Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетическая концепция Л. Пиранделло
Л. Пиранделло дебютировал в тот период, когда в итальянской литературе развивалось две тенденции – веристская и так называемая «декаденская» (имеются в виду символизм, неоромантизм, футуризм, т.е. нереалистические направления. По сути, термин «декадентский» не является в данном случае адекватным). Веризм – направление, близкое к натурализму (от ит. «vero», соотносящегося с русскими «истинный, правдивый»). Виднейшие его представители – Л. Капуана и Дж. Верга. Веристы устанавливали тесную связь человека со средой, уделяли особое внимание физиологии. Для итальянской литературы это было явление важное, ибо веризм компенсировал неразвитость реалистических тенденций в ней. Символисты и неоромантики уводили современника в сферу идеала, прочь от действительности. Наиболее ярким представителем итальянского символизма был д'Аннунцио. На характерное для любого рубежа веков кризисное состояние духа накладывалось сугубо национальная атмосфера смятения. Отсутствие экономической и политической стабильности, резкие противоречия между устоявшимся патриархальным укладом (особенно в таких регионах, как Сицилия) и неизбежностью буржуазного развития создавали особые проблемы в этой стране. Итальянский кризис имел особый характер, нашедший адекватное выражение в фашизме. В литературе «душевный хаос» воплотился в культуре силы и разрушения (д'Аннунцио, футуристы). То, что в литературе являло собой крайнее выражение бунта против традиций, в политике обернулось тоталитарным режимом. Пиранделло с самого начала примкнул к веризму, заявив о своем неприятии всяких мистических тенденций (символизм д'Аннунцио был ему чужд). Войдя в круг веристов, Пиранделло не стал их подражателем. С самого начала он не был ничьим явным последователем. Он создавал свой художественный мир. Его философская концепция не являла собой нечто в высшей степени оригинальное – она выглядела несколько эклектичной, но в то же время и не была апологией какой–либо одной философской системы. Ближе всего Пиранделло подошел к А. Бергсону, но, очевидно, не под прямым влиянием его взглядов. Уже в раннем своем эссе 1893 г. «Искусство и сознание сегодня» Пиранделло отрицает всяческие абсолюты и заявляет о себе как о релятивисте. Он размежевывается с веристами, для которых огромное значение имела среда, отдельные факты действительности, детерминирующие судьбу человека. Мир, по мысли Пиранделло, необъясним, иррационален. Среда – это бесконечное множество случайностей. Бессознательный элемент играет в жизни человека более важную роль, чем сознание и логическое мышление. Искусство для Пиранделло – это «свободное движение жизни». Задача деятелей искусства – запечатлеть тысячи противоречивых голосов современного сознания, но не пытаться объяснить мир или, что еще хуже, заниматься пропагандой идей. Творчество по своей природе субъективно и спонтанно. Пиранделло, в частности, критиковал Ибсена за то, что он сам считал «пропагандой»: конкретно – за пьесу «Столпы общества»).
Центральной теоретической работой Пиранделло стало эссе «Юморизм» (1908). Здесь он изложил свою эстетическую программу, уточнил философскую концепцию. «Юморизм» – достаточно объемный опус, в первой части которого писатель обращается к истории понятия «юмор» в контексте европейской и, в частности, итальянской культуры. Вторая часть посвящена собственно авторскому представлению о роли юмора, вернее, «юморизма», в писательском творчестве. Пиранделло вновь настаивает на том, что произведение искусства создается «живым движением внутренней жизни», которое организует идеи и образы в гармоничную форму. Правда, здесь он говорит об определенной роли рефлексии, «координирующей отдельные элементы творческого процесса». Но рефлексия, по мнению Пиранделло, в художественном сознании есть лишь определенная форма чувствования. Юморизм – это восприятие противоположного. Основа юморизма – чувство контраста, которое направлено не на поиск истины (ибо объективной истины не существует), а на исследование противоречивой природы человека и бытия. Писатель уверен, что мы видим себя не такими, какие мы есть на самом деле. Примечательно, что название одной из ключевых драм Пиранделло – «Это так. (Если вам так кажется)». Основные тезисы автора эссе сводятся к следующим идеям. Мы живем иллюзиями. Наше знание о мире и о себе не имеет объективной ценности. В каждодневной жизни люди скрывают свои истинные намерения. Общество в целом строится на обмане. Симуляция силы, порядочности, чистоты, сострадания – это лишь формы социальной адаптации. Мы неосознанно поддаемся давлению чужих идей, суждений и не замечаем этого. Мы принимаем общественные догмы, нормы, избегая самоанализа, удовлетворяясь тщеславным стремлением казаться не тем, чем мы являемся.
Кроме того, настоящее наше «я» – лишь фрагмент нашей личности. Индивидуальная душа не есть нечто стабильное и цельное. Жизнь – постоянное пробуждение и забвение чувств и идей, вечное столкновение противоположностей. Жизнь – бесконечный поток, который мы стремимся зафиксировать в определенных формах. Мы существуем в этих неподвижных формах, в устоявшихся позициях, с привычными догмами. Но жизненный поток внутри нас живет, он может разрушить эти мертвые формы существования. В какие–то минуты мы прозреваем, открывая иную реальность, и тогда повседневная действительность начинает казаться нам бессмысленной. Пиранделло определяет застывшие зафиксированные формы нашего бытия словом «маска». Каково же место юморизма в этой концепции человеческого существования? Юморизм – та сила, которая разрушает иллюзии через вскрытие противоположного и стимулирует человека к прозрению, дает ему возможность понять, что он мал, и тем самым возвеличивает его. Юморизм – это «обнажение масок», открывающее не истину, а путь к ней, путь непростой, мучительный, но благотворный. Как мы видим, само понятие «юмор» обретает у Пиранделло нетрадиционный характер. Специфика юмора в том, что он не только открывает глубокое различие между иллюзией и реальностью, но и не уничтожает человека презрением, он сострадателен. Не насмешка или издевка над человеческими заблуждениями, а сочувствие и сострадание по отношению к людям – вот подлинное содержание юморизма. Луиджи Пиранделло, казалось бы, перекликается с Ибсеном и Шоу в стремлении освободить соотечественников от ложных догм, от общепринятых фикций, от «привидений» (вспомним слова Норы о маскарадном костюме в «Кукольном доме», а также процесс разоблачения «приличных» персонажей пьес Шоу). Но итальянского автора отличает глубинное убеждение в невозможности обнаружить окончательную истину, т.е. полностью «обнажиться», а также явный иррационализм. Для Пиранделло «маска» – явление более подвижное, чем для других авторов, употребляющих это понятие даже в ХХ веке (о маске комедии dell arte вообще говорить не приходится!). С «обнаженной маской» Пиранделло связывает процесс постижения того, что наше существование неистинно, но вместе с тем и того, что подлинная истина нам недоступна. Снимаются одни противоречия, но появляются другие – маска и уничтожается и остается. В определении жизни как вечного потока, в котором ничто не повторяется, в восприятии человеческой личности как множественного «я», в агностицизме Пиранделло смыкался с Прустом, Джойсом и другими модернистами, а в чем-то и предвосхищал их. Однако, забегая вперед, замечу, что к адекватному выражению своей философской концепции в творческих исканиях, т.е. к «потоку сознания» как к художественному приему, Пиранделло не пришел. Он найдет другие способы выражения своей мысли, которые порой будут не вполне соответствовать смыслу его произведений (это, в первую очередь касается его прозы). Во многих произведениях итальянца возникнет некоторое противоречие между новаторской их проблематикой и не совсем оторвавшейся от традиции формой, т.е. произойдет нечто похожее на процесс «обнажения маски» – форма будет стремиться к содержанию, но не всегда входить с ним в абсолютно гармоничные отношения.
В нелюбви Пиранделло к иллюзиям выразило себя, пожалуй, и болезненное разочарование художника во всякого рода абсолютах, в идеализме, в романтизме, столь характерных для итальянской культуры (начиная с Данте и Петрарки и кончая кризисным мироощущением символистов конца ХIХ–начала ХХ веков). Впрочем, и символистов уже не мог спасти от депрессивного состояния чудесный сон мечты. Это весьма точно выразил в своих стихах современник Пиранделло д'Аннунцио: «Чтобы утешиться в минуту скорби, тебя я создал из чистейшей сути, нетленный призрак, но в душевной смуте ты не утешишь глубочайшей скорби». Пиранделло практически во всех своих произведениях пытался излечить итальянцев от той болезни, о которой не без самоиронии писал в одном из своих стихотворений другой его соотечественник: «Унгаретти бедняга тебе достаточно иллюзии чтобы воспрянуть духом…». Неудивительно, что творческие эксперименты Луиджи Пиранделло начинались в контексте исканий веризма, стремившегося вернуться к национальной почве. Да и на протяжении почти всего творческого пути писатель в большинстве своих произведений будет обращаться к знакомой обстановке, к типично итальянским семейным ситуациям, что было ему совершенно необходимо как «иллюзия реальности», при вечном ощущении нестабильности жизни.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.118 (0.01 с.) |