Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизация как этап развития
Человеческого общества Понятие цивилизации, подобно многим другим в общественных науках, весьма многозначное. Словарь иностранных слов определяет цивилизацию (от латинского civilis — гражданский) как определенный уровень общественного развития материальной и духовной культуры общества. Кроме того, тем же термином воспользовался в свое время известный американский исследователь Г.Л. Морган для обозначения всего периода развития общества, следующего за варварством (которому, в свою очередь, предшествует дикость). Вероятно, было бы небезынтересно и небесполезно проследить, на какие этапы и ступени подразделяет человеческую историю Морган. Генри Морган прожил немалую часть своей жизни среди ирокезов. Опираясь на собственные наблюдения, а также на свидетельства многих других ученых о примитивных племенах в других частях света, обобщив множество археологических и исторических данных, он разработал теорию, обосновывающую периодизацию истории человеческого общества. Из дальнейшего станет ясно, что в основу своего анализа он, в отличие от марксистской парадигмы, кладет не отношения собственности, а, скорее, технологическую детерминанту. На этой шкале выделяются три главных этапа: дикость, варварство и цивилизация (мы описываем их по необходимости кратко в соответствии с изложением Ф. Энгельса). Дикость — своеобразное "детство человеческого рода". На низшей ступени люди живут только в тех местах, где они когда-то произошли от обезьян — в теплом климате, в лесах, главным образом, на деревьях; питаются растительной пищей — плодами, орехами, съедобными кореньями. Главное достижение этой ступени — появление "второй сигнальной системы", т.е. членораздельной речи. О том, какова была тогда жизнь, можно лишь догадываться (с помощью метода обратной экстраполяции). Наблюдать ее сегодня невозможно нигде: ни один из даже самых отсталых народов и племен на этой ступени уже не остался. Средняя ступень: введение в рацион рыбной пищи и освоение огня, что существенно подняло человека над другими животными. Изготовление и регулярное применение первых каменных орудий. Периодическое употребление животной пищи. Постоянная недостаточность пищи приводит к возникновению людоедства. Высшая ступень дикости еще более высоко поднимает человеческое общество над животным миром. С изобретением лука и стрел охота становится одной из постоянных отраслей труда, а дичь — относительно постоянной пищей. Комбинация лука, тетивы и стрел — это уже довольно сложное орудие, конструирование которого возможно благодаря длительно накапливаемому опыту и весьма развитым умственным способностям. А значит, можно предполагать появление на этом этапе и других, не менее сложных изобретений. Морган, изучая условия жизни племен, обитающих в различных уголках земного шара (и, естественно, ничего не знающих друг о друге), отмечает любопытное сходство: они уже применяют лук и стрелы, но еще не знакомы с гончарным искусством.
Варварство. Его низшая ступень повсеместно начинается с возникновения и развития гончарного искусства. Характерной чертой этого периода является начало приручения и разведения животных, а также возделывания растений. Средняя ступень уже характеризуется использованием прирученных животных как повсеместно распространенным явлением. Кроме того, в этот период начинают приручать животных не только для получения мясной пищи, но и молока. Начинается селекционная работа — вначале в животноводстве, а затем и в растениеводстве. В пище используются злаки. Появление такой пищи и возможности запасать ее впрок позволяют осваивать местности, считавшиеся ранее неблагоприятными для обитания. Более обильное питание в сравнении с теми племенами и народами, которые продолжают жить собирательством и охотой, дает новым "аграрным" расам серьезные преимущества в чисто физическом развитии, сокращая смертность, прежде всего, среди детей, и увеличивая их численность. По тем же причинам на этой ступени постепенно исчезает каннибализм и отныне сохраняется кое-где, главным образом, в качестве религиозного или колдовского обряда. Высшая ступень включает в себя введение в земледелие плуга с домашним скотом в качестве тягловой силы (стало быть, животноводство, помимо мясного и молочного, пополняется разведением еще и рабочего скота). Морган и Энгельс утверждают, что окончательное утверждение полеводства сопровождается концентрацией населения на относительно ограниченных площадях, что, в свою очередь, порождает социальную потребность в едином централизованном руководстве. Высшая ступень варварства, как утверждает Энгельс, довольно полно изображена в гомеровской "Илиаде":
"Усовершенствованные железные орудия, кузнечный мех, ручная мельница, гончарный круг, изготовление растительного масла и виноделие, развитая обработка металлов, переходящая в художественное ремесло, повозка и боевая колесница, постройка судов из бревен и досок, зачатки архитектуры как искусства... — вот главное наследство, которое греки перенесли из варварства в цивилизацию". Таким образом, варварство предстает перед нами как эпоха возникновения скотоводства и земледелия, овладения целым рядом различных методов производства продуктов, которых не существует в природе. Следующая крупная эпоха овладения способами дальнейшей, значительно более глубокой обработки природных продуктов для непосредственного удовлетворения потребностей человека (а эти потребности стремительно растут в количественном и расширяются в качественном отношении), "период промышленности в собственном смысле слова и искусства" — это собственно цивилизация. Варварство переходит в цивилизацию после изобретения и введения в постоянное пользование письменности. Цивилизация по Моргану — это период появления промышленности (в собственном смысле слова), а также сферы духовного производства, включая развитые формы религии, науку и искусство. Социальное развитие этого периода, прежде всего, закрепляет и существенно углубляет все возникшие прежде виды разделения труда, причем, осуществляется это — особенно на начальных ступенях — довольно жестко, с противопоставлением, в частности, новых видов поселения — города и деревни, а также решительным разделением общества на классы. Кроме того, на самой заре цивилизации появляется класс, занятый уже не производством, а исключительно обменом продуктов — купцы, которые, во-первых, принимают на себя роль своеобразной цепочки, связывающей группы, производящие различные виды продуктов, а во-вторых, постепенно экономически подчиняют себе агентов производства на обоих концах этой цепочки. Вместе с этим классом появляется товар товаров — деньги. В свете рассматриваемой проблемы необходимо отметить еще одну достаточно важную социальную функцию этого класса: установление коммуникаций, распространение информации, накопленных в одних обществах, по всем другим. Выделяется и особый класс людей, занятых исключительно управленческими функциями, которые в прежних эпохах выполнялись вождями и старейшинами во многом, так сказать, "на общественных" началах. Управление становится профессией, т.е. особым видом деятельности, требующим, с одной стороны, специальной подготовки, а с другой — являющимся источником постоянного дохода. То же самое происходит и с отправлением религиозного культа, вокруг которого формируется класс профессиональных священнослужителей. Все это становится возможным благодаря тому, что производительные силы общества выходят на своеобразный критический рубеж и преодолевают его. Таким критическим рубежом является возникновение возможности производства — в соответствии с трудовой теорией стоимости — прибавочного продукта.
Сколько времени охватывает весь этот процесс социальных трансформаций? На этот счет в науке нет единого мнения: одни считают, что производственная деятельность людей насчитывает около 2 миллионов лет, другие утверждают, что человек в его современном психофизическом облике сложился лишь около 100 тысяч лет назад. Можно произвести некоторые оценки, приняв во внимание, что возраст древнейших памятников письменности оценивают в 6-7 тысяч лет. Бесспорно одно: каждый последующий период протекал быстрее и главное — приводил к более значительным достижениям. Такую тенденцию Б.Ф. Поршнев назвал законом ускорения истории: на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Эту тенденцию можно было бы графически изобразить в виде экспоненциальной кривой на рис.5.1. Она проявлялась и в неравной длительности различных ступеней одного и того же этапа (самыми длительными были низшие ступени, наименее продолжительными — высшие). Следует помнить и о неравномерности развития обществ, возникавших и развивавшихся в различных ареалах обитания: в одних из них были более благоприятные условия для тех или иных этапов, в других — менее (на что указывает, к примеру, Ф.Энгельс). В связи с этим для нас будет представлять особый интерес еще один смысл понятия "цивилизация", который мы рассмотрим в следующем параграфе. Рис.5.1. Эволюционная кривая в различных системах координат исторического времени (Феодал. — феодализм; К — капитализм)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.113 (0.007 с.) |