Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование умственных действий. Ориентировочная основа действий
Сегодня мы начинаем рассмотрение общего учения о формировании психических функций. С того момента когда подвижность животных создает индивидуально не повторяющиеся ситуации, в которых невозможно успешное приспособление действия без его регуляции на основе образа, с этого времени и у животных, и тем более у человека каждое отдельное действие состоит из двух основных частей: из ориентировочной и исполнительной. Нам это важно заметить потому, что обычно, когда мы говорим о действии, то имеем в виду его исполнительную часть, без которой, конечно, вообще нет действия, а самое большее, что может быть без этого исполнения, — это только план действия, схема будущего. Так вот обычно мы имеем в виду только исполнительную часть и забываем о том, что само исполнение в решающей степени зависит от ориентировки субъекта в условиях этого действия, забываем об ориентировочной части. А между тем она является управляющей частью. Как вы потом увидите, решающие моменты в процессе образования отдельных действий в их конечном качестве, в успехе их применения, вообще в их роли для жизни индивида зависят от качества ориентировочной части действия. Именно ориентировочная часть, а вовсе не все действие представляет предмет психологии. Вот этим предметом, т. е ориентировочной частью каждого отдельного действия, мы сейчас и займемся. В ориентировочной части действия приходится различать очень много составляющих, так сказать, подчиненных систем, но прежде всего в ней различаются две большие системы — это мо-тивационная ее часть и собственно операционная. Операционная часть — это часть, в которой представлен состав действия. Мотива-ционную часть мы сейчас рассматривать не будем, хотя она имеет величайшее значение Мы ее не рассматриваем не потому, что она такого значения не имеет, а потому, что мы ее рассмотрим потом, отдельно, самостоятельно, а сейчас сосредоточимся на операцион- Ш Q] ной части ориентировки действия. В операционной части приходится различать, по крайней мере, четыре основных компонента. Первый компонент — это построение образа наличной ситуации, картины, положения вещей, среди которых предстоит действовать. Это не всегда обязательно целиком новая картина, но это картина, которая всегда нуждается в уточнении или, по крайней мере, в подтверждении, что это такая же.каротина, с которой вы встречались уже и прежде. Это каждый раз требует подтверждения, или дополнения, или даже построения заново. Значит, первый основной компонент — это построение или уточнение картины наличной ситуации.
Второй компонент операционной части ориентировки — это выяснение основного значения отдельных компонентов этой ситуации для актуальных интересов действующего субъекта. Речь идет именно об этом, потому что есть и другие значения этих частей: значения в качестве средства действия, вспомогательных условий действия и т. д. Но сейчас идет речь о выяснении того значения, которое имеют отдельные компоненты этой ситуации для основной, актуальной потребности субъекта. Алексей Николаевич Леонтьев любит это называть таким возвышенным термином, как личностный смысл. Конечно, по отношению к человеку это правильно, хотя и не всегда столь возвышенно. А в более общем виде речь идет именно о значении отдельных компонентов для индивидуальных потребностей субъекта. Третий компонент — это составление плана предстоящих действий. У животных плана нет, но у животных тоже идет речь о выделении пути к достижению намеченного (желаемого) объекта, или, наоборот, ухода от этого объекта, если он представляет что-то опасное или нежелательное. Последний, четвертый компонент очень сложный. Это — дальнейшая ориентация действия в процессе его выполнения Его нужно было бы назвать так, как обычно мы его называем: регуляцией действия в процессе его исполнения. В эту регуляцию входят две большие части, которые нужно разделять. Это собственно контроль за исполнением и затем наметка коррекции, т. е. исправления замеченных отклонений. Как вы можете легко себе представить, каждый из этих четырех больших компонентов ориентировочной части действия, в особенности последний компонент, может вырастать в большую самостоятельную специфическую деятельность. Например, построение
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.176.243 (0.004 с.) |