Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы и методы развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Путь познания, который проходит ребенок до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности. Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии ребенка. Так оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но их внутренние существенные связи. А это необходимая основа для развития мышления вообще. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Большое значение в оптимизации коррекционной работы имеет подбор учебно-дидактического материала и самих коррекционных упражнений и игр. Очень важно уметь выбрать из достаточно большого количества пособий те, которые позволят за меньшее время достичь больших результатов. То есть такие, которые будучи адекватны природе и структуре речевого нарушения, содержат разноаспектные коррекционные возможности. Логопеду необходимо целенаправленно обучать дошкольников приёмам умственной деятельности. При использовании приёмов развития мыслительной деятельности необходимо учитывать гибкость, динамичность, мотивацию и актуальный уровень сформированности мыслительных операций. Также необходимо учитывать уровень речевого развития и возрастные особенности ребёнка. В настоящее время стали использовать интеллектуальные игры в детском возрасте, создаются компьютерные игры и программы для развития ребёнка. Для формирования наглядно-образного мышления старших дошкольников можно использовать приём создания образа предмета, сопоставления личного опыта с приобретённым и приём обобщения. Создание образа предмета достигается при выполнении следующих заданий: . на узнавание предмета представленного в натуральном виде, по образцу, рисунку, словесному описанию; . на выделение составных частей предмета (мысленное и практическое разложение на части); . на составление предмета из нескольких частей; . на узнавание предмета по его части; . на дополнение части до целого[16]. Важная роль в создании образа предмета и развитии операций анализа и синтеза отводится заданиям на составление объекта из нескольких частей (аппликация, мозаика). Приём сопоставления личного опыта с приобретённым может формироваться посредством напоминания, ориентирования на воспроизведение прошлого опыта, выделения известного и неизвестного, сравнения заданий по форме, содержанию, ситуации и способу выполнения. Формирование приёма обобщения опыта возможно такими путями: группировка материала, постановка вопросов требующих привлечения знаний из смежных дисциплин, вариативность материала, выполнение комплексных заданий[32].
При проведении игр для развития наглядно-образного мышления необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, а именно непроизвольность внимания, сложности с концентрацией и устойчивостью внимания, наглядность, малую работоспособность. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу - младшему школьнику. Игра необходима для развития ребенка, в том числе и его наглядно-образного мышления. Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. М. Горький, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.). В педагогике и психологии разрабатывались методы обучения детей направленные на формирование у них наглядного мышления (Л.А. Венгер Н.Н. Поддьяков Т. В. Лаврентьева Р.Р. Говорова В.Н. Аванесова и другие). Особое внимание уделялось формированию схематизированных образов, которые отражают связь элементов независимо от частных особенностей этих элементов. Овладение образами такого вида является переходной ступенью от образных представлений к использованию знаковых систем. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В детском саду предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, логопедических занятиях. Важным является систематическое проведение игр-упражнений. Все приёмы проводятся в групповой форме, но можно использовать и индивидуальные занятия, если ребёнку необходима дополнительная помощь[22].
При разработке методических рекомендаций по формированию наглядно-образного мышления мы опирались на работы Л.А. Венгер и О.М. Дьяченко и других авторов [12].Игры по развитию умственных способностей дошкольников адаптированы для детей с общим недоразвитием речи. В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению. Важным условием результативного использования игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. Игры, направленные на формирование наглядно-образного мышления должны быть разнообразны. Систему игровых занятий следует включать во все виды детской деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.108 (0.007 с.) |