Поиск в gооgle не требует усилий: достаточно пяти кликов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиск в gооgle не требует усилий: достаточно пяти кликов



Изучая и подбирая материалы для книги, вы легко можете прийти в ужас от огромных пробелов в знаниях, которые, оказывается, есть у вас по поводу данного предмета. Чтобы не превратиться в комок нервов, я разработал специальную технику подготовки к работе, которую назвал «Google в пять кликов». Допустим, я хочу перенести место действия своего будущего романа в Сингапур, а главным героем сделать бармена, который изобрел коктейль Singapore Sling. Не знаю почему, но эта идея кажется мне привлекательной.

Что я знаю о Сингапуре? Ничего. Пробовал ли когда-нибудь Singapore Sling? Нет. Отлично. И тут в игру вступает «Google в пять кликов». Я открываю Google, ввожу туда запросы Singapore Sling, «история» и «Сингапур». Теперь осталось щелкнуть по пяти ссылкам из тех 1 040 000, которые, по мнению Google, удовлетворяют моему запросу.

Благодаря всезнающему интернету эти пять кликов оказываются удивительно плодотворными. Менее чем за двадцать минут я узнаю, что напиток был изобретен в 1920-х годах барменом по имени Ньям Тон Бун в сингапурском отеле «Раффлз» и что основой напитка, который продается по баснословной цене в 21 доллар, служит шерри-бренди. Я выяснил также, что в начале XX века гостиница «Раффлз» была популярна среди писателей, и Сомерсет Моэм проводил там целые годы, строча оды Востоку.

Известный писатель. Печально известный напиток. И война, которая навсегда изменит их судьбы. Я уже слышу закадровый голос в экранизации своего романа. Спасибо, Google!

Роман в десяти вопросах или даже меньше

Прекрасная Хартия-1 и ужасная Хартия-2 определяют, что стоит, а чего не стоит делать в романе. Пора воспользоваться этим и подумать о повествовании, героях, сюжете, времени, месте действия и точке зрения, определяющей ход изложения.

Неопределенные герои

Заметили ли вы, что с момента, когда появилось решение написать роман за месяц, часть вашего воображения, которая отвечает за набор персонажей, начала активно рассматривать кандидатуры героев. На следующей неделе вы будете смотреть на друзей, а также на совершенно незнакомых людей по-новому, оценивающе. И скромная неказистая цветочница, торгующая тюльпанами перед магазином, и дама, которая по дороге на работу рассказывает шепотом о своих сексуальных переживаниях, и другие встреченные вами люди – все они со своими странностями и особенностями внезапно превратятся в богатейший материал для романа. Возможных героев много, они будут конкурировать между собой за место в вашей книге. Как выбрать подходящих?

Полезно начать с Хартии-1. Например, мне, судя по списку, стоит присмотреться к главному герою, который живет в городе, работает на странной работе (может быть, в окружении вредных старикашек?) и постоянно и безнадежно ищет настоящую любовь (собственно, такова половина главных героев моих книг).

Еще одно полезное правило для выбора удачных героев – подбирать для этого людей, с которыми вы бы хотели познакомиться поближе. Помните, что вы собираетесь провести с ними много времени. Рассматривая кандидатуру персонажа, задайтесь вопросом: как бы вы отнеслись к перспективе отправиться с этим человеком в месячный круиз? Даже малосимпатичные герои вашей книги – злодеи с черным сердцем и горгоны с девятью головами – должны быть достаточно интересными, чтобы вы не отказывались играть с ними в течение месяца в шаффлборд[14] или ходить в один и тот же ресторан есть омаров.

Как только вы решили выбрать их героями своего романа, сделайте себе и им по коктейлю, сядьте вместе на ютовой палубе и задайте им как можно больше вопросов – все, что успеете за семь дней, отведенных на исследование. Предлагаю примерный перечень вопросов.

Сколько им лет? В каком-то смысле возраст героя определяет тональность истории. У каждого возраста свой набор желаний, мечтаний, проблем и финансовых возможностей. Сторонники концепции «пишите о том, что знаете», вероятно, посоветуют брать героев своего возраста и младше. Я же принадлежу к лагерю тех, кто считает: «Пишите о том, о чем хотите узнать побольше», поэтому рассматриваю выбор как неограниченный. Впрочем, описывать героев, близких вам по возрасту, действительно легче.

Какого они пола? Переход к другому полу (когда главный герой писательницы – мужчина и наоборот) – это удачное решение для одних и катастрофа для других. Если вы пока не определились с половой принадлежностью главного героя, то рекомендую писать с точки зрения представителя собственного пола. Особенно это справедливо для первого романа.

Как только вы решили, какого пола будет ваш персонаж, подумайте, как внедрить это обстоятельство в сюжет и в особенности в колоритные потенциальные конфликты. Если ваш персонаж – женщина, то как она отступает от традиционного представления о женственности? Если это мужчина, то насколько он типичен? А может, он плачет над рекламой с детьми и котиками?

Чем они занимаются на работе? Если возраст ваших героев – между 21 и 65 годами, то они наверняка львиную долю времени проводят на работе. Только от вас зависит, будете ли вы описывать их трудовую деятельность. В своей Великой хартии я уже упомянул, что мне нравится включать в романы странные происшествия в офисах и на других рабочих местах. На службе люди, мало чем связанные друг с другом, проводят вместе больше времени, чем большинство супругов. Так что работа – идеальное место для создания важных для сюжета союзов, соперничества и интриг.

Кто их друзья, семья, к кому они испытывают романтические чувства? Чем больше у героя близких друзей и родственников, тем больше у вас материала для книги. Но чем шире их общественные связи, тем больше работы у вас как у писателя (особенно это справедливо, когда ваш персонаж проживает совместно с детьми). Я – ленивый писатель, меня утомляет необходимость описывать более чем двух героев. Так что мои основные персонажи обычно только что разошлись с близкими людьми (эмоциональный отклик!) и переехали на новое место жительства (отсутствие социальных связей!). Писатели, чье воображение богаче, могут проявить больше амбиций. Но начинающим авторам я скажу: чем проще, тем лучше. Пятьдесят тысяч слов закончатся гораздо быстрее, чем вы думаете, а копание в жизни троюродных братьев и сестер главных героев лишь сократит возможность концентрации на содержательной части книги.

Как выглядит их жизненное пространство? Вопрос не касается территории, которая входит в понятие «время и место действия». Речь идет о внутреннем убранстве квартиры, кухни или спальни героя. То, как человек организует свое жизненное пространство, часто отражает организацию его жизни. Описание интерьера может служить утонченным способом подчеркнуть предпочтения, антипатии и неврозы вашего персонажа.

Какие у них хобби? Я люблю придумывать своим героям странные увлечения – от безумных коллекций до занятий нелепыми или устаревшими видами спорта. Что делают ваши персонажи в нерабочее время? С кем встречаются, занимаясь своими хобби? Входят ли в состав какой-нибудь команды? Посещают ли курсы? Чем привлекательны для них те или иные увлечения и сколько времени они могут им уделить?

Что они делали год назад? А пять лет назад? Здесь мы вступаем в туманный мир «предыстории» – того, что происходило с героями до начала книги. Некоторые персонажи полностью поглощены чем-то – убийством, разрывом отношений, потерянным выигрышным лотерейным билетом, – что преследует их всю жизнь. Можно и не упоминать подобные события, но знакомство с некоторыми из них поможет вам лучше понять вашего персонажа.

У меня обычно в начале работы возникают проблемы с основным повествованием, так что разнообразные предыстории появляются в ходе рабочего процесса. Если у вас уже есть хорошо обрисованные герои, можно углубляться в их предысторию. Например, кем они мечтали стать, когда вырастут? А может, они опоздали на выпускной вечер? Кто оказал на них главное влияние? Как сложилась жизнь: так, как они ожидали, или иначе?

Каковы их ценности и принципы? Идеологические и политические убеждения вашего героя не обязательно проявятся в романе, но, если включить несколько соответствующих действий в предысторию, это поможет сделать личность персонажа ярче. Решите для себя, что бы ответил ваш герой на просьбу бездомного подать милостыню, когда он последний раз ходил в церковь, что думает о жестокости современного мира.

Как набросать сюжет

Это основная проблема. Если что-то и удерживает людей от написания романов, так это отсутствие самой загадочной вещи на свете – сюжета.

Несмотря на всю таинственность сюжет – это всего лишь движение героя во времени и пространстве вашей книги. Таким образом, если в книге есть герои, то в ней непременно будет и сюжет. Он может оказаться либо едва приметным, либо, напротив, таким закрученным, что читатели из-за невозможности оторваться от чтения начнут врезаться на ходу в деревья. Решение за вами.

Некоторые писатели отлично справляются с нестандартным развитием и пикантными разоблачениями – словом, с тем, что мы обычно называем сюжетом повествования. Возможно, вы один из них? Тогда вам крупно повезло. У вас уже наверняка продуманы наполовину законченные повороты сюжета рассказа, который вы начнете в следующем месяце преобразовывать в роман.

Если в вашей голове уже замаячил сюжет, то я рекомендую как можно больше времени провести за изложением его самому себе перед началом работы. Проясните все от начала и до конца, как будто излагаете историю невероятно терпеливому литературному агенту или продюсеру. Объясняйте кульминационные моменты и при каждом пересказе старайтесь добавлять еще пару минут.

Для всех остальных – то есть для подавляющего большинства потенциальных романистов – я могу сказать: пусть вас это не пугает. Нет сюжета? Это не проблема, поверьте. Он практически наверняка сложится у вас в процессе работы. Казалось бы, страшновато полагаться на авось в отношении схемы романа, но наше воображение лучше всего проявляется в изобретении убедительных персонажей и выдумывании интересных, захватывающих читателей историй. Сосредоточьтесь на создании живых, ярких героев, и сюжет сам собой развернется благодаря их действиям. Как я выяснил при написании первого романа, герои со временем сами начинают требовать принять определенные меры. И когда начинаешь понимать, что они берут дело под свой контроль, – испытываешь ни с чем не сравнимые ощущения.

Однако вы можете помочь развитию

Выкройки сумкиЭлектронные выкройки журнала Burda на официальном сайте! burdastyle.ru Яндекс.Директ18+

сюжета, еще раз бегло просмотрев свой список – Хартию-1. Какой из относящихся к повествованию элементов этого перечня кажется вам самым интересным? И какие из ваших любимых сюжетных ходов вы захотите использовать во время не слишком долгой лихорадки сочинительства?

Если у вас уже есть наметки относительно героев, то можно делать первые наброски сюжета. Для этого представьте себе драматические перемены, поворотные пункты или жуткие события, через которые по вашей воле могут пройти персонажи.

Предлагаю на выбор несколько проверенных временем сюжетных коллизий. Можно ли в вашем романе уволить кого-то из героев? Разрушить брак или долговременные отношения? Заразить кого-то серьезной болезнью? Убить кого-то? Подбросить неожиданное наследство? Заставить героя столкнуться с несправедливостью и возжаждать мести? Подкинуть ему дорогостоящий или просто необычный предмет? Отправить в тяжелое путешествие или на поиски чего-то несуществующего? Вынудить персонажа выдавать себя за кого-то другого? Влюбить его в совершенно неподходящего человека? Сделать так, чтобы другие принимали вашего героя не за того, кто он есть?

Если все эти сюжеты кажутся вам знакомыми – не удивляйтесь. Дело в том, что по меньшей мере один из них (а также, разумеется, «что будет, если добавить к героям еще и орангутана?») лежит в основе почти всех фильмов, которые вы смотрели, и книг, которые вы читали.

Кого-то, возможно, возмутит тот факт, что список всех типовых сюжетов мировой литературы умещаются на четверти страницы. Но я считаю, что это лишнее доказательство чудесной силы хорошо рассказанных историй. Неважно, сколько раз мы слышали о неуклюжем неудачнике, который торжествует над всемогущим врагом, – это все равно находит отклик в сердце. То же самое можно сказать и о романтических комедиях. Не беда, что конец предсказуем. Главное, чтобы история была хорошо рассказана, с героями, которых мы могли бы полюбить, и их противниками, в которых мы охотно чем-нибудь запустили бы, а детали согласовывались бы с особенностями их жизни и ситуаций, в которые они попадают.

И еще одна причина, по которой не стоит пытаться сразу же придумывать увлекательный или оригинальный сюжет. Хороший сюжет – это не столько новаторство, сколько творческая переработка. Самые популярные книги собраны из тех же кирпичиков, что и худшие мыльные оперы или неуклюжие фильмы. Основное, что отличает сногсшибательные, судьбоносные сюжеты великих романов от липкого трэша, заполняющего дневной телеэфир, – это манера повествования. И именно она будет объектом кропотливой работы во время предстоящего писательского месяца.

Кроме того, если сюжетная идея кажется вам банальной, это не значит, что такой же будет и книга. В процессе создания черновика история начнет развиваться в таких направлениях, о которых вы даже не думали. Например, дословное переписывание «Парка юрского периода» может обернуться исторической трагикомедией, главную роль в которой будут играть трусы португальского парикмахера. С литературой так бывает. Как только решишь, что полностью овладел сюжетом, он начинает развиваться в новом, совершенно непредсказуемом направлении. Поймите меня правильно: стремление к оригинальности приветствуется, и о ней нужно подумать, когда вы будете редактировать рукопись. Однако сейчас хватайтесь за любые клише и тропы, которые вам приходят в голову и нравятся. Вы удивитесь причудливым изгибам в сюжете и характерах героев, которые проявятся, как только вы станете меньше заботиться о том, чтобы быть новатором.

Декорации

К счастью, большинство идей для романа сами подсказывают, в каких условиях они могут быть реализованы. Например, история о буйных зомби, срывающих концерт группы Coldplay, должна разворачиваться в городе средних размеров. Из кладбища, расположенного в маленьком городке, сложно получить нужное количество оживших трупов, а в большом городе их натиск наверняка отразят многочисленные стражи порядка. Если же вы рассказываете причудливую историю любви, которая зародилась на портале знакомств для агорафобов, то сюжет будет развиваться в основном в квартирах, в крошечном ресторане или баре, где нечем дышать: должны же ваши герои иногда проводить вечера вне дома!

По опыту знаю, что секрет правильного подбора декораций для романа – в моделировании. Чем больше собственных впечатлений вы вложите в описание кладбищ, амфитеатров и нагоняющих клаустрофобию ресторанов, тем больше энергии у вас останется для действительно важных аспектов писательского ремесла – поедания шоколадных конфет, хвастовства перед привлекательными незнакомцами на вечеринках и требования массажа запястий от любимого человека.

По возможности местом действия в вашей истории должен быть тот район, где вы живете. Если же книгу нельзя перенести на знакомую почву, подумайте, не отправить ли героев туда, где вы всегда мечтали побывать. Тогда работа над романом будет немного напоминать отпуск, только лишенный бесконечных ожиданий в аэропортах. А желая поместить своих героев в мир фэнтези, не забудьте составить карту-схему местности до того, как начнете писать. Если ваши орки внезапно направятся в трясину Бекткдора вместо штурма грозных Мигнальских гор, то вам гарантирована непрерывная головная боль при редактировании.

Какими бы ни были декорации вашего рассказа, не слишком заботьтесь, чтобы они выглядели максимально реалистично. Как в театре два-три деревца в горшках служат лесом, так и вы в первом черновике можете оставить как можно больше места для работы читательского воображения. На стадии редактирования можно будет заняться скрупулезным описанием всех парков, баров и магазинов, которыми наполнен ваш вымышленный мир. Сейчас же, когда времени слишком мало, важно использовать только те детали, которые позволят передать общую суть повествования перед тем, как поставить финальную точку.

Время действия тоже имеет серьезное влияние на объемы подготовительной работы. Если роман разворачивается в прошлом или будущем, это требует больше мыслительной энергии, чем рассказ о современности, где можно использовать культурные, архитектурные и технологические детали, характерные для настоящего.

Если вы все же решили, что книга будет разворачиваться в будущем или прошлом, не забывайте о второстепенном значении точности в деталях. Исторически достоверный вид вязания наколенников героини из девятнадцатого века или точность в описании квантовой физики, на которой основан звездолет из двадцать третьего столетия, должны занимать подчиненное положение по сравнению с изложением сюжета собственного рассказа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.14 (0.02 с.)