Психолого-педагогическая диагностика детей с овз 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая диагностика детей с овз



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С ОВЗ

 

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Дошкольная дефектология

 

Челябинск, 2014





 

Оглавление

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 7

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 16

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 23

6. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 24

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 24

8. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 25

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

       В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ».

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ»  является дисциплиной базовой части основной профессиональной образовательной программы (Б1.Б.29). Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 44 часа – аудиторная (18 часов – лекционные занятия, 20 часов – семинарские занятия, 6 часов – лабораторные занятия), 37 часов – самостоятельная работа студентов; 27 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение IV семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в IV семестре.

Для ОЗО 8 часов – лекции, 10 часов – семинары, 4 часа – лабораторные.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ» тесно связан с дисциплинами «Педагогика и психология». «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Основы специальной детской психологии», «Психологический онтогенез детей с нормальным развитием и с ОВЗ», «Методы психолого-педагогических исследований в дефектологии», «Организация экспериментального исследования в дефектологии», «Детская олигофренопсихология», «Психология детей с ЗПР», «Детская тифлопсихология», «Детская сурдопсихология», «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем, об основных методах психолого-педагогических исследований в дефектологии; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты знакомятся с теоретико-методологическими основами психодиагностического процесса, методами и средствами педагогической и психологической диагностики детей с различными нарушениями развития.. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться умения адаптировать психодиагностические методики в соответствии с особенностями психического развития детей, навыки организации психодиагностического обследования, использования конкретных методик, своевременного выявления нарушений развития у детей.. Это позволит им выявлять в детской популяции детей с отклонениями в развитии;проводить психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ и применять полученные знания в практической деятельности, а также при изучении других дисциплин.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Диагностика и коррекция отклонений в развитии у детей раннего возраста», «Психология детей с нарушениями речи», «Психология детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения», «Психолого-педагогическое сопровождение детей с комплексными нарушениями развития», «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ», «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ», «Взаимодействие специалистов в оказании помощи детям с ОВЗ».

1.4. Цели дисциплины:

- обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам психолого-педагогической диагностики нарушений развития;

- сформировать у студентов практические навыки психологического и педагогического изучения детей с учетом имеющихся нарушений.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1. ПК-7 готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ОВЗ и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением З.1 Принципы и специфику консультирования изучения ребенка с ОВЗ и его семьи.   У.1 Планировать тематику и основные направления консультирования родителей и ближайшего взрослого окружения. У.2. Устанавливать конструктивное взаимодействие с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка с отклонениями в развитии В.1. Методами и приёмами различных форм консультационной работы с родителями и педагогами детей с ОВЗ В.2. Методами и приёмами установления безконфликтного взаимодействия с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка с отклонениями в развитии.
2. ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития З.2 – психолого-педагогическую классификацию нарушений развития у детей с ОВЗ З.3 – методики психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития У.3 – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ У.4 – определять условия проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических методик В.3 – приемами диагностических методик с учетом структуры нарушений детей с ОВЗ  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. 8 2 10 15 35
I.1 Предмет, задачи, принципы, этапы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей 2 - 2 2 6
I.2 Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития. 2 - 2 4 8
I.3 Комплексное изучение ребенка с ОВЗ. 2 - 2 2 6
I.4 Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностической процедуре 2 2 4 7 15
II Раздел II. Особенности психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ   1 0 4 10 22 46
II.1 Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах 2 - 2 4 8
II.2 Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта 2 2 2 6 12
II.3 Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития. 2 2 2 6 12
II.4 Психологическое изучение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. 2 - 2 4 8
II.5 Организация психологической службы 2 - 2 2 6
  Итого 18 6 20 3 7 81
  Контроль         27
  ВСЕГО: 18 6 20 37 108

 

Для ОЗО

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей. 4 2 5 15 35
I.1 Предмет, задачи, принципы, этапы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей 1   1 2 6
I.2 Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития. 1   2 4 8
I.3 Комплексное изучение ребенка с ОВЗ. 1   1 2 6
I.4 Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностической процедуре 1 2 1 7 15
II Раздел II. Особенности психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ   4 2 5 22 46
II.1 Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах     1 4 8
II.2 Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта 1 1 1 6 12
II.3 Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития. 2 1 1 6 12
II.4 Психологическое изучение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. 1   1 4 8
II.5 Организация психологической службы     1 2 6
  Итого 8 4 10 3 7 81
  Контроль         27
  ВСЕГО: 8 4 10 37 108

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I. Предмет, задачи теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики (35 часов)

Требования к результатам освоения раздела: ПК-7: З.1.

ПК-5; З.2; У.3

 

Содержание раздела

Лекция 2

Тема I.2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития (2 часа)

План:

1. Классификация психодиагностических методик.

2. Основные методы психолого-педагогической диагностики.

3. Дополнительные методы психолого-педагогической диагностики.

4. Психометрические критерии научности психодиагностических методик.

5. Формы, содержание психологического тестирования.

Список литературы:

[10; 23; 24; 29]

Информационное сопровождение:

1.Мультимедийная презентация «Классификация психодиагностических методик»

Практическое занятие 2

Тема I.2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития

Практическое занятие 3

Лекция 4

Тема I.4. Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностической процедуре (2 часа)

План:

1. Понятие психодиагностической процедуры.

2. Организация и условия проведения психодиагностической процедуры.

3. Этапы проведения психодиагностической процедуры.

4. Этические требования к педагогу-диагносту.

Список литературы:

[2; 3; 10; 16; 23; 24; 25; 29]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Этапы проведения психодиагностической процедуры».

Практическое занятие 4

Тема I.4. Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностической процедуре

Лабораторное занятие 1

Тема I.4. Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностической процедуре

Кол-во часов: 2

Форма проведения: просмотр процедуры психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ, составление заключения по результатам психодиагностической процедуры.

Изучаемые вопросы:

1. Содержание и задачи подготовительного этапа.

2. Содержание и задачи основного этапа.

3. Интерпретация результатов исследования.

4. Составление заключения на основании анализа результатов исследования.

Список литературы:

[2; 3; 10; 16; 23; 24; 25; 29]

Информационное сопровождение:

  1. Видеофрагменты психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ.

 

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Баллов

Тема I.2.Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития

2. Составить перечень диагностических методик для исследования детей, данные занести в таблицу «Методы психолого-педагогической диагностики»:

Метод методика на что направлена возраст источник (литература)

Познавательное развитие

         

Изучение личности у детей с ограниченными возможностями: самосознания и самооценки, мотивы поведения и деятельности, воли, эмоции и чувств

         

 

         

Баллов

Тема I.3.Комплексное изучение ребенка с ОВЗ

Тема I.4. Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностической процедуре

3. Структура и содержание психолого-педагогической характеристики.

Баллов

4. Заключение на основании анализа результатов психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ.

Баллов

Баллов

1. Конспект параграфа учебника [2, 12-20]: Развитие психолого-педагогических методов исследования в России и за рубежом                     3 балла 2. Подготовить стимульный материал для диагностического обучающего эксперимента по методике А.Я. Ивановой. Методические материалы: описание методики А.Я. Ивановой «диагностический обучающий эксперимент»: цель, стимульный материал, порядок проведения, описание хода эксперимента, обработка результатов, протокол. 7 баллов 3. Полное описание методики (на выбор): название, автор, источник, на что направлена, для кого предназначена, стимульный материал, инструкция, критерии оценивания и т.п. 5 баллов 4. Мультимедийное сопровождение к лекциям 3 балла

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-7 З.1 – Принципы и специфику консультирования изучения ребенка с ОВЗ и его семьи.  

-  Мультимедийная презентация «Использование теста Векслера для измерения уровня интеллектуального развития» (методика и стимульный материал).

- Структура и содержание психолого-педагогической характеристики.

- Контрольная работа по разделу.

ПК-5 З.2. – психолого-педагогическую классификацию нарушений развития у детей с ОВЗ.  У.3. – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ    

- Мультимедийная презентация «Использование теста Векслера для измерения уровня интеллектуального развития» (методика и стимульный материал)

- Таблица «Методы психолого-педагогической диагностики»:

- Структура и содержание психолого-педагогической характеристики.

- Заключение на основании анализа результатов психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ.

- Контрольная работа по разделу.

Содержание раздела

Кол-во часов: 2

План:

1. Психологическое обследование ребенка грудного возраста.

2. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста (1-3 года). Особенности развития.

3. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста (от 3 до 7лет). Особенности развития.

Список литературы:

[2; 3; 4; 9; 11; 19; 21; 27; 28; 36]

Информационное сопровождение:

1.Мультимедийная презентация «Особенности развития детей первого года жизни».

2.Нормативы «нервно-психического развития детей от 1 года до 3 лет».

3. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

Практическое занятие 5

Кол-во часов: 2

План:

1. Основные принципы и общая характеристика психодиагностической работы с детьми с ЗПР. Психологическая диагностика детей с ЗПР.

2. Особенности экспериментального исследования детей с нарушениями интеллекта.

3. Ранняя диагностика умственной отсталости.

4. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний.

Список литературы:

[2; 3; 6; 9; 11; 13; 16; 19; 20; 21; 22; 25]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста (Е.А. Стребелева)».

 

Практическое занятие 6

Лекция 7

Кол-во часов: 2

План:

1. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями слуха.

2. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения. Требования предъявляемые при проведении обследования детей с нарушениями зрения.

3. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 

4. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним детским аутизмом).

5. Клинико-психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями развития.

Список литературы:

[2; 3; 4; 9; 11; 19; 21; 27; 28; 36]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Особенности развития детей младшего школьного возраста».

 

Практическое занятие 7

Лекция 8

Кол-во часов: 2

План:

2. Методы изучения семьи.

3. Малоформализованные методики. Формализованные методики.

4. Методики изучения отношений ребенка к родителям и социуму.

5. Методики изучения особенностей личности родителей.

6. Методики изучения родительско-детских отношений.

7. Процедура психологического исследования семьи.

8. Основные задачи психологического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Список литературы:

[2; 8; 14; 19; 29; 31; 39]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Психологическое изучение семьи».

Практическое занятие 8

Лекция 9

Кол-во часов: 2

План:

1. Понятие, структура и содержание деятельности психологической службы образования.

2. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях.

3. Психолого-медико-педагогические комиссии и консультации.

Список литературы:

[2; 3; 6; 9; 11; 13; 16; 19; 20; 21; 22; 25]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Психологическая служба специального образования»

Практическое занятие 9

Лабораторное занятие 2

Лабораторное занятие 3

Баллов

Баллов

Баллов

Баллов

Баллов

1. Видеофрагменты по теме «Психолого-педагогическое изучени е детей раннего возраста»

Баллов

2. Видеофрагменты по теме «Психолого-педагогическое изучени е детей младшего дошкольного возраста»

Баллов

3. Видеофрагменты по теме «Психолого-педагогическое изучени е детей старшего дошкольного возраст»

Баллов

4. Мультимедийная презентация «Психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ (на выбор студента: с задержкой психического развития и нарушением интеллекта, нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития, сложными нарушениями развития).

Балла

5. Схема: «Принципы написания психологического заключения (А. Анастази)»

3 балла

 

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-7: З.1 – Принципы и специфику консультирования семей и ближайшего взрослого, воспитывающих ребёнка с ОВЗ.

ПК-7: У.2 – Устанавливать конструктивное взаимодействие с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка с отклонениями в развитии

ПК-7: В.1. – Методами и приёмами различных форм консультационной работы с родителями и педагогами детей с ОВЗ.

- Пакет методик для изучения семьи ребенка с ОВЗ.

- Участие в круглом столе, семинаре-практикуме.

- Контрольная работа.

 

ПК-5: З.3 – Методики психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития.

ПК-5: У.4 – Определять условия проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических методик.

ПК-5: В.3. – Приемами использования диагностических методик с учетом структуры нарушений с детьми с ОВЗ.

 

- Схемы обследования и комплекс методик для обследования детей от рождения до 1 года; от 1-3 лет; от 3-7 лет.

- Описание методики изучения особенностей психического развития, личности (на выбор студента) детей с задержкой психического развития и нарушением интеллекта (5 детей); стимульный материал. протокол обследования, интерпретация результатов исследования.

- Описание методики изучения особенностей игровой, коммуникативной деятельности, межличностных отношений (на выбор студента) детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционального развития; стимульный материал. протокол обследования, интерпретация результатов исследования.

- Пакет методик для изучения семьи ребенка с ОВЗ

- Участие в круглом столе, семинаре-практикуме.

- Эссе «Организация и содержание деятельности психологической службы специального образования» (контрольная работа).

           

 

Максимальное количество баллов по дисциплине 112 (72 балла – задания инвариантной части, 40 баллов – участие в практических занятиях).

 


 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Детская практическая психология: Учебник / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.

2. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие / И.Ю. Левченко. – М.: Изд-во «Академия», 2003. – 302 с.

3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.

Дополнительная литература

4. Актуальные проблемы диагностики психического развития детей / под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.

5. Анастази, А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1982.

6. Бурлачук,     Л. Ф.  Психодиагностика: Учебник для вузов. –  СПб.: Питер, 2006. – 351 с.

7. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере. – М., 2002.

8. Венгер, Л.А. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагополучных вариантов развития личности детей и подростков / Л.А. Венгер. – М.-Рига, 2000. – 92 с.

9. Венгер, Л. А. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / Л.А. Венгер.. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с:

10. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учебное пособие / В.П. Давыдов. – М: Логос, 2006. – 128 с.

11. Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 351 с.

12. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: 2000. – 255 с.

13. Детская психиатрия / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005. – 1120 с.

14. Диагностическая и координационная работа школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987.

15. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учебное пособие / М.В. Жигорева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

16. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебн. пособие / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995. – 112 с.

17. Карабанова, О.А. Работа с родителями. Основы возрастно-психологического консультирования: учебно-методическое пособие / О.А. Карабанова. – М.: Издательство Московского университета, 1991.

18. Коломинский,Я.Л.Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский [Е.А. Панько, С.А. Игумнов и др.]. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с.

19. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика / И.Ю. Левченко. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 230 с.

20. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф.Марковская. – М., 1999.

21. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. – М., 1997.

22. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова. – М., 1992.

23. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие/ под ред. В.И. Загвязинского. – 4-е изд. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. –2 08 с.

24. Методы обследования речи у детей / под общ.ред. И.Т. Власенко. – М., 1996.

3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

25. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / под. ред. В.М. Астапова. – Спб.: Питер, 2011. – 256 с.

26. Психология развития / под ред. А. К. Болотовой. – М: ЧеРо, 2005. – 524 с.

27. Практическая психология Учебник для студен­тов вузов. – Изд 6-е., перераб. и доп. – М: Акаде­мический Проект, 2001. – 480 с.

28. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. Пособие / Д.Я. Райгородский. –  Самара, 2001.

29. Семаго, Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.

30. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте / А.В. Семенович. – М., 2002

31. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е.Т. Соколова. – М., 1980.

32. Сорокин В.М. Специальная психология: учебное пособие / В.М. Сорокин. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с.

33. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000.

34. Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. – М., 2000.

35. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.С. Лебедева. – М., 2002.

36. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студ. / Г.А. Урунтаева. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.

37. Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.

38. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. – СПб.,2005.

39. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Речь, 2003. – 332 с.

3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

40. http://www.booksmed.com/

41. http://www.koob.ru/

42. http://www.persev.ru/book

43. Гончарова, Е.Л. Специальная психология [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова. // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПК-5 Способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития

Знать: З.2 –– психолого-педагогическую классификацию нарушений развития у детей с ОВЗ З.3- методики психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития Уметь: У.3 – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ У.4- определять условия проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических методик Владеть: В.2 – приемами диагностических методик с учетом структуры нарушений с детьми с ОВЗ Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц, схем, пакетов диагностических методик, аналитических материалов по результатам обследования детей с ОВЗ), групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, контрольные работы по 1, 2 разделам. Промежуточная аттестация: экзамен

4.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Контрольные вопросы и задания к разделу I

  1. Психолого-педагогическая диагностика: определение, задачи, объект, предмет.
  2. Характеристика основных этапов психолого-педагогической диагностики.
  3. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей.
  4. Развитие психолого-педагогических методов диагностики за рубежом.
  5. Развитие психолого-педагогических методов диагностики в России.
  6. Основные методы психолого-педагогической диагностики: определение, методики, авторы, положительные и отрицательные стороны.
  7. Комплексное изучение ребенка с отклонениями в развитии.
  8. Медицинское обследование в структуре ППД.
  9. Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий.
  10. Педагогическое обследование в структуре ППД.
  11. Психолого-педагогическая характеристика, педагогическая характеристика: определение, цели, структура, содержание.
  12. Педагогическая программа обследования ребенка: определение, структура, содержание.
  13. Основные средства психолого-педагогической диагностики.
  14. Значение изучения документации в проведении психолого-педагогической диагностики.

15. В каких случаях для обследования ребенка целесообразно использовать проективные методики?

16. В чем состоят основные достоинства метода формирующего эксперимента и каково его значение для специальной психологии?

17. Что представляет собой анамнестический метод и какова его роль в исследовании детей с отклонениями в развитии?

  1. Метод наблюдения. Его роль в диагностике ребенка.
  2. Психологический эксперимент в структуре психолого-педагогической диагностики.
  3. Метод беседы. Его роль в диагностике ребенка.
  4. Покажите специфические возможности анкетирования.
  5. Формы и содержание психологического тестирования.
  6. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: стандартизация, объективность, надежность.
  7. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, репрезентативность.
  8. Понятие психодиагностической процедуры. Этапы психодиагностической процедуры.
  9. Нормативные требования к психодиагностической процедуре.

27. Какой вклад в отечественную науку внес А.Ф. Лазурский? Что такое естественный эксперимент?

28. В чем сущность положения Л.С. Выготского об изучении "зоны ближайшего развития" детей?

29. В чем состоит идея качественного и количественного подходов в изучении лиц с отклонениями в развитии?

  1. Этические требования к педагогу-диагносту. Какие профессионально-значимые качества педагога-исследователя важны при изучении детей с ОВЗ?

Контрольные вопросы и задания к разделу II

  1. Заключение по результатам психологического изучения ребенка.
  2. Роль и задачи психолого-педагогической диагностики на разных этапах развития ребенка.

3. Назовите основные особенности развития ребенка от 0 до 1 года.

4. Назовите основные особенности развития ребенка раннего возраста.

5. Назовите основные особенности развития ребенка дошкольного возраста.

  1. Психолого-педагогическое изучение младенца.
  2. Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста.
  3. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста.
  4. Методики обследования интеллектуального, личностного развития детей разного возраста.
  5. Методики изучения игровой, коммуникативной деятельности детей.
  6. Методики изучения межличностных отношений детей дошкольного возраста.
  7. Дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний.
  8. Особенности проведения психолого-педагогической диагностики детей с нарушением зрения.
  9. Принципы адаптации диагностических методик при обследовании детей с нарушениями зрения.

15. В чем заключаются особенности клини



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.159 (0.011 с.)