культуру, транспортную и энергетическую системы. Основные факторы, способствующие урбанизации: торговля и сокращение расстояний м/у продавцом (производителем) и покупателем; развитие крупной промышленности, жд и др. видов сообщений; сопутствующая соц. инфраструктура, обеспечивающая более благоустроенное проживание людей по сравнению с сельской местностью, возможности обеспечения занятости населения, более ↑ оплата труда и др.

Крупные города играют важную роль в жизни страны. Они отличаются не только высокой концентрацией населения, но и сосредоточением капитала, ёмким рынком, его развитой инфр-рой, наличием квалиф-ных кадров, значительным образовательным, культурным, научным потенциалом. В России все они являются традиционными административными центрами субъектов Федерации, важными политическими, культурными, экон-ми и иными центрами, опорными узлами терр-ной организации общества, приносят основной доход в бюджеты своих регионов (являются донорами). Они играют объединяющую роль в гос-ве, яв-сь центрами межрег-ных обменных процессов, обеспечивают формирование единого экон-кого, кул-ого, научного и информац-ного пространства России.

Почти 75% населения России проживает в городах. Рост городского населения и повышение его доли в общей численности населения отражает процесс индустриализации страны.

Всего в России почти 1 100 городов. В зависимости от численности населения города подразделяются на сверхкрупные (свыше 3 млн жителей), крупнейшие (от 1 до 3 млн), крупные (от 250 тыс. до 1 млн), большие (от 100 до 250 тыс.), средние ( от 50 до 100 тыс.), малые города и посёлки (до 50 тыс.). При этом более 60 % городского населения сосредоточено в больших, крупных, крупнейших и сверхкрупных городах.

Сверхкрупные, крупнейшие и крупные города-центры сосредоточения научно-технического и промышленного потенциала и квалиф-ных кадров, очаги образования, культуры и искусства. Как важные административные центры они осуществляют функции общегос-ного значения, явл-тся центрами организ-ного процесса на путях форм-ния регулируемой многоукладной экономики.

Промышленные центры и узлы реализуют эффект агломерации в результате концентрации и сочетания различных, особенно технологически и производственно связанных, предприятий. В рыночных условиях к этому добавляется сосредоточение коммерческих, финансовых, торговых, снабженческих функций. Поэтому крупные города будут интенсивно развиваться. Вместе с тем это имеет и отрицательные последствия, ведёт к дополнительным затратам на содержание городского хоз-тва и соц.-бытовое обслуживание: загрязняется воздушная и водная среда, возрастают шум и т. д.

В связи с этим должна повышаться регулирующая роль органов городского управления. Борьбу надо вести не с разрастанием крупных городов, а с его негативными проявлениями, в том числе с помощью экономических рычагов (налогов, штрафов и т. д.). Наряду с выявлением тех городов, в которых ситуация с занятостью и уровнем жизни населения приобрела критический характер, целесообразно вернуться к практике утверждения перечней городов, где запрещено или ограничено крупное новое промышленное строительство и расширение действующих предприятий.

В теории гос-ого и муниц-ого управления разработана градация городов по их функц-ной роли: промышленные, торговые, административные, аграрные, курортные, университетские города, наукограды, закрытые административно-территориальные образования. Для крупных городов характерна их многофункциональность (например, г. Омск – промышленный, научно-образовательный, культурный, торговый, финансовый и административный центр региона Омской области).

Внутренними факторами социально-экономического развития крупных городов являются: высокая инвестиционная активность и инвестиционная привлекательность крупных городов; высокая степень диверсификации городской экономики; концентрация регионального вторичного сектора экономики в крупных городах, за счетчего может быть обеспечен опережающий рост сферы услуг по отношению к промышленному производству; сохранение достаточно высоких объемов строительно-монтажных работ, в первую очередь строительства жилых и офисных зданий, объектов торговли и услуг; более высокий уровень доходов населения по сравнению с др. территориями региона и т. д.
45. Проблемы и направления развития малых и средних городских поселений регионов.

Низовые экономические и административные районы (микрорегионы) – это города, городские и сельские административные районы, сельсоветы и т. д.; всего их около 27 тыс., в том числе городов – 1 087, районов – 1 868. Они представляют собой первичные терр-ные звенья в таксономии экономического районирования. В их основе – начальные специализированные территориально-производственные комплексы. Традиционно исторически первыми возникли именно малые поселения, пока эффекты концентрации производства (локализации и урбанизации), центрального места и периферии не привели к укрупнению городов. Системы расселения населения – территориально целостные и функционально взаимосвязанные совокупности поселений. Системы характеризуются параметрами входящих в них поселений, составом и интенсивностью социально-экономических связей между ними. Интенсивность связей представляет собой основной критерий определения границ и уровня развития систем расселения.

Малые города, посёлки играют роль центров сельскохозяйственных районов; вокруг них в пределах административных границ районов формируются малые поселения в виде деревень, хуторов, преимущественно с сельскохозяйственным трудом, заготовкой и первичной обработкой леса; охотничьим, рыболовным, заготовительным видами промыслов (заготовки даров природы в виде грибов, ягод, других полезных для человека видов растений, например различных видов трав, на чём основана отрасль здравоохранения фитотерапия и в какой-то мере гомеопатия, народное целительство). Сельскохозяйственные районы в масштабах региона формируют органы местного самоуправления – районные администрации для решения вопросов жизнеобеспечения, т. е. в границах района создаётся муниципальное образование с размещением его администрации в районном центре. Система тесно взаимосвязанных городских и сельских поселений различной величины и хозяйственного профиля, объединённых общей производственной инфраструктурой, единой сетью общественных центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха населения, – основное направление государственной политики расселения. В настоящее время концепция Единой системы расселения приобрела общегосударственный характер во многих странах мира, включая Россию, стала частью большой регулируемой системы городского и сельского расселения. Создание Единой системы расселения позволит оптимизировать расселение, улучшить условия жизнедеятельности людей. При её разработке необходимо учитывать специфику регионов, их рыночную специализацию, плотность населения на территории региона, существующую сеть поселений, менталитет основной национальности, проживающей на территории региона и его районов. На систему расселения оказывают большое влияние климатические условия, природные богатства, качество пахотных земель и др., в том числе формируемая система государственного и муниципального управления, общественного самоуправления.

На 1 января 2010 года всего в России насчитывалось 23 907 муниципальных образований: 1829 муниципальных районов; 512 городских округов; 236 внутригородских территорий города федерального значения: 111 муниципальных образований, городов и посёлков в Санкт-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве; 1739 городских поселений; 19 591 сельское поселение.

 В проходящем доработку Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривается три типа муниципальных образований: сельские поселения и города, муниципальные районы, городские округа. У каждого типа оговорены полномочия. Это должно содействовать расширению сферы действия местного самоуправления, увеличению количества МуО.

Малые города (с численностью населения до 100 тыс. чел.) составляют 85 % всех городов РФ, в них проживает порядка 40 млн жителей. По рыночной специализации 58 % этих городов выполняют агропромышленную функцию, 75 % – промышленную, 70 % – транспортную, 32 % – рекреационную, 21 % – специализируется на обслуживании крупных городов.

В категорию малых городов включены специфичные города: 1) наукограды, статус которых присваивается Президентом РФ на срок до 25 лет с утверждением приоритетных направлений научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров (около 60 наукоградов); 2) закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), специализирующиеся на исполнении оборонных заказов (около 40 ЗАТО); 3) курортные города с рыночной специализацией на обслуживании приезжающих с целью оздоровления жителей других регионов, городов и сёл (примеры – г. Минеральные Воды, Геленджик, Адлер, Ишим и др.).

К основным проблемам малых городов можно отнести: недостаточную финансовую обеспеченность бюджетов муниципальных образований; слабую социальную инфраструктуру, включая меньшее обеспечение населения образовательными, медицинскими, коммунальными, культурными услугами; плохую транспортную инфраструктуру; меньшие возможности для занятости населения и др.

Для сельских поселений (сёл и деревень) характерны всё те же проблемы, только они носят более углубленный и затяжной характер.

Направления развития малых городов и сельских поселений определены общей региональной политикой и реально осуществляются. Среди этих направлений можно назвать создание филиалов промышленных, образовательных, медицинских учреждений с обеспечением квалифицированными специалистами с переездом их (с достаточной мотивацией) в сельскую местность. Распространяется практика целевой подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля, инфраструктурных отраслей по направлениям сельскохозяйственных организаций и администраций МуО. Из региональных бюджетов осуществляется финансирование программ газификации малых городов, сёл; постройки и ремонта дорог, мостов; обеспечение надёжными средствами коммуникации (радиосвязь, телефонная связь, телетрансляционные узлы, печатные СМИ). Региональной политикой предусматривается создание новых рабочих мест в сельской местности, малых городах, подключение их к общерегиональным программам. Общим направлением в рамках федерального правительства можно считать поддержку аграрного сектора и сельхозпроизводителей с выдачей льготных кредитов для сезонных сельхозработ, осуществление лизинга сельскохозяйственной техники, закупку по фиксированным ценам сельскохозяйственной продукции в форме государственного, регионального, муниципального (крупных городов) заказов и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.10 (0.008 с.)