Структура мировой энергетики. Минерально-сырьевой рынок и мировая потребность в минерально-сырьевых ресурсах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура мировой энергетики. Минерально-сырьевой рынок и мировая потребность в минерально-сырьевых ресурсах



Одна из важнейших закономерностей развития мировой экономики в минувшем столетии - непре­рывный и быстрый рост производства и потребле­ния энергии, прежде всего за счет невозобновляе­мых энергоресурсов органического происхожде­ния-угля, нефти и газа (таблица 1). В начале XX в. доля потребления возобновляемых источников энергии, в основном энергии гидроэлектростан­ций, составила всего 0.4%, а 99.6% получались за счет невозобновляемых органических видов топ­лива. К середине и к концу столетия потребление возобновляемых источников энергии несколько выросло, но их доля в общем объеме потребле­ния оставалась незначительной: к 1950 г. она со­ставляла 3.4%, а в 2000 г. - 5.2% при соответству­ющем снижении доли органических видов топли­ва с 96.6 до 90.2%.

С пуском в 1954 г. в г. Обнинске под Москвой первой атомной электростанции в мире родилась новая отрасль энергетического производства -ядерная энергетика. Многие специалисты весьма оптимистично полагали, что уже к 2000 г. она бу­дет давать около 25% общей мировой выработки электроэнергии. Однако ожидания оказались преувеличенными: в 2000 г. этот показатель соста­вил около 17%. Темпы строительства атомных электростанций снизились под влиянием круп­ных аварий на АЭС, особенно на Чернобыльской (1986 г.). Доля АЭС в структуре потребления пер­вичных энергоресурсов упала с 4.9% в 1990 г. до 4.6% в 2000 г. Будущее атомной энергетики зави­сит от решения проблем их надежности и безо­пасности.

Мировое потребление первичных энергоре­сурсов (ПЭР) в XX в. изменялось следующим об­разом. За 1900-1940 гг. оно увеличилось в 3.5 ра­за, за 1940-1970 гг. - еще в 3.55 раза и за 1970-2000 гг. - в 1.8 раза. Если в первые 70 лет потреб­ление ПЭР росло в среднем на 3.2-3.55% в год, то в 1970-2000 гг. этот показатель снизился до 1.9%, аза 1995-2000 гг. -до 1.15%.

Структура мирового потребления ПЭР меня­лась в сторону роста доли высокоэффективных источников энергии - нефти и газа. Несмотря на значительный рост абсолютных объемов потреб­ления угля (с 661 млн. т в 1900 г. до 3670 млн. т в 2000 г.), доля его в структуре потребления за этот период упала с 94.4 до 29.6%. В перспективе вплоть до 2020 г. ожидается наращивание физи­ческих объемов потребления угля и увеличение его доли. Основными потребителями останутся электроэнергетика и металлургия.

Нефть вплоть до конца 60-х годов занимала 2-е место, однако в начале 70-х вышла вперед, от­теснив уголь. Особенно быстро ее потребление росло в 50-е и 60-е годы (в среднем на 7.3 и 8% в год соответственно). Однако в дальнейшем под воздействием нефтяных кризисов 70-х годов при­рост резко замедлился и в 1995-2000 гг. составлял всего 0.5%.

Доля нефти в структуре потребления ПЭР уве­личивалась вплоть до начала 80-х годов, когда до­стигла 43%. Однако затем она постепенно снижа­лась и в 2000 г. составила 34.1%. В перспективе до 2020 г. эта тенденция сохранится.

Наиболее быстрыми темпами в XX в. росло потребление газа. Так, в 1940-1970 гг. среднего­довые приросты превышали 8%. В последующие годы эти темпы снизились (в 1990-2000 гг. -2.5%), однако остаются выше соответствующих показателей по нефти и углю. Росла и его доля в структуре потребления. В 2000 г. она приблизи­лась к доле угля и составила 26.5%.

Нефтяная промышленность. Во второй поло­вине XIX в. основной продукт, получаемый из нефти, использовался только для освещения и иногда как топливо в домашних печах. Но уже в начале XX в. с приходом эры двигателей внутрен­него сгорания и автомобилей ее роль стала стре­мительно возрастать.

Первые двигатели внутреннего сгорания рабо­тали на бензине, выход которого из нефти при пе­регонке не превышал 25-40%. Львиная доля тяже­лых фракций, так называемого мазута, не находи­ла применения, и только часть его использовалась в виде смазочных масел. Положение изменилось после создания дизельного двигателя. Подготов­ка к Первой мировой войне, когда начались пер­вые опыты по переводу военно-морского флота с угля на нефть, определила особое ее значение как стратегического сырья.

После Первой мировой войны, в которой нефть сыграла огромную роль в обеспечении по­беды союзников над Германией, США, опасаясь скорого истощения своих запасов нефти, присту­пили к захвату нефтяных месторождений за пре­делами страны. Уже в 20-х годах американские нефтяные монополии имели концессию на поиск нефти в странах Ближнего и Среднего Востока, а через 10 лет их деятельность распространилась на Азию, Африку и Западную Европу.

Великобритания взяла курс на захват нефтя­ных ресурсов других стран еще задолго до начала Первой мировой войны. Компания "Шелл транс­порт" при финансовой поддержке Ротшильда на­чала добычу нефти в Египте, затем проникла в нефтяную промышленность Индии, Румынии, Венесуэлы, Колумбии и т.д. В 1907 г. она объеди­нилась с крупной голландской компанией "Ройял датч", образовав мощную нефтяную монополию "Ройял датч Шелл". Несколько позже "Англо-Персидская нефтяная компания" захватила в свои руки нефть, а затем богатейшие нефтяные ресур­сы арабских стран.

После поражения Германии и перехода 25% ее акций в "Ирак петролеум" к французам фактичес­ки сформировался нефтяной картель "семь сес­тер", куда вошли ведущие американские нефтя­ные корпорации "Стандард ойл", "Мобил", "Стандарт ойл оф Калифорния", "Тексако", "Галф", английская "Бритиш петролеум", англо-голланд­ская "Ройял датч Шелл". Впоследствии к ним при­мкнула французская нефтяная компания "Компани франсез де петроль". Картель монополизиро­вал разведку и добычу нефти в ведущих нефтяных регионах мира по так называемому соглашению о "красной черте". По договоренности США, Вели­кобритании и Франции оно определило террито­рии, где не допускались операции нефтяных ком­паний других стран. Помимо разведки и добычи картель контролировал транспортировку, перера­ботку, хранение и сбыт нефти и нефтепродуктов.

Фактически пользуясь в нефтедобывающих странах статусом "государства в государстве", мо­нополии откровенно игнорировали их националь­ный суверенитет над природными ресурсами и экономической деятельностью. Такое положе­ние сохранялось десятилетиями. Первую победу в борьбе за право распоряжаться своими природ­ными ресурсами нефтедобывающие страны одержали в 1960 г. Тогда была создана Организа­ция стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Объеди­нившись, нефтедобывающие страны получили возможность выступать против нефтяных монополий единым фронтом и концентрировать свои усилия на наиболее важных направлениях.

 

Таблица 1. Структура мирового потребления первичных источников энергии, млн. т у.т./%

Год Всего В том числе
    уголь нефть газ ГЭС АЭС
      26.0      
    94.4 3.8 1.4 0.4  
             
    86.6 9.4 2.0 2.0  
        ИЗ    
    74.6 17.9 4.6 2.9  
             
    60.5 26.5 9.6 3.4  
             
    51.0 31.4   4.0 0.1
             
    34.4 41.7 19.4 4.2 0.3
             
  100.0 29.5 43.0 20.6 5.0 1.9
             
  100.0 28.9 36.8 24.0 5.4 4.9
             
  100.0 29.9 35.1 24.8 5.4 4.8
             
  100.0 29.6 34.1 26.5 5.2 4.6

Оценка.

Источники: Лисичкин С.М. Энергетические ресурсы и нефтегазовая промышленность мира. М., 1974; World Energy Supplies, 1950-1974. UN, N. Y., 1976; 1981 Yearbook of World Energy Statistics. UN, N. Y., 1983; 1993 Energy Statistics Yearbook. UN, N. Y., 1995; 1995 Energy Statistics Yearbook. UN, N. Y., 1997.

В 1963 г. страны ОПЕК приняли "Декларацию о нефтяной политике стран - участниц Организа­ции", в которой были провозглашены следующие цели:

- правительства стран ОПЕК должны стре­миться к самостоятельной разработке запасов нефти и газа на своей территории;

- правительства должны иметь право на учас­тие в совместных предприятиях с иностранными компаниями;

- справочные цены на нефть должны устанав­ливаться самими правительствами нефтедобыва­ющих стран и регулярно пересматриваться в за­висимости от колебаний курса валют нефтеимпортирующих стран.

В результате длительных переговоров с неф­тяными компаниями ОПЕК в начале 1971 г. впер­вые удалось повысить цену эталонной аравий­ской нефти с 1.80 долл. до 2.18 долл. за баррель и оговорить дополнительные доплаты за качество нефти в зависимости от ее плотности, а также премии за близость к рынкам сбыта, в первую очередь для месторождений, расположенных в Северной Африке. Однако, когда в 1973 г. начал­ся резкий рост цен на нефть на свободных рын­ках, справочные цены вновь оказались ниже.

Поскольку нефтяные компании не соглаша­лись повысить справочные цены на 70%, ОПЕК пошла на этот шаг в одностороннем порядке. Произошло это в октябре 1973 г., в разгар арабо-израильской войны. Вслед за этим на конферен­ции десяти арабских стран ОПЕК (ОАПЕК) бы­ла достигнута договоренность о применении так называемого "нефтяного оружия". Речь шла о со­кращении добычи нефти на 5% с последующим сокращением еще по 5% в каждый последующий месяц до тех пор, пока территории, оккупирован­ные Израилем в 1967 г., не будут возвращены за­конным владельцам и не будут восстановлены права палестинского народа. Ирак, Алжир и Ли­вия потребовали немедленной национализации американских нефтяных компаний и полного прекращения поставок нефти США и Голландии, которые активно поддерживали Израиль.

Ирак национализировал имущество американ­ских и голландских компаний и объявил эмбарго на поставки нефти в США и Голландию. К нефтя­ному бойкоту присоединились все арабские стра­ны. "Нефтяная война" обострила энергетическую ситуацию в импортирующих странах, вызвав серь­езную нехватку жидкого топлива и положила на­чало резкому повышению мировых цен на нефть.

Непосредственным результатом "нефтяной войны" явилась существенная утрата прямого контроля со стороны нефтяных монополий как над производством и распределением нефти, так и над системой ценообразования. В странах Ближнего Востока и Северной Африки была за­вершена национализация иностранных нефтяных компаний и практически уничтожена концесси­онная форма отношений. С Ближнего Востока процесс национализации перекинулся в Индоне­зию, Венесуэлу, Эквадор, Габон и др.

Завершение национализации иностранных неф­тяных концессий позволило странам ОПЕК реали­зовывать большую часть экспортируемой нефти по так называемым официальным продажным ценам. Начиная с 1978 г. на полугодичных конференциях министров нефти стран ОПЕК, созываемых в Вене, происходит их традиционный пересмотр.

В начале 80-х годов уровень мировых цен неф­ти стал испытывать влияние ответных мер стран-импортеров, направленных прежде всего на сни­жениеэнергоемкости и особенно нефтеемкости ВВП. Эти меры включали прежде всего прямую экономию энергии во всех отраслях экономики, включая жилищно-коммунальный сектор, посте­пенное ограничение развития энергоемких отрас­лей и технологических процессов и перевод их в развивающиеся страны. Особое внимание уделя­лось развитию энергоэкономных технологичес­ких процессов и высоких технологий. Усилилась поддержка работ, направленных на повышение в энергобалансах доли возобновляемых и нетради­ционных источников.

Снижение энергоемкости и нефтеемкости ВВП за 1970-2000 гг. можно проследить на при­мере развития экономики США (см. таблицу 2). Уже за 1970-1980 гг. энерго- и нефтеемкость ВВП США снизились соответственно на 17 и 12%, а в 1980-1990 гг. - еще на 19.5 и 25.9%.

До конца 90-х годов на мировых рынках нефти сохранялся довольно устойчивый баланс между спросом и предложением, что способствовало поддержанию цен на нефть на уровне 17-20 долл. за баррель (лишь в 1986 г. произошло кратковре­менное падение цены до 10 долл.).

Более катастрофическое падение цен случи­лось в начале 1998 г., после повышения странами ОПЕК квоты добычи нефти на 123 млн. т в годо­вом исчислении, или на 2.5 млн. барр. / сутки. Предполагалось, что на мировом рынке произой­дет лишь небольшое падение цен без значитель­ного нарушения баланса между спросом и предложением, а весь дополнительный объем нефти найдет сбыт в странах с быстро развивающейся экономикой и в первую очередь в странах АТР.

Однако эти расчеты не оправдались. Охватив­ший ряд быстро развивающихся стран АТР фи­нансовый кризис 1997-1998 гг. привел к резкому спаду экономики, что сказалось на замедлении мирового спроса на нефть. Предложение превы­сило спрос примерно на 125 млн. т, в то время как для дестабилизации рынка достаточно превыше­ния предложения на 30-40 млн. т в годовом исчис­лении. Поступление на рынок таких больших объемов нефти привело к резкому снижению цен, и они достигли самого низкого уровня, имев­шего место в 1986 г.

Перелом наметился в марте 1999 г., когда страны ОПЕК решили сократить добычу нефти. Их поддержали и страны - экспортеры нефти, не входящие в ОПЕК - Россия, Мексика, Норвегия, Оман. К декабрю 1999 г. мировые цены на нефть уже находились на уровне 23-25 долл. / барр., а в I кв. 2000 г. - 32-35 долл.

В течение 1999 г. странам ОПЕК удалось при­держать поступление излишних объемов нефти на рынок и одновременно заставить импортирую­щие страны откачать из своих коммерческих за­пасов максимально возможный объем нефти. Объем запасов в странах-импортерах снизился на 70 млн. т.

Поставка нефти на рынок обеспечивается за счет добычи и откачки из коммерческих запасов. Запасы обычно пополняются весной и летом, когда цены на нефть снижаются, а осенью и зи­мой идет откачка из коммерческих запасов, что позволяет нефтеимпортирующим странам и в этот период поддерживать цены на нефть на бо­лее низком уровне.

Чтобы лишить нефтеимпортирующие страны этого рычага регулирования цен, страны ОПЕК на конференции в марте 1999 г. одобрили новый механизм, способствующий удержанию цены корзины нефтей ОПЕК в пределах 22-28 долл./ барр. Если цена превышает 28 долл. в течение

20 дней подряд, ОПЕК принимает решение повы­сить добычу нефти на 500 тыс. барр./ сутки (на 25 млн. т в годовом исчислении) и распределяет ее пропорционально между своими членами. В случае же падения цены корзины нефтей ниже 22 долл./ барр. (в течение 20 дней подряд) добыча сокращается также на 500 тыс. барр./ сутки. Если после таких поправок к квоте добычи цена не ста­билизируется в ценовом коридоре 22-28 долл., через 20 дней вводится новая поправка к квоте в объеме 500 тыс. барр./ сутки и т.д.

Новый механизм регулирования цен позволя­ет успешно решить по крайней мере две задачи:

- снижается объем коммерческих запасов, ибо при более высокой цене на нефть это не так вы­ годно;

- страны ОПЕК превращаются в "замыкаю­щих производителей нефти", которые по взаим­ному согласованию (в зависимости от конъюнк­туры рынка) повышают или снижают уровень до­бычи нефти.

Несмотря на сильнейшее давление нефтеимпортирующих стран и прежде всего США как са­мого крупного импортера, ОПЕК в 2000 г. удалось удержать цены в пределах принятого коридора. Поскольку в странах ОПЕК сосредоточено более 79% мировых запасов нефти и зависимость им­портеров от поставок из этих стран будет усили­ваться, новый механизм регулирования позволит и в ближайшей перспективе удержать мировые цены на нефть в пределах существующего цено­вого коридора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.168.255 (0.026 с.)