Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. История возникновения и развития конституционных норм, декларирующих право на доступ к культурному наследию и обязывающих беречь памятники истории и культуры
Каждая конституционная обязанность имеет предпосылки своего появления. Отдельные из них возникли с появлением первых конституционных актов, иные - с развитием государства и изменением потребностей общества. Некоторые источники основываются на том, что обязанность охраны памятников истории и культуры основывается на церковных традициях и первые попытки сохранение культурного наследия относятся к 11-14 вв. В данной курсовой работе мне бы хотелось подчеркнуть, что предпосылки появления вышеназванного института в конституционном праве возникли гораздо позже, приблизительно с конца XVII - начала XVIII вв. Именно в этот период появляются первые государственные нормативно-правовые акты (в первую очередь, конечно, Указы Петра I) защищающие объекты культурного наследия от произвола подданных. защита культурное наследие памятник В XIX в. необходимость защиты обостряется, в связи с укрупнением строительства, в связи с бурным развитием новых архитектурных стилей, особенно в городах. То есть появляется необходимость в сохранении культурной идентичности народа. При Николае I издается ряд Указов, по которым запрещалось сносить постройки крепостного зодчества. «Теория официальной народности, составляющими частями которой были православие, самодержавие, народность, в значительной мере способствовала пробуждению интереса широкой общественности к своему прошлому. Именно к 30-70-м гг. 19 в. относятся первые попытки реставрации или воссоздания памятников: Дома бояр Романовых, палат Печатного двора, интерьеров Теремного дворца в Москве, палат Романовых в Ипатьевском монастыре». Самая значительная роль в деле охраны памятников в дореволюционной России принадлежала различным обществам (Одесскому обществу истории древностей (1839), Археологической комиссии (1859), Московскому археологическому обществу (1864) - в скобках указана дата основания). Последнее внесло огромный вклад в изучение и охрану памятников. Во многом благодаря активности членов обществ различными ведомствами Империи были изданы постановления, запрещавшие самовольные реставрации, раскопки. Обществом была разработана и классификация памятников (архитектуры, истории, живописи, письменности, ваяния и др.). К концу XIX в. на местах сформировалась сеть учреждений и организаций, в деятельности которых охрана памятников занимала важнейшее место. Среди них - местные музеи, статистические губернские комитеты (с 1830-х гг.), церковные археологические общества, комитеты и древлехранилища (с 1870-х гг.), губернские ученые архивные комиссии (с 1880-х гг.), общества изучения местного края. В большинстве русских губернских городов эти организации объединяли в основном любителей старины и энтузиастов в деле сохранения памятников истории и культуры.
До 1917 г., несмотря на наличие некоторых законодательных актов, охрану памятников истории и культуры нельзя назвать правовой, в частности, конституционной, которой она является в современном государстве. Тем не менее, охрана осуществлялась, силами различных сообществ, ведомств и заинтересованных граждан. Массивного законодательства по защите памятников истории и культуры до 1917 г. создать не удалось. После революции советская власть первоначально не проявляла какого-либо интереса к сохранению культурного наследия вовсе по идеологическим соображениям. Таким образом, все архитектурное и культурное наследие России оказалось под угрозой, так как дореволюционных объединений граждан по защите уже не существовало. Тем не менее, «под эгидой Народного комиссариата просвещения (нарком А.В. Луначарский) в 1918 - 1920 гг. оформилась государственная система охраны памятников во главе с Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел)». На местах, в некоторых отделах народного образования возникли подотделы или комиссии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1918 г. была создана реставрационная комиссия под руководством И.Э. Грабаря, известная позднее как Центральные государственные реставрационные мастерские, имевшая подразделения в Петрограде и Ярославле. Активную работу развернули в первые послереволюционные годы местные музеи и краеведческие общества. Существовали разнообразные способы охраны памятников: вывоз из национализированных усадеб, имений и монастырей историко-художественных ценностей и создание на их основе новых музеев; взятие на учет архитектурных памятников и надзор за их состоянием (ремонт и реставрация). Открытие музеев в усадьбах (Архангельское, Кусково, Останкино, Астафьево), монастырях (Донском, Новодевичьем, Воскресенском, в Новом Иерусалиме) способствовало их сохранению. В 1920-е гг. были отреставрированы памятники Московского Кремля, Ярославля, Средней Азии, Крыма. При этом в больших городах уничтожаются целые пласты культурно-исторической среды при новой застройке.
В период Великой Отечественной войны растет внутренняя самоидентификация народа, вслед за этим в послевоенные годы (естественно, речь идет не о ближайших годах восстановления хозяйства) растет и осознание важности охраны историко-культурного наследия. В Конституции 1977 года появляется статья №: 68: «Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан СССР». С этого момента обязанность защиты памятников истории и культуры можно считать, по моему мнению, конституционной.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.136 (0.007 с.) |