Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая мысль в 1960–1980-е гг.⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
В 1960-е гг. идеи эконометрики нашли отражение в концепции системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ), оставившей заметный след в развитии советской науки. СОФЭ выступала как альтернатива господствовавшим методам управления народным хозяйством. В 1950–1960-е гг. не прекращались дискуссии о роли плана и рынка. Отношение к роли планирования и рыночных рычагов в экономической системе социализма стало главным критерием классификации советских политэкономов. В 1965–1967 гг. была предпринята попытка экономической реформы, основанная на хозяйственных методах руководства (концепция Е. Г. Либермана). Однако в науке сохраняли монополию сторонники планового подхода, представителями которого были Н. А. Цаголов, Н. В. Хессин и др. Изменения в мире, ускорение НТП в странах с рыночной экономикой к началу 1980-х гг. выявили полную несостоятельность методов управления народным хозяйством на основе административно-командных рычагов. Часть экономистов (Г. Лисичкин, Н. Петраков, О. Лацис и др.) склонялись к необходимости серьезных преобразований. У истоков перестройки стояли такие экономисты, как А. Аганбегян, Л. Абалкин [6], А. Анчишкин, Р. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин. Перестройка – теоретико-политическая программа реформирования командно-административной, бюрократизированной социальной системы СССР с целью перехода к демократическому социализму и рыночной экономике. Основы концепции перестройки заложил в 1985 г. апрельский Пленум ЦК КПСС. Ее теория, политика, программа действий были развиты и конкретизированы в решениях XXVII и XXVIII съездов КПСС. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом – гласности, преодолению обществом различного рода идеологических стереотипов и догм, отказу от политической монополии КПСС, становлению многопартийности (политический плюрализм), окончанию «холодной войны» и др. В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.
К началу 1990-х гг. произошло обострение кризиса во всех сферах жизни общества, что привело в конечном итоге к распаду СССР в 1991 г. Какой-либо четкой идеологической основы у перестройки не было. Официальный марксизм-ленинизм давно выродился в схоластику и не мог дать каких-либо практических рекомендаций. Отчасти перестройка опиралась на «теорию конвергенции»: согласно этой теории, капитализм и социализм сближаются – в капиталистических странах усиливается роль государственного регулирования, а в социалистических усиливается роль рынка. В какой-то степени учитывался и опыт НЭП 1920-х гг. ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ 1. Какая главная цель экономической политики государства утверждается в трактате «Артхашастра»: а) укрепление политической власти; б) пополнение государственной казны; в) развитие товарных отношений? 2. Какую систему предлагал ввести Мо Ди, которая позволит удовлетворить потребности государства без рабского труда за счет крестьян: а) оброчную; б) денежную; в) налоговую? 3. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью: а) скорейшего перехода к рыночной экономике; б) обеспечения роста налоговых поступлений в казну; в) не допустить разрушения основ натурального хозяйства. 4. Меркантилисты были: а) сторонниками государственного вмешательства в экономику; б) противниками государственного вмешательства в экономику; в) сторонниками либерализма. 5. Физиократы считали, что богатство создается: а) в сфере торговли; б) в сфере производства; в) в сельском хозяйстве. 6. Трудовую теорию стоимости разделяли: а) меркантилисты; б) представители классической школы; в) маржиналисты. 7. Представители классической школы считали, что богатство создается: а) в сфере торговли; б) в сфере производства; в) в сельском хозяйстве. 8. Идеологами и пропагандистами протекционизма были:
а) физиократы; б) меркантилисты; в) представители классической школы. 9. Сторонниками активного государственного вмешательства в экономику были: а) физиократы; б) меркантилисты; в) представители классической школы. 10. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главной причиной бедности является: а) несовершенство социального законодательства; б) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса; в) постоянно высокие темпы роста численности населения. 11. Карл Маркс открыл экономический закон движения буржуазного общества: а) закон производства прибавочной стоимости; б) закон стоимости; в) закон спроса; г) закон конкуренции.
12. Что при капитализме является товаром особого рода: а) капитал; б)земля; в) информация; г) рабочая сила? 13. Кто являются пионерами маржинализма: а) К. Менгер, С. Джевонс, А. Вальрас; б)Г. Госсен, Ж. Дюпюи, А. Курно, И. Тюнен; в) А. Маршалл, Дж. Б. Кларк, В. Парето; г) К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Каутский?
14. Представители австрийской школы маржинализма: а) А. Вальрас, А. Пигу; б)К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер; в) А. Маршалл, Дж. Кларк; г) Г. Госсен, Ж. Дюпюи. 15. Оптимум Парето означает: а) критерий социальной справедливости; б) критерий отсутствия растраты ресурсов; в) критерий наилучшего распределения ресурсов; г) критерий социальной несправедливости. 16. Институционализм зародился в США на рубеже XIX и XX вв. и выступает как наследник: а) марксизма; б)исторической школы; в) неоклассической школы; г) маржинализма.
17. Что отличает институционализм от других направлений экономической мысли: а) требование усилить «контроль общества над бизнесом»; б) критерий отсутствия растраты ресурсов; в) критерий наилучшего распределения ресурсов; г) критерий социальной несправедливости?
18. Эффективный спрос по Дж. М. Кейнсу, это: а) спрос на инвестиционные товары; б) спрос на новые товары; в) спрос на национальные товары; г) спрос действительно предъявляемый, а не потенциально возможный. 19. Основной причиной «Великой депрессии» 1930-х гг. а) рост цен; б) регулирование экономики; г) рост военных расходов; д) уменьшение уровня инвестиционной деятельности.
20. Какая из школ не относится к школам неолиберализма: а) лондонская; б) фрайбургская; в) чикагская; г) меркантилизма? 21. Людвиг Эрхард проводил в Германии политику: а) кейнсианства; б) классической школы; в) неоордолиберализма; г) социализма.
22. Какая проблема выдвинута на первый план и занимает центральное место в теоретических построениях институционалистов: а) проблема трансформации; б) проблема конкуренции; в) проблема ценообразования; г) проблема управления экономикой? 23. В постиндустриальном обществе снижается роль: а) материального производства; б)сектора услуг; в) информационного сектора; г) образования. 24. Особое внимание в теории эволюционной экономики уделяется: а) государству; б) процессу инноваций; в) процессу планирования; г) техноструктуре.
25. Какой вопрос для большинства экономистов России XIX в. имел особое значение: а) как создавать богатство; б) земля и люди; в) крестьянский вопрос; г) классовый вопрос? 26. Какую роль Н. Г. Чернышевский отводил становлению и развитию экономической теории:
а) как основа действенной революционной борьбы; б) как основа народного просвещения; в) как основа действенной экономической политики, реальной хозяйственной практики; г) все верно? 27. Теоретической базой политики военного коммунизма стали идеи: а) В. Ленина, И. Сталина; б) Л. Троцкого, Н. Бухарина; в) К. Маркса, Ф. Энгельса; г) Я. Свердлова, М. Калинина. 28. Какую новую науку создал Л. В. Канторович: а) эконометрику; б) линейное программирование; в) прогнозирование; г) линейную алгебру?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова, И. И. История экономической мысли: курс лекций / И. И. Агапова. – М.: Тандем; Экмос, 1998. – 248 с. 2. Аникин, А. В. Юность науки: Жизнь и идеи экономистов-мыслителей до Маркса / А. В. Аникин. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1985. – 367 с. 3. Аникин, А. В. Уильям Петти / А. В. Аникин, В. А. Аникин. – М.: Экономика, 1986. – 94 с. 4. Бартенев, С. А. Экономические теории и школы (история и современность): курс лекций / С. А. Бартенев. – М.: БЕК, 1996. – 352 с. 5. Бартенев, С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учеб.-метод. пособие / С. А. Бартенев. – М.: Юристъ, 2002. – 192 с. 6. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М.: Дело Лтд, 1994. 7. Гусейнов, Р. М. История экономических учений: учеб. / 8. История экономических учений (современный этап) / под ред. А. Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1999. 9. История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В. Автономова, 10. Историяэкономических учений: учеб. пособие / под ред. Л. С. Шаховской. – Волгоград: ВолгГТУ, 2002. – 264 с. 11. История экономических учений: учеб. / М. Н. Рындина, Е. Г. Василевский, 12. История экономических учений: метод. указания / сост.: Г. М. Ерёмин, 13. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. – М.: Гелиос АРВ, 1999. – 352 с. 14. Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров / Е. М. Майбурд. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2000. – 560 с. 15. Мальтус, Т. Опыт о законе народонаселения / Т. Мальтус // Антология экономической классики. – М.: МП, 1993. – Т. 2.
16. Маркс, К. Капитал / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 23. 17. Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. – Т. 1. – 26 с. – (Серия для научных библиотек «Экономическая мысль Запада»). 18. Милль, Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии: в 3 т. / Дж. С. Милль. – М.: Прогресс, 1980–1981. – Т. I. – С. 7–108. 19. Сурин, А. И.История экономики и экономических учений: учеб.-метод. пособие / А. И.Сурин. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 200 с. 20. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учеб. для вузов / Я. С. Ядгаров. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480 с. – (Высшее образование).
Учебное издание
ГРИШИНА Елена Алексеевна ИСТОРИЯ Редактор Т. В. Веденеева Компьютерная верстка Ф. Д. Фафурина Подписано в печать 05.12.11. Формат 60×841/16. Усл. печ. л. 7,79. Заказ № 700. Тираж 50.
Издательство ПГУ Пенза, Красная, 40, т.: 56-47-33 Тел./факс: (8412) 56-47-33; e-mail: iic@pnzgu.ru
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Е. А. Гришина ИСТОРИЯ Конспект лекций
ПЕНЗА 2011 [1] «Характеристические свойства» – это такие свойства, каждое из которых необходимо, но все вместе достаточны для характеристики объектов, принадлежащих понятию. [2] Парадигма – введенное философом Т. С. Куном понятие теории науки, обозначающее господствующую научную модель. На парадигмах строится система категорий и понятий данной теории. [3] Грюндерство – учреждение акционерных обществ, банков и страховых компаний. [4] Фейерабенд Пол Карл (1924–1994) – австрийский ученый, философ. [5] Л. Д. Троцкий (1879–1940) – деятель международного рабочего [6] Л. И. Абалкин (1930–2011) – российский экономист, академик РАН, директор Института экономики РАН в 1991–2005 гг.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.213.196 (0.075 с.) |