Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально - психологические условия развития речи
На развитие психофизиологического механизма речи в онтогенезе существенное влияние оказывают социально-психологические условия, в которых растет ребенок. Речь — социальная психическая функция, основным на- значением которой является обеспечение общения между людьми. Известно, что речь появляется и первоначально развивается исключительно в процессе общения. Однако не любое общение способствует развитию речи. Процесс общения стимулирует развитие языковых способностей лишь тогда, когда он адекватен потребностям и возможностям ребенка, при этом должны создаваться условия естественной востребованности речи. В связи с этим необходимо определить оптимальные характеристики процесса общения: его мотивы, содержание, средства, при которых внешние условия способствуют формированию Вербальных средств коммуникации Развитие общения в нормальном онтогенезе исследовалось в лаборатории психолога М. И.Лисиной. Было установлено, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит постепенное овладение разными формами общения, которые последовательно, ПО мере развития ребенка, занимают доминирующие позиции, для успешного формирования речи необходимо, чтобы форма общения соответствовала возрасту ребенка. Первоначально у ребенка формируется ситуативно – личностное общение со взрослым, доминирующее — в возрасте от 0 до 0,5 лет. В этом возрасте активно развивается сенсомоторная сфера. Ребенок начинает вычленять и дифференцировать акустические, оптические, тактильные стимулы, поступающие из окружающей среды. При адекватном подходе у ребенка формируется позитивный эмоциональный настрой на общение, стимулирующий дальнейшее развитие потребности в коммуникации. Основным содержанием ситуативно - личностного общения является эмоциональная реакция младенца в ответ на разговор взрослого с ним. В процессе ситуативно-личностного общения закладываются основы овладения пониманием речи: ребенок начинает вычленять и дифференцировать те факторы окружающей среды, которые в дальнейшем приобретут для него наименования — слова. К концу первого полугодия жизни возникает эффект «псевдопонимания речи», когда ребенок ассоциирует короткое высказывание с определенной ситуацией.
У ребенка с ДЦП нарушения сенсомоторного развития составляют ядро Патологии. Сенсорные функции в раннем возрасте формируются медленно, ребенок долго не реагирует на зрительные и слуховые раздражители. В связи с тем, что при ДЦП страдает фиксация взора и локализация источника звука, у ребенка поздно развивается ориентировочная реакция. При выраженных формах ДЦП у ребенка позже появляется улыбка, «комплекс оживления» и, следовательно, развитие уже самой ранней формы общения ситуативно-личностной — задерживается. Это ограничивает возможность педагогической коррекции сенсорного развития, необходимого для формирования речи. В возрасте от 0,5 до 3 лет в процессе общения со взрослым у детей появляется и начинает доминировать ситуативно-деловое общение. Стержнем ситуативно-делового общения является совместная предметная деятельность. Если в такой деятельности многократно повторяется название предмета и его свойств, то ребенок усваивает эти слова в импрессивном плане и постепенно переводит их в активную речь. Манипуляции с предметами способствуют формированию грамматической системы языка, а последовательность событий вынуждает не ограничиваться отдельными словами и фразами, а переходить к более развернутой речи. Результатом является практическое овладение связной речью. Уже первые слова появляются не просто для номинации, а для коммуникации. С.Н.Цейтлин отмечает, что даже двухлетние дети выстраивают речевое поведение в зависимости от взятой на себя роли в различных играх и инсценировках. Они меняют интонацию, лексический строй речи при переходе от одной роли к другой. Малыши ощущают, удачно или неудачно общение, и при необходимости не только повторяют, но и корректируют свои высказывания, чтобы собеседник смог их понять. Формирование ситуативно-деловой формы общения также встречает препятствия у детей с ДЦП. Существенные проблемы в развитии ручной моторики приводят к тому, что долго не развиваются манипуляции с предметами. Грубо нарушена сенсомоторная координация. Эти факторы осложняют развитие предметной деятельности — основы ситуативно-делового общения, что в свою очередь, отрицательно влияет на развитие базовой, денотативной стороны речи. В связи с тем что дети долго не вступают в ситуативно - деловое общение, не формируется и адекватное взаимодействие со сверстниками. Ребенок не овладевает основами ролевых игр, имеющих наибольшее значение для развития предикативной стороны речи.
Дефицит предметно практической деятельности может приводить к вербализму, при котором денотативная сторона речи развивается искаженно, и слова приобретают несвойственное им содержание. В возрасте от 3 до 5 лет у детей с нормальным развитием доминирует внеситуативно – познавательное общение. Предметно-практическая деятельность переходит в игровую, но в игре сохраняется существенная зависимость содержания от наличия игровых предметов. В процессе игры ребенок словесно обозначает игровые предметы и их признаки, а затем благодаря слову ему становится доступным замещение предметов в игре. Таким образом, вначале обилие игровых предметов стимулирует развитие речи, так как способствует накоплению словаря, а потом начинает препятствовать развитию обобщений, потому что для возникновения феномена переименования необходим дефицит игровых предметов. Речь приобретает когнитивную функцию, и ребенок становится «почемучкой». В детских вопросах отражается не только стремление выстроить свою систему понимания взаимосвязей в окружающем мире и согласовать эту систему с мнением окружающих, но и уточнить правильность использования тех или иных языковых средств для отражения различных взаимосвязей в речи. В процессе общения продолжается количественное и качественное развитие речи, ребенок овладевает более сложной грамматикой и синтаксисом Развитие фонетико-фонематической системы достигает уровня, позволяющего сознательно оперировать языковыми единицами, — и это открывает возможности обучения ребенка чтению и письму. С. Н. Цейтлин пишет, что дети постепенно овладевают способностью адаптировать свою речь к условиям общения, например, называть незнакомых взрослых на «Вы», использовать специальные вежливые формы и т. п. С четырех лет дети говорят с младшими детьми более короткими фразами, чем с погодками или со взрослыми. Чрезмерно опекающие ребенка с ДЦП родители нередко пытаются сразу перевести его с ситуативно-личностного общения на внеситуативно-познавательное. Этому способствуют дидактические игры, а также усилия, направленные на расширение представлений ребенка об окружающем мире. Такие попытки могут приводить к различным реакциям отказа ребенка от общения и снижению потребности в нем. С пяти лет в норме начинает доминировать внеситуативно-личностное общение, содержанием которого является раскрытие отношений между людьми. Эти отношения становятся содержанием сюжетно - ролевых игр, которые практически полностью теряют зависимость от игровых предметов. Отношения между людьми находят свое выражение в речи, где ребенок усваивает сложную взаимосвязь между словом и контекстом, эмоциональное и семантическое значение употребления разных языковых форм. Существенно расширяются лексические значения слов и их взаимосвязи. Ребенок усваивает разные варианты взаимодействия с окружающими и способы решения коммуникативных проблем посредством речи.
Наблюдения показали, что в возрасте от 5,5 до 7,5 лет у детей с ДЦП присутствуют разные формы общения, но преобладает ситуативное общение в процессе совместной деятельности. Так, в нашем исследовании было обнаружено, что содержанием игр дошкольников с ДЦП в основном являются социальные предметные действия, соотносимые с логикой реальных действий (1 стадия игры, по Д.Б.Эльконину). У нормально развивающихся детей в этом возрасте в играх отражаются социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности. Ребенок с ДЦП не может быть полноценным участником такой игры, и в связи с этим он исключается из ситуации, в которой создаются оптимальные условия для развития речи. Взрослые же предпочитают играть с детьми в дидактические игры. Общение в дидактической игре обычно носит искусственный характер, и выработанные таким образом речевые навыки слабо переносятся в активную речь. Задержка в развитии ранних форм общения приводит к тому, что в дальнейшем последующие формы общения развиваются специфически. Мотивы общения, как правило, комбинированные — долго сохраняется выраженный ситуативно - личностный мотив, сопровождающийся низкой активностью общении и эгоцентризмом, а другие мотивы, деловые и познавательные, добавляются к нему, но не становятся ведущими. Такое специфическое общение не обеспечивает необходимых социальных условий для развития коммуникативной функции речи и, следовательно, речевой функциональной системы в целом. Существенную корректировку в развитие общения может внести психолого - педагогическое сопровождение - адекватный подход к ребенку с учетом ведущей формы общения, постепенное формирование новых форм общения соответственно возрасту ребенка и, конечно, обеспечение условий для общения ребенка со сверстниками. Таким образом, рациональная организация общения ребенка с окружающими создает благоприятный фон для развития его лингвистической системы. Итак, нужно подчеркнуть, что создание эффективной системы логопедической работы с дошкольниками с ДЦП невозможно без научно-теоретического осмысления ее закономерностей. Эти закономерности постепенно выявлялись в течение ХХ века, и в настоящее время можно говорить о том, что логопедическая работа при ДЦП представлена в качестве одного из разделов логопедi4и. Развитие речи является процессом, имеющим непосредственную зависимость от влияний внешней среды. Эти влияния обусловливают настройку и мобилизацию психофизиологических ресурсов организма. Однако многое зависит от качества самих ресурсов. Повреждения центральной нервной системы неблагоприятно отражаются на формировании речи, но в процессе развития ребенка происходит компенсация, успешность которой определяется как внутренними резервами организма, так и социальными условиями.
Глава II
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.3.72 (0.008 с.) |