Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Посредничество в урегулировании конфликтов. Психологическое посредничество.
Наиболее мягкой и эффективной формой участия третьей стороны в разрешении конфликтов традиционно считается вмешательство третьего лица в форме посредничества или медиаторства (медиации). Эффект здесь достигается за счет того, что стороны сами участвуют в выработке варианта решения, которое, как правило, является более интегративным, в большей степени учитывает их интересы нежели решение, выносимое арбитром. Следствием чего является удовлетворенность сторон и более высокая их активность по реализации достигнутого соглашения. Директивность же посредника может оказаться оправданной и необходимой в случае обострения враждебности между оппонентами, когда последние не способны прийти к консенсусу, напротив, действуют вопреки интересам друг друга. Посредничество может носить процедурный характер, когда посредник выполняет функции организации и проведения переговоров, ориентируя стороны на сотрудничество независимо от содержания конфликта. Посредник в данном случае – это специалист в области коммуникации. Его – задача – организовать диалог, направить взаимодействие субъектов конфликта в рациональное русло. Посредничество может носить содержательный характер. В ряде случаев стороны не являются достаточно компетентными в отношении спорного вопроса, по каким-либо причинам не могут найти удовлетворительное решение самостоятельно. В этом случае они могут обратиться за помощью к посреднику-специалисту (юристу, экономисту и т.д., в зависимости от сферы конфликтных отношений). Последний не только организует процесс выработки соглашения, но и участвует в нем как консультант-аналитик, имеющий специальные знания по предмету конфликта. Процесс посредничества проходит в своем развитии несколько стадий: 1. Предварительная оценка конфликта. На этом этапе посредник собирает необходимую для понимания конфликта информацию (участники конфликта, их позиции и интересы, на каком этапе находится конфликт, готовы ли стороны к сотрудничеству и т.д.). 2. Раздельная работа с оппонентами. На этом этапе посредник встречается с каждой из сторон с целью их подготовки к проведению переговоров, формируется установка на сотрудничество, проверяется готовность к совместному обсуждению проблемы.
3. Организация и проведение переговоров с участием обеих сторон. Участников знакомят с принципами посредничества, нормами поведения на переговорах, обсуждается повестка дня переговоров, принимается соглашение по процедурным вопросам. Содержание этого этапа также включает в себя поочередное слушание сторон, «вентиляцию» эмоций, согласованное определение проблемы и ее формулировка, подведение к первому предложению, выработка альтернативных предложений, поиск соглашения, возможных уступок. 4. Завершение переговоров. На этом этапе готовится соглашение, проверяется реальность его выполнения. Рассматривается вопрос о возможностях его нарушения и мерах предотвращения последнего, а также возможности конфликтов в будущем. Соглашение принимается и подписывается. Посредник получает обратную связь относительно процесса и результатов работы по урегулированию конфликта. Этот этап получил название также «выход из медиации». Прослеживается последующее развитие ситуации, рассматривается необходимость и возможность оказания дальнейшей помощи. В основе посредничества лежит принцип добровольности участия сторон в совместной работе по разрешению конфликта. Каждая из сторон имеет возможность в любой момент отказаться от услуг медиатора и выйти из переговорного процесса. Посредник может быть ориентирован на результат. В таком случае для него основная цель будет заключаться в достижении сторонами соглашения по вопросу, вызвавшему разногласие. Посредник также может быть ориентированным на восстановление и сохранение отношений сторон. Такое посредничество актуально в ситуации долговременных отношений между участниками конфликта. Психолог в своей профессиональной деятельности имеет дело именно с такими конфликтами, где важно не только и не столько прийти к согласию по поводу конкретного вопроса, сколько сохранить отношения, носящие долговременный характер. Ведется речь о так называемом психологическом посредничестве. Н.В. Гришина определяет сущность психологического посредничества в межличностных конфликтах следующим образом: «это участие психолога в коммуникативном процессе, направленном на создание такой ситуации во взаимодействии участников конфликта, которая способствует смягчению их противостояния и возникновению согласия». Задачей психолога становится организация коммуникативного пространства для участников конфликта, стимулирования конструктивного диалога между ними, создание условий для взаимного обмена мнениями. Именно в процессе диалога проясняются интересы, убеждения, точки зрения конфликтующих сторон, достигается лучшее понимание людьми друг друга. Участники конфликта получают возможность проговорить свои разногласия, рассказать о своих переживаниях, опасениях, ожиданиях в отношении партнера по общению, о том, что в сложившейся ситуации, поведении партнера не удовлетворяет, а также узнать и понять интересы другой стороны, ее желания и ожидания, получить обратную связь. Важно, чтобы стороны получили позитивный опыт совместного разрешения конфликта. В этом смысле переговорный процесс выступает как своего рода тренинг конфликтной компетентности его участников. Кроме того, как отмечает Н.В. Гришина, такой конструктивный опыт стимулирует развитие конфликтных ситуаций между участниками переговоров в будущем по модели сотрудничества.
На различных этапах посредничества психолог решает задачи по анализу и диагностике конфликта, определению проблемного поля, переопределению оппонентами конфликта как общей проблемы, содержащей в себе возможности интеграции, принятию участниками ответственности за происходящее и смягчению обвинительной позиции, проработке эмоций, организации конструктивного диалога и поиска возможного решения, обеспечению соответствующей психологической атмосферы обсуждения и т.д. Неэффективность посредничества может быть обусловлена следующими факторами: высокий уровень враждебности между оппонентами, отсутствие доверия к посреднику, недостаточное количество ресурсов, неравенство оппонентов и др. Положительным результатом переговорного процесса с участием посредника или без считается удовлетворенность сторон принятым решением, а также самим процессом обсуждения, признательность посреднику и партнеру по переговорам за совместную работу и сотрудничество и чувство облегчения в связи с преодолением противоречия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.223 (0.007 с.) |