Низкая эффективность наказания как управленческого воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Низкая эффективность наказания как управленческого воздействия



    Несмотря на то, что наказание имеет определенное мотивационное влияние, его недостатки и ограничения доказаны в хо­де многих психологических исследований и наблюдений. Нака­зание стимулирует к деятельности (или сдерживает от нежела­тельных действий) только в период действия угрозы. Поведение вследствие действия негативных санкций продолжается до тех пор, пока существует угроза наказания. После исчезновения этой угрозы стремление к выполнению действия, которое было запрещено и сдерживалось, восстанавливается.

    То, что у человека связывается с отрицательными эмоциями, становится источником угрозы и стимулом к избеганию. В ситуации, актуализирующей потребность в безопасности, возникает защитное поведение, направленное на снижение тревоги. Человек ведет себя «как надо» не потому, что ему так хочется, а потому, что боится наказания. Он подавляет собственное желание, но оно не исчезает полностью и может восстановиться в случае, если пропадет внешняя угроза.    

    Если человек побуждается к деятельности угрозой наказания, то его целью становится снижение угрозы и собственной тревоги. Стремление избежать негативных переживаний стимулирует человека действовать именно так, как от него ожидают окружающие. Успешные попытки такого избегания становятся позитивным подкреплением.

    Негативные стороны наказания:

1. Наказание может играть роль подкрепления негативного поведения ребенка. Например, если на ребенка повышают голос в классе, то это может нравиться ему, поскольку внимание учителя выделяет его среди других детей (М. Раттер, 1987).

2. Наказание может нарушать поведение, поскольку оно вызывает озлобление и негативизм у детей. В таком случае ребенок может прибегать к противоположным (социально нежелательным) действиям вследствие негативизма. У ребенка, на которого часто кричат, может возникнуть состояние постоянной тревоги. Это приводит к тому, что ребенок в дальнейшем не воспринимает любое другое влияние этого человека; возможности взаимодействия и воспитательного влияния на ребенка в таком случае резко ухудшаются.

3. Наказание (а точнее, ожидание его) вызывает состояние повышенной тревожности. Тревожность, которая возникает вследствие угрозы наказания, оказывает негативное влияние на деятельность человека. Тревожная личность стремится избежать наказания, побуждается именно мотивом избегания неприятностей, а не процессуально-содержательными мотивами (интересом к деятельности).

4. Наказания (негативные санкции) вызывают псевдодеятельность (имитацию деятельности). Индивид в случае действия наказания (или предусматривая возможность его применения относительно него) часто во избежание наказания имитирует деятельность. Например, школьник, предусматривая возможность применения к нему негативных санкций, садясь за выполнение домашнего задания, только делает вид, что делает уроки (в лучшем случае выполняет задание формально). Школьник работает тогда кое-как, стремится только избежать наказания. Известно, что эффективность такой деятельности невысока.

5. Стремление избежать наказания (и действовать в соответствии с требованиями окружающих) продолжается только до тех пор, пока существует угроза негативных санкций. После отмены негативных санкций нежелательные действия, которые были запрещены, восстанавливаются.

 

Блок самопроверки

1) Охарактеризуйте понятие «научение». В чем его принципиальное отличие от понятия «обучение»?

2) Какие виды научения выделяют специалисты? Раскройте основные признаки каждого вида.

3) Перечислите факторы, определяющие эффективность научения.

4) Какие задачи можно решать, используя закономерностей научения?

5) Обоснуйте низкую эффективность наказания как управленческого воздействия.

Рекомендуемая литература

1. Занюк С. Психология мотивации. Учебное пособие. К., 2001

2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991

3. Орлов Ю.М. Научение. Методическое пособие. М., 2006

4. Прайор К. Не рычите на собаку. М., 2010.

5. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М., 1993

6. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., 2004

Глоссарий

 

АДАПТАЦИЯ — изменение, перестройка, коррекция процессов развития, регуляции и функционирования соответственно актуальным условиям, изменениям среды (социальной и природной).

 

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ - истолкование субъектом причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. САМОАТРИБУЦИЯ - истолкование субъектом причин, мотивов и результатов собственного поведения.

 

ЛОКУС КОНТРОЛЯ – характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.

Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе.

Экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

 

МОТИВ – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще.

Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Термином " МОТИВАЦИЯ " в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;     

2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

НАУЧЕНИЕ – процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/ или модификации. Научение – относительно постоянное изменение в поведении, происходящее вследствие приобретения опыта.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – самым общим образом это любой вид обратной информации от какого-либо источника, используемый при регулировании поведения.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ – событие, которое следует за реакцией и увеличивает вероятность ее появления. В качестве подкрепляющего рассматривается любой стимул, увеличивающий вероятность появления определенной реакции или формы поведения.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ положительное – это предъявление стимула, вызывающего у человека позитивно окрашенную эмоциональную реакцию и усиление определенной поведенческой реакции.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ отрицательное – это удаление, изъятие стимула, вызывающего у человека негативно окрашенную эмоциональную реакцию и потому также приводящее к усилению определенной поведенческой реакции.

ПОДКРЕПЛЕНИЯ РЕЖИМ – правило, которое устанавливает частоту появления подкрепления.

ПРИВЫЧКА - сложившийся в динамический стереотип способ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретают силу потребности.

ПСИХОСОМАТИКА (от греч. psyche — душа + soma — тело) — направление в медицине, изучающее роль психических факторов в этиологии и патогенезе функциональных и органических расстройств организма человека.

 

ПСИХОТЕХНИКА (англ. psychotechnics) направление и раздел в психологии, в котором разрабатывались вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач.

Психотехника представляет собой систему взаимосвязанных операций, направленных на изменение состояний, мотивации, установок, протекание психических процессов у личности, на которую оказывается воздействие.

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ – практическое использование психологических техник для достижения оптимальных результатов в самоуправлении.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека) (англ. work capacity) характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

РЕАКЦИЯ (от лат. re — против + actio — действие) — действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на к.-л. воздействие, раздражитель, впечатление. В психологии Р. — прежде всего акт поведения, в т. ч. произвольное движение, опосредствованное задачей и возникающее в ответ на предъявление сигнала.

РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio — облегчение, расслабление) — общее состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну, после сильных переживаний или физических усилий, а также полное или частичное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки.

 

РЕФЛЕКСИЯ (англ. reflection) мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д.

САМОВОСПИТАНИЕ (англ. self-development) формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

 

САМОНАБЛЮДЕНИЕ (англ. introspection, self-observation) — наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному.

САМООТНОШЕНИЕ – компонент самосознания, организованный как система эмоционально ценностных установок в адрес собственного «я».

САМООЦЕНКА (англ. self-esteem) ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

 

САМОПРИНЯТИЕ (по К. Роджерсу) –приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств, а также выделяет самооценку – отношение к себе как носителю определенных свойств и достоинств.

САМОСОЗНАНИЕ (англ. self-consciousness) — осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м.б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть С.) — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. самосознание (интроспекция, рефлексия).

 

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ (англ. self-affirmation) — стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. С. может занимать в структуре потребностей человека рядовое и доминирующее место.

САМОУПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ (саморегулирование) - сознательные воздейст­вия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собствен­ное поведение с целью поддержания (сохранения) или измене­ния характера их протекания (функционирования).

 

САМОЧУВСТВИЕ (англ. self-feeling) — комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности наличного состояния человека. С. м. б. представлено как одной обобщающей характеристикой (хорошее, плохое, болезненное, бодрое и др.), так и переживаниями, отражающими состояние отдельных систем и процессов.

 

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ (англ. self-efficacy) – понятие, относящееся к ожиданиям и убеждениям (уверенности и неуверенности) человека в том, что он может успешно справиться с теми или иными задачами (вызывами, ситуациями).

 

СОВЛАДАНИЕ (англ. coping) — психические процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых (кризисных) ситуаций, особенно психосоциального характера.

 

СТРЕСС — состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма.

 

СТРЕССОРЫ (англ. stressors) — неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ( от лат. tolerantia - терпение) – свойство личности проявлять терпимость к установкам, ценностям и поведению других людей.

ТЕХНОЛОГИЯ - это знание и применение специальных приемов, процедур, операций, которые позволяют поэтапно реализовать определенные действия и саму деятельность в целом и получить в итоге нужные результаты.

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ  - образ поведения и действий человека, придерживаясь которого можно реализовать цели управления оптимальным образом.

 

УГАСАНИЕ – постепенное ослабление поведенческих реакций вследствие отсутствия подкрепления тех действий, которые ранее подкреплялись.

УПРАВЛЕНИЕ - процесс воздействия субъекта на ту или иную систему, обеспечивающий ее целенаправленное развитие, сохранение и видоизменение структуры, поддержание или изменение режима деятельности, реализацию программ и целей.

У РОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ (в нашем случае) – желаемый уровень самооценки личности (уровень "Я"), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

ФРУСТРАЦИЯ (лат. – обман, тщетное ожидание) переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

ЭМОЦИИ – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.

ЭМОЦИИ ОСОЗНАНИЕ – отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за состоянием; способность выразить это состояние в знаковой форме.

ЭМОЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ – возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.

ЭМОЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ – эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей

        

Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.159.116 (0.05 с.)