Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие личности в дошкольном возрасте.
Возникают первые морально- этические инстанции, а на их основе моральная оценка, эмоциональное отношение к людям. Возникает произвольное поведение, а на этой основе новое отношение к себе, к своим возможностям Понятие личность по разному трактуется разными психологами. Л.И. Божович: личностью можно назвать только такого человека, который достиг определенного уровня психического развития, у которого уже сложились собственные взгляды на окружающее и определенный уровень самопонимания, а все психические процессы и свойства приобрели известную структуру. При таких высоких требованиях личностью может быть только вполне сложившейся и воспитанный человек. Но ведь не каждый даже взрослый человек обладает системой собственных взглядов, своими собственными убеждениями, высоким уровнем психического развития. На протяжении дошкольного возраста идет: Возникновение и развитие соподчинения мотивов. Усвоение этических норм. Развитие произвольного поведения Формирование личного сознания. Соподчинение мотивов развивается в двух направлениях: формирование самого механизма соподчинения мотивов усвоение ребенком новых, более высоких мотивов деятельности. По данным Н.М. Матюшиной уже младшие дошкольники от 3 до 5 лет легко справляются с выбором одного предмета из нескольких. Дети могут обосновать свой выбор. Для выяснения возможностей сдерживать свои непосредственные побуждения Н.М. Матюшина предлагает детям задачу, в которой непосредственные желания должны сдерживаться под влиянием различных ограничительных мотивов. (Ребенок должен был не смотреть на привлекательный предмет). Различные мотивы. Запрет взрослого Получение поощрения, награды. Наказание в виде исключения из игры 4.Собственное обещание ребенка. СМ. таблицу
Старшие гораздо легче сдерживают свои непосредственные побуждения, чем младшие. Вне контроля коллектива и взрослого половина старших детей не сдерживала своих непосредственных побуждений. На основании своих наблюдений Н. М. Матюшина приходит к заключению, что у детей 3-5 лет мотив поощрения и взыскания являются наиболее сильными.
У детей 5- 7 лет отмечается преобладание обдуманных действий над импульсивными. Большую роль играют мотивы рассудочного характера. Самообладание, подавление непосредственных желаний хотя и является еще трудным, но становится вполне возможным. В борьбе с другими побуждениями мотивы морального характера выступают отчетливо. Большую роль в старшем дошкольном возрасте начинают играть мотивы самолюбия, соперничества, соревнования. Исследования А.Н. Голубевой показывают, что младшие дети еще не могут руководствоваться в своей деятельности интересами коллектива, для них основное значение имеет личный выигрыш, у значительной части детей средней группы интересы коллектива уже выступают как побудительный мотив, у старших эти мотивы становятся еще более эффективными. Все дети действуют не ради личного интереса, а ради обеспечения успеха всей команде. У Голубевой есть данные о влиянии успеха и неуспеха на проявление настойчивости. У младших детей не оказывает влияния на преодоление трудностей и проявление настойчивости. В средней группе оценивают успех и неуспех своей деятельности и переживают их. Неуспех, поражение влияют на них отрицательно, не стимулируют продолжения деятельности, успех. Удача влияют положительно. У старших детей успех продолжает оставаться хорошим стимулом к преодолению трудностей, наряду с этим у части детей и неуспех оказывает стимулирующее действие. Новым в поведении детей старшего дошкольного возраста является сознание того, что отступление перед трудностями характеризует их с отрицательной стороны. Можно предположить, что это связано с появлением в этом возрасте самооценки, как мотива поведения. В зависимости от конкретных условий воспитания и отношений. Складывающихся у ребенка со взрослыми, на первый план могут выступать одни или другие мотивы. непосредственного интереса к содержанию деятельности 2. Мотивы общественного значения, 3. Мотивы самооценки. Вывод: в дошкольном возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мотивационной сферы ребенка. Возникают новые виды деятельности и новые мотивы, происходит интенсивное усвоение мотивов, характерных для отношений взрослых людей к деятельности и друг к другу, возникает соподчинение мотивов и непосредственных побуждений воздействовать на ситуацию, изменить ее так, чтобы удовлетворить свои потребности и желания.
Освоение первичных этических норм ребенком - дошкольником. Ребенок в дошкольном возрасте начинает усваивать первые этические оценки на основании которых происходит разделение детьми всех поступков на хорошие и плохие. (Возможность усвоения подметил В. Маяковский в стихотворении "Что такое хорошо и что такое плохо"). Первоначальная этическая оценка формируется в дошкольном возрасте при восприятии героев художественной литературы. Выделяют положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. Младшие дошкольники недостаточно осознают основания своего отношения к героям произведения, а просто оценивают как хороших или плохих, старшие аргументируют свои оценки, указывая на общественное значение того или иного поступка. Это связано с развитием у детей внутреннего сопереживания и содействия героям литературных произведений. У младших дошкольников нет расчленения общего эмоционального отношения и моральной оценки (он поступает хорошо, потому что он хороший). Иногда бывает не совпадение между оценкой поступка и эмоциональным отношением. (Хорошо поступил медведь? Плохо. Почему плохо? Потому что раздавил теремок. Тебе медведь нравится или нет? Нравится, я мишек люблю.) В 4-5 лет формируются моральные понятия "хорошо" и "плохо". Оценка опирается на проникновение во взаимоотношения сказочных героев, то есть рассматривается и в отношении на кого он направлен.
На формирование личности влияет: 1.Отношения с родителями. а. Непроизвольная компенсация своих переживаний (страх, одиночество, нервные срывы) в виде крика с физическими наказаниями, бесчисленными замечаниями, мнительность, чрезмерная принципиальность. б. Неосознанная проекция личностных проблем на детей (обвинения их в том, что присуще им самим – вредный характер, в отношениях нет доброты). 2. а. Непонимание личностного своеобразия развития детей. Пр. Считают их упрямыми, а это лишь сохранение собственного достоинства, или думают, что он не хочет, а он не может. б. Неприятие детей. Нежелание иметь детей вообще или «преждевременное его появление, а также несоответствие пола». в. Неприятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера. г. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. д. Негибкость родителей. е. Неравномерность отношений. ж. Непоследовательность в обращении с детьми. з. Несогласованность. Задачи развития: Половая идентификация. Начальное моральное развитие. Конкретные мыслительные операции. Групповые игры. Ресурсы развития: подходящая модель, объяснение набора правил, согласованность правил поведения, внутригрупповые отношения сверстников. Готовность к школе. Содержание психологической готовности не произвольно, а определяется той системой требований, которые предъявляет к ребенку школа.
Следует выделить составные компоненты готовности к школе: Интеллектуальная Эмоциональная Социальная Интеллектуальная сфера- дифференцированное восприятие, направленная концентрация внимания, аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способствовать воспроизводства образа), ослабление роли фантазии, логическое запоминание, интерес к новым знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность понимания символов, развитие тонких движений руки и зрительно двигательная координация. Интеллектуальная готовность к учению заключается не только и не столько в численном запасе представлений, навыков и умений, сколько, и это главное, в общем, уровне развития познавательной деятельности. Быть интеллектуально готовым к школьному обучению значит иметь дифферинцированное восприятие, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом и синтезом, умением делать самостоятельные выводы. Чтобы дети были готовы к школе в интеллектуальной сфере необходимо развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем. Эмоциональная сфера- достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости (меньше импульсивных реакций) и развитие учебной мотивации. Под социальной зрелостью- понимается потребность ребенка общаться с другими детьми и умение подчиняться интересам и обычаям детских групп, способность исполнять социальную роль школьника в ситуации школьного обучения. Навыки необходимые ребенку при поступлении в школу. Внимательно слушает воспитателя и первого раза выполняет все его указания. При вопросе и ответе поднимает руку. Выполняет задание до конца. Работает по плану, предложенному воспитателем. Начинает и заканчивает задание со всеми детьми. Не мешает товарищам. Работает самостоятельно. Доброжелательно относится к товарищам. Характеристика возраста. Возросшие познавательные возможности ребенка, активное стремление к приобретению знаний. Появление ориентации на социальные требования. Высокая сензитивность к воспитывающим факторам окружающей среды и педагогическим воздействиям. НО: Мышление носит образный, конкретный характер. Неустойчивы процессы возбуждения и торможения. Непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Внимание недлительно. Недостаточно социально- нравственного и познавательного опыта. Преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности. Стремление к игровой деятельности. Следовательно: "Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни"
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.162 (0.016 с.) |