Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ф.Г. Мухаметзянова, В.А. Боговарова
В статье рассматривается феномен субъектности студента как источник его внутренней личностной активности, ответственности и самостоятель-ности. В качестве индикаторов изучения феномена субъектности студента рассматриваются социально-психологическая адаптированность и субъект-ная личностная позиция. Ключевые слова: категория субъекта,субъектность студента вуза,лич-ностная субъектность студента, субъектная личностная позиция, социально-психологическая адаптированность.
Indicators of studying of phenomenon subjectivnessof the student of high school. In article the phenomenon subjectivness of the student as a source of its inter-nal personal activity, responsibility and independence is considered. As indicators of studying of a phenomenon subjectivness of the student socially-psychological adapted-ness and a subject personal position are considered.
Key words: a category of the subject, subjectivness the student of high school,personal subjectivness the student, a subject personal position, socially-psychological adaptedness.
Педагогика и психология профессионального образования
саморазвитию всех участников обра-зовательного процесса как субъектов учебно-профессиональной деятель-ности и проявлению у них внутрен-ней активности, ответственности са-мостоятельности, и в конечном итоге, развитию его субъектности.Процесс вузовской подготовки в условиях ди-намичных социально-экономических преобразований детерминирован це-левой установкой на воссоздающее развитие личности студента как инди-видуального и коллективного субъекта образовательной деятельности, поэто-му актуальными становятся вопро-сы выявления индикаторов развития субъектности студента вуза. Субъект-ность студента рассматривается нами как социально-психологический и, от-части, как социально-педагогический феномен.
Проблема исследования субъект-ных феноменов приобретает актуаль-ность в силу подъема на новый уровень человека как субъекта, «впущенного в бытие»(по С.Л.Рубинштейну), роста его самосознания, самоопределения, творческого потенциала[4;7]. С пози-ций личностно-ориентированного и вытекающего из него субъектно-де-ятельностного подхода, современный вуз рассматривается не как место и время обучения, а как пространство взросления «юношей и девушек» и место «взращивания» личностной субъектности. Педагогический про-цесс вуза все более ориентируется на активизацию личностно-субъектного саморазвития студентов в социуме и условий субъектного роста, потребнос-ти состояться «как человек». Личнос-тно- ориентированный подход, в широ-ком смысле, и, в частности, в системе высшего профессионального образова-ния базируется на шести основных ду-альных принципах: 1) принцип само-
актуализациии и самореализации; 2) принцип индивидуализации и диффе-ренциации; 3) принцип субъектности
и субъектной отраженности; принцип выбора и ответственности; принцип творчества и успеха; принцип доверия
и поддержки. В связи с чем, направ-ленность на профессионально-лич-ностное, субъектно-деятельностное самоопределение, самоорганизацию и самореализациюкакважнейших ком-понентов саморазвития личностной субъектности студентов вуза, должна занять ведущее место в системе вы-сшего профессионального образова-ния.
Феномен субъектности студента актуализирует вопросы изучения его индикаторов. В психолого-педагоги-ческих исследованиях последних лет студент вуза рассматривается с пози-ций субъектно-деятельностного под-хода, согласно которому акцентирует-ся внимание на нем как инициативном и активном участнике образователь-ного процесса. С этих позиций вы-сшее профессиональное образование осуществляется как процесс субъект-субъектногоо взаимодействия, осно-ванный на диалоге, обмене смыслами, творческом сотрудничестве всех его участников. Становление субъектнос-ти студента вуза, прежде всего, тесно связано с развитием его общекультур-ных и профессиональных компетен-ций, профессионально значимых лич-ностных качеств и социального опыта. При этом профессионально значимые личностные качества студента вуза яв-ляются связующим звеном в процессе перехода студента от образовательной к профессиональной субъектности. Мы рассматриваем профессионально значимые личностные качества как устойчивые во времени и пространс-тве характеристиками его личностной
субъектности, однозначно проявля-ющиеся в мобильности, гибкости и готовности к успешной профессио-нальной деятельности и отраженные
в реальной действительности учебно-го процесса вуза, в таких качествах, как: профессиональное целеполагание, мышление, направленность, рефлек-сия, такт.
Исследование феномена субъек-тности студента вуза требует анализа использования категории субъекта в психологии. В современной психоло-гии нет однозначного понимания кате-гории «субъект», которая была введена
в психологию С.Л.Рубинштейном и на-шла дальнейшее развитие в субъектно-деятельностной теории, разработанной его учениками К.А.Абульхановой и А.В.Брушлинским. При этом C.JI. Ру-бинштейн, рассматривая человека как субъекта жизни, выделял два способа его существования. Первый – жизнь, не выходящая за пределы непосредс-твенных связей, в которых живет чело-век, жизнь «как природный процесс». Второй способ существования С.Л. Рубинштейн связывал с появлением рефлексии, способностью человека «прервать непрерывный процесс жиз-ни» и выйти мысленно за ее пределы». Этот способ существования, по мне-нию ученого, может вести либо к мо-ральной неустойчивости, либо к пост-роению человеческой жизни на новой, созидательной основе [ 7].
Использование категории субъ-екта в психологии и уже в педагогике имеет длительную предисторию и ко-роткую современную историю, прой-дя путь от философии до психологии. Дефиниция «субъект» (латинское subjectum) возникла в греко-римской философии, где она понималась как подлежащее (грамматического или ло-гического). В средние века под субъ-
ектом понимали «вещь», являющейся источником способностей и возмож-ностей (камень-субъект теплоты, а человек – субъект знания и т.п.). Сов-ременное понимание субъекта связано
с воззрениями И.Канта о субъекте как действующем и познающем человеке, противостоящим внешнему миру как объекту познания. Достаточная пол-ная интерпретация категории субъекта представлена в работах М.Хайдеггера, рассматривавшего проблемы онтоло-гии субъекта и его трансценденталь-ной сущности. В рамках психологии категория субъекта начала самостоя-тельно разрабатываться с конца XIX – начале XX веков. Идея субъектности в настоящее время пронизывает многие зарубежные и отечественные психоло-гические, и даже педагогические кон-цепции. В настоящее время в психоло-гии и педагогике в рамках субъектной проблематики принцип субъектности становится полипарадигмальным и выражает движение личности к вер-шинам совершенства или «акме». В XXI целом, понятие «субъект» отно-сительно к студенту рассматривает-ся в основном в двух значениях: как субъект учебно-профессиональной деятельности, способный её осво-ить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, внутреннего (душев-ного) мира, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнеде-ятельности. Становление и развитие субъектности студента вуза, не имеют чётких возрастных границ, посколь-ку прямым образом зависят от соци-альных, социально-психологических и психолого-педагогических условий индивидуального бытия человека как индивидуального или коллективного субъекта[ 5].
Феномен субъектности студен-та проявляется, прежде всего, в том,
Педагогика и психология профессионального образования
что именно в студенческом возрасте, «совпадают» такие явления как раз-витие его как личности и как субъ-екта учебно -профессиональной дея-тельности, и как субъекта, личности
– проектировщика дальнейшей жизне-деятельности. Студенческий возраст метафорично можно назвать «золотым веком» проявления и развития личнос-тной субъектности, этого своеобразно-го психологического новообразования студенческого возраста. В связи с чем, в студенческом возрасте можно гово-рить о развитии именно личностной субъектности человека. В психологии с изучением проблемы субъектнос-ти человека, в целом, и субъектности студента вуза, в частности, сложилась достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, трудно назвать дру-гую проблему, привлекавшую с разных точек зрения большее внимание фило-софов, психологов, педагогов. А с дру-гой, до сих пор нет общепризнанного определения человеческой субъектнос-ти. Категория субъекта неоднозначно рассматривается в психологии. Вслед за исследованием Н.В.Богданович проведем краткий экскурс в полемич-ность этого вопроса [ 3]. В субъект-но-деятельностной теории категория субъекта является всеобъемлющей ка-тегорий и даже рассматривается шире, чем категория личность. Например, А.В.Брушлинскийой одной из главных характеристик субъекта выделял це-лостность, в которой интегрируются качеств и личности, и индивида, и ин-дивидуальности[ 2]. Автор связывал категорию субъекта с человечеством в целом, а индивидуальный субъект рас-сматривался как высший, интегриро-ванный уровень активности человека. В тоже время эта позиция вызывает ряд критических замечаний со сторо-ны защитников теории личности, ко-
торые не рассматривают категорию субъекта в качестве базовой. Данная тенденция «тянется» еще с времен разработки в культурно-исторической концепции Л.С.Выготским, в которой он отмечал о невозможности нераз-рывности в развитии личности. В тру-дах Л.И. Божович категория субъекта и личности отождествлены. Достаточно глубоко понятие субъекта разработано
в концепции П.Я.Гальперина, в кото-рой субъект рассматривается с точки зрения его целенаправленности дейс-твий, а субъектность, связывается с новыми реакциями, которые не заданы извне в программе реагирования лич-ности. Поэтому можно говорить о фе-номене «неуловимости» субъекта», но никак не «исчезновения субъекта», на который указывают многие исследова-тели феномена субъектности. Именно П.Я.Гальперин увидел различия между категорией субъекта и личности, кото-рые проявляются в том, что для того чтобы быть личностью, нужно быть общественно-ответственным субъек-том. В исследованиях Б.Г.Ананьева, впервые приведена дифференциация субъектов деятельности (как субъект познания, субъект жизнедеятельнос-ти, игровой, учебной, профессиональ-
ной деятельности и др.) и ведено понятие «студенческий возраст» (как субъект учебно-профессиональной деятельности). В психологии даже на-метилась своеобразная тенденция или «борьбы за субъектность»(к которой относятся авторы данной статьи), или «отрицания субъектности». Психоло-гия же наоборот, как будто даже избе-гала этой проблематики, предпочитая изучать поведение как совокупность реакций, различные могуществен-ные силы, руководящие человеком из бессознательного, отдельные познава-тельные процессы, «осмысленную де-
ятельность. Возможно, потому, что че-ловеческая субъектность – это крайне трудный объект для изучения метода-ми естественных наук, каковой психо-логия долгое время стремилась стать.
В то же время, способы, пригодные для описания объектов, неадекватны в применении к субъекту, а необходи-мые для ее изучения понятия не под-даются жесткой операционализации. Своего рода защитным механизмом стало объявление субъектности эта-кой «научной метафорой» или призна-ние за ней лишь гносеологического, но не онтологического содержания.
Мы считаем, что феномен субъ-ектности человека, как и студента вуза, нуждается в его изучении с точ-ки зрения полипардигмальности и принципа пробельности в изучении этого явления. Легче отрицать и отка-зываться, чем пытаться найти точки соприкосновения в изучении «тонко-уловимого» феномена субъектности студента. Вероятно, наступает время целостного и «тактичного» подхода
к изучению субъектности и выделе-ния определенных качеств личности, приближающих нас к субъектности. В продолжение идей С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского, К.А.Абульхановой и др., так называемыми истинными «борцами за субъектность» можно вы-делить семь качеств субъекта, вернее, личностной субъектности, которые четко начинают проявляться в студен-ческом возрасте. К ним относятся сле-дующие: 1) сознательность субъекта, прежде всего, в процессе учебно-про-фессиональной деятельности; 2) субъ-ект деятельности – как субъективная и объективная реальность, в которой намечается баланс между сознатель-ным и бессознательным; 3) понима-ние субъекта как конструктора бытия, распорядителя физических, душевных
и духовных сил; 4) связь между субъ-ектом и деятельностью, как основания образования личности; 5) понимание субъекта как включенного в отно-шения, причем не только познания и действия, но и созерцания и пережи-вания; 6) ответственность, причем не только за то, что он есть, но и за то, чем он будет; 7) возможность бытия не только индивидуального, но и кол-лективного субъекта различных видов деятельности [1-7].
Итак, мы считаем, что субъект-ность студента вуза – это источник его внутренней личностной актив-ности, ответственности и самосто-
ятельности. В студенческом возрасте,личностная субъектность проявляется в его личностной субъектной пози-ции, которая подразумевает активную творческую деятельность в противо-положность пассивности и реактив-ности объекта Субъектная личностная позиция студента включает в себя: це-ленаправленную сознательность; ре-зультативное целеполагание; осозна-вание самого себя как распорядителя всех своих формирующих сил личнос-ти; свободу, как осознанную неоходи-мость; возможность выбора и в силу этого в известной мере непредсказуе-мость; уникальность, неповторимость. В то же время наблюдаемые неблаго-приятные явления социальной жизни и нарушения индивидуального развития личности студента – преступность, алкоголизм, наркомания, неврозы, иж-дивенчество – это признаки затруд-ненного вхождения в социум, несфор-мированности личностной субъектной позиции. Значимость субъектной по-зиции личности и явные сложности ее становления на современном этапе побуждают к анализу предпосылок ее формирования, вернее развития. Тра-диционно рассматриваются две груп-
Педагогика и психология профессионального образования
пы факторов: личностные особеннос-ти человека и влияния окружающей среды. Предпосылки принятия субъ-ектной позиции формируются еще в период детства, однако особенно зна-чимым, в этом плане является студен-ческий возраст. Важнейшей задачей раннего юношеского возраста в целом, и студенческого, в частности, является формирование у человека готовности к включению в существующую систему социальных связей и отношений, при-нятию важных решений, к жизненному самоопределению. Если субъектность студента мы понимаем как источник его внутренней личностной актив-ности (внутреннее через внешнее), то субъектность можно «увидеть» в «св-диге поведения» им самим же выстро-енным (внешнее через внутренне). Тог-да субъектную позицию студента мы рассматриваем как экстериоризацию этой активности (внешнее через внут-ренне). Задача «зафиксировать» субъ-ектность студента в принципе являет-ся нелегкой, а в современном обществе с его нестабильностью она становят-ся все более трудной. Субъектность студента в период кризиса общества может принять форму социально-не-одобряемой деятельности и перейти в аддикции (зависимость от алкоголя, наркотиков, табака и пр.), или выра-жаться только в «санкционированной» активности. По степени развития ис-тинной субъектности, с определенной мерой осторожности, можно говорить о развитии личности положительно или отрицательно социально-ориенти-рованной личности. Поэтому, можно предположить, что противоречия раз-вития личности студента, свойствен-ные этому периоду жизни, и среды значительно усилились и усложнили выявление его субъектности. Мерой успешности преодоления трудностей
развития субъектности студента вуза является его социально-психологи-ческая адаптированность. В связи с этим специально оговоримся, что тер-мин «адаптация» нами употребляется как гибко организованная в новых ус-ловиях поисковая активность личнос-ти студента как субъекта учебно-про-фессиональной деятельности. Можно выделить наиболее существенные при-знаки, характеризующие субъектные составляющие адаптации студентов вуза как субъектов учебно -професси-ональной деятельности: 1) адаптиро-ванность деятельности и как следствие развития (саморазвития) и самореали-зации потенциальных возможностей личности студента как субъекта учеб-но-профессиональной деятельности,
а не следствие внешних воздействий; 2) для формирования адаптационных механизмов необходимы определен-ные условия (например, первичные группы, референтные группы, субъ-екты для подражания); 3) активность личности в процессе адаптации про-является, прежде всего, в стремлении к выбору смысла жизни, своей среды, ближайшего окружения; 4) выбор со-пряжен с ответственностью человека за принимаемые решения.
Таким образом, важнейшими ин-дикаторами изучения развития фено-мена субъектности студента могут вы-ступать социально-психологическая адаптированность и субъектная лич-ностная позиция студента вуза в любом виде деятельности, которые обеспечи-вают преподаватели вуза совместно с студенами, являются: разъяснение сту-дентам важности и значимости пред-стоящей профессиональной деятель-ности, возможностей личного вклада в общий результат, обеспечивающее заинтересованность студентов в пла-нируемой работе; обучение студентов
способам самотестирования и самоди-агностики, объективной самооценки собственных возможностей и способ-ностей; включение студентов вуза в процесс целеполагания и планирова-ния различных видов деятельности на всех уровнях (коллектива факультета, курса, группы, объединения по инте-ресам, своей индивидуальной деятель-ности, в учебной и внеучебной работе, на практике и в исследовательской деятельности); овладение студентами способами проектирования и модели-рования собственной деятельности;пр едоставление возможности студентам принимать самостоятельные решения по вопросам, которые затрагивают их интересы, потребности, мотивы; ори-ентация педагогов вуза при организа-ции образовательного процесса на ин-тересы и потребности студентов, учет уровня подготовленности студентов к предстоящей деятельности, обеспече-ние им возможности добиться положи-тельных результатов, успеха в работе; создание ситуаций выбора и самооп-ределения, социальных и профессио-нальных проб; привлечение студентов
к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии; использование индивидуальных и коллективных способов стимулирова-ния творчества и активности студен-тов; обучению студентов инноваци-онным, адаптационным технологиям обучения (проектирования индивиду-альных образовательных маршрутов, «портфолио», «кейс-технологии»).
Формирование субъектной пози-ции студента вуза, как индикатора его субъектности должно осуществляться как это поэтапный, управляемый про-цесс, который, в значительной степе-ни, зависит от изменения позиции и роли преподавателя по мере развития
субъектности студента. Проявление
и формирование субъектной позиции студента существенно зависит от ха-рактера его взаимодействия с педаго-гом, а также другими студентами. На-иболее благоприятными для решения этой проблемы являются такие типы взаимодействия как диалог и сотрудни-чество. Причем, формированию субъ-ектной позиции студентов способству-ет субъектная педагогизация учебной деятельности, что означает передачу ряда функций преподавателей самим студентам, участие будущих педаго-гов в организации учебной работы. Целесообразно привлекать студентов к проведению фрагментов занятия: проверке домашних заданий, объясне-нию раздела нового материала, подго-товке и проведению самостоятельных работ, формулировке вопросов отвеча-ющему, комментарию, анализу, оценке ответа товарища. Важно, как можно чаще предоставлять студенту возмож-ность побывать в роли преподавателя, приобретая профессионально значи-мые умения и навыки для будущей ра-боты в качестве учителя. На старших курсах, а тем более в магистратуре, организаторами всего учебного заня-тия могут стать сами студенты.
Таким образом, феномен субъек-тности студента вуза проявляется в том, что она проявляется как личнос-тная субъектность, в которой субъект учебно-профессиональной деятель-ности не «поглощается» личностью, а, наоборот, субъектность проявляется в личностных качествах и отражается в социально-психологической адапти-рованности и личностной субъектной позиции, выступающими индикатора-ми изучения феномена субъектности студента вуза.
Педагогика и психология профессионального образования
3. Богданович Н.В. Субъект как кате-рат диссертации доктора педагогических
гория отечественной психологии: диссер- наук. Оренбург. 2007. – 49 с.
тация кандидата психологических наук. 7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.
Москва. 2004. – 156 с. Человек и мир. СПб.: Питер. 2003. – 512 с.
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЕДИАТОРОВ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.101 (0.059 с.) |