Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С-е синхроническое и диахроническое
Диахроническое С. (его ещё называют историческое) рассматривает процесс словообразования с т.з. его исторического развития/изменений. А синхрония – это такой аспект изучения, когда система и единицы системы рассматриваются как существующие в одно и то же время. Некоторые понятия называемые в синхр. и диахрон. С-ии. одним и тем же термином. получают разное содержание, например понятие «производность» + «производная основа», «п-щая основа». При Д – выяснение какое с-во исторически образовано от другого, при С – определяем более простую по форме основу слова =) производное слово…. Разграничение С-го и Д подходов имеет большое значение при изучении с-я, т.к. в этом разделе языкознания смешение диахронии и синхронии происходит особенно часто. Это объясняется тем, что слово является такой единицей языка, которая может менять свое значение, не меняя формы. Благодаря этому рвутся связи между словами, когда-то (в прошлые эпохи!) родственными, но сохранившаяся формальная близость нередко мешает увидеть этот разрыв и толкает на то, чтобы объединять слова разошедшиеся, ставшие чужими. Изучая словообразование, не следует считать родственными пары слов типа дерево и деревня т.к. между этими словами нет живых семантических связей. Ведь очевидно, что деревня не есть 'населенный пункт, в котором растет много деревьев'. Фортунатов считал, что слово находится в системе и членится только по отношению к другим словам. Слово красненький, например, делится на морфемы, имеет суффикс - еньк, прибавляемый к основе слова красный, а в слове потомство, удовольствие суффикса нет. Таким образом, понятие членимости слова – понятие синхронии. Определяя, членимо ли слово или нет, нужно учитывать два типа живых отношений: 1. Отношения мотивации Добавить исторически произошло от слова бавить. Однако сейчас это слово вышло из употребления, но корень - бав - выделяется согласно отношениям родственности: прибавить, убавить, добавить 2. Отношения родственности. возможность раскрыть содержание слова через родственное слово): волчица – 'самка волка'. Необходимо провести линию также между синхронными и диахронными способами словообразования. Диахронные способы словообразования – это такие способы, при которых в качестве средства выражения словообразовательного значения выступает всё слово целиком, а не отдельные морфемы, и при котором между производящим и производным словом нет отношений мотивации.
Синхронные способы словообразования – это такие способы, при которых средством выражения словообразовательного значения выступает морфема, аффиксы и основы; между производящим и производным при этом имеют место отношения мотивации, т.е. отношения двух однокоренных слов, из которых одно, как правило, сложнее другого на единицу смысла и не более чем на один деривационный формант. Например: удивить – удивл'- эни j -е, книга – книж- н -ый. 3. Вопрос о статусе словообразования в лингвистике С-е как особый раздел языкознания складывается в 40-50-е гг, благодаря трудам В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого. Уже в те годы начали разрабатываться некоторые важные проблемы общей теории синхронного словообразования: место словообразования в ряду лингвистических дисциплин, проблемы членимости слова, принципы установления отношений синхронной производности, своеобразие семантики и строения производных слов разных частей речи. нет общепринятого решения вопроса о месте словообразования среди других наук→ 3 точки зрения: 1. многие ученые, начиная с Ломоносова, считают, что словообразование относится к грамматике, но включают его туда по разному. А) жива традиция включать словообразование в состав морфологии (труды Ломоносова, Востокова, Буслаева). Б) сущ-ет традиция рассматривать словообразование как особый раздел грамматики, наряду с морфологией и синтаксисом (Щерба, Винокур, Лопатин) 2. Некоторые ученые считают, что словообразование раздел лексикологии (Смирницкий, Шмелев). 3. 50 гг 20 в. Словообразование не входит ни в грамматику, ни в лексикологию, это особый раздел языкознания (Головин, Купрякова, Земская, Сахарный). Причины разногласий ученых обусловлены структурой русского языка т.к. словообразование тесно связано с лексикологией и морфологией. Отношения между этими уровнями языка носят сложный характер.
Словообразование и морфология: Задачи словообразования и морфологии пересекаются. В словообразовании исследуется словообразовательная структура, в морфологии формообразующая. * Он белит потолок Белит – основа бел, окончание ит: с точки зре6ия морфологии указывается на глагол наст.времени, ед.числа, 1 спряжения; с точки зрения словообразования «белит» имеет неопр.форму «белить». Белить←белый Каждая часть речи имеет свою словообразовательную подсистему и свои, характерные только для данной части речи, ресурсы. * тель, ник, ок (суффиксы для сущ муж рода). Таким образом, словообразовательные средства – морфемы, связаны с определенными частми речи и имеют определенную грамматическую нагрузку. Словообразование и лексикология: В лексикологии слово изучается с точки зрения его значения, стилистической окраски, с точки зрения происхождения слов. Без словообразования невозможно изучить появление новых слов. Чтобы разобрать слово, определить мотивировочную словообразовательную базу, нужно обратить внимание на значение. Словообразование и синтаксис: На эту связь ученые обратили внимание недавно: Соболева, Гинзбург. Синтаксические отношения, характерные для данного слова, отражаются в его словообразовательных возможностях, семантике производных от него слов. * учить – в предложении является сказуемым Соответственно от этого глагола образуется: - имя действия - имя действующего (учитель) - имя прямого обстоятельства действия (ученик) - имя косвенного обстоятельства действия (учебник) - имя места действия (училище). Связь между синтаксисом и словообразованием проявляется в связном тексте. Однокоренные слова используются в тексте как средство связи между отдельными синтаксич.единицами. * Он сидел и молчал. Молчание длилось более часа. Словообразование и фонетика: В процессе словообразования и формообразования одна и та же морфема может видоизменяться по своему звуковому составу и различаться в морфах. Морф - конкретный представитель одной морфемы в слове. * холод, охлаждение, охладить (корни «холод», «хлажд», «хлад»)→1 морфема, 3 морфа. Это изучается в спец.разделе морфонологии.. Словообразование и деривация: Последние 20 лет вместо «словообразование» употребляют синоним «деривация». Науку о словообразовании называют дериватологией. Деривация – сам процесс образования языковых единицы любого уровня (морфемы, слога, слова и тд). Дериватология – наука о процессах образования единиц языка в целом.(слов, словосочетаний, предложений). В таком случае словооразование является разделом деривации. Разделы словообразования: 1.морфемика – изучает морфемы, их значение 2.раздел структуры рус.слова (об основах) 3.морфонология (рассматривает морфы различ.типа) 4.этимология Собственно словообразование: -способы с\о -типы с\о - с\о имен собственных - с\о лексикография Виды анализа: морфемный (разбор по составу); словообразовательный.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.111.155 (0.01 с.) |