Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы мировоззрения, его историч. формы.Стр 1 из 14Следующая ⇒
Ф.каксоциокультур. феномен. Ф.-гр. «Любовь к мудрости». Термин возник. в 7в. до н. э, автор- Гераклит/Пифагор. Платон «Ф.-познание сущего, вечного, непреходящего». Аристотель «Ф.-исследование причин и принципов всех вещей». Маркс «Ф.-живая душа культуры». Франк «Ф.-сверхнаука о мире». В учебном плане Ф. - сис-ма знаний о фундаментальных принципах и основах бытия ч-ка и общ-ва, природы и культуры, духовности. Современное философское знание предстает сложной дифференцированной системой различных научных дисциплин. Среди них - история философии, этика, эстетика, логика, культурология, социология, религиоведение, Ф.социального действия и др. Каждая из них исходит из совокупности более общих воззрений на мир, их содержание и образует предмет Ф. В условиях нарастания в 21-м в. сложнейших эконом., эколог., полит., межнац. проблем становится особенно важным человеческое измерение любой соц. деят-ти, её гуманистической ориентации, что и порождает целый комплекс мировоззренческих проблем. В размышлении над ними приходиться обращаться к Ф. Философия – огромный пласт человеческого знания и духовной деят-ти. Философия насчитывает более 25 веков своего существования. Она зародилась на заре человеческой цивилизации как рез-т интеллектуальных запросов своего времени и невозможность их выразить в мифологических формах. Она возникает почти одновременно сразу в трех географических точках: на Западе – в Древней Греции и Древнем Риме (VII-VI вв. до н.э.); на Востоке – в Древней Индии и Китае (XIX-VI вв. до н.э.); на аравийском полуострове и в Древнем Египте, Вавилоне. В западной философии ее первый этап получил название античной философии (период с VII-VI вв. до н.э. по V в. н.э.). Ф. является 1)мировоззрением 2)методом 3)рефлексивной системой 4) открытой и творч. системой. 1)предст. собой сис-му взглядов на мир и место в нем ч-ка. Мир-е - интегральное образование общ-ного и индивид.сознания, в кот. выражается отнош-е к общ-ву и гос-ву, част. жизни. По стр-ре мир-е содержит компоненты: - познават. (знания); - ценностно-нормативный (представл. о смысле жизни); - эмоц. - волевой (убеждения); - практический (поступки). 2)Ф. как метод означает наиб.эффектив. способ получения знаний, построения теорий, сис-матизации инф-ции. Фил.методология имеет всеобщий хар-р, в особенности это ясно по разв-ю диалектики (всеобщий метод Ф.), а также метафизики, синергетики, герменевтики, феноменологии, стр-рализма.
3)Ф. предст. собой рефлексивнуюсис-му, т.к. в ней выражено самосознание культуры. Ф. выступает в кач-векритич. мышления, формулир. вечные?ы, имеет индивидуализиров. форму бытия, подобна вопрошанию, удивлению, сомнению. рефлексия – это способ критического осмысления существующих мировоззренческих позиций, попыток их подтверждения или конструктивного преодоления. 4)В Ф. обозначены 3 парадигмы: -классич.: системная, логич., строгая, обоснов. -неклассич.: связ. с попытками уяснения понимания, мировоззрения экзистенциальных планов жизни и смерти, свободы и одиночества, любви и самовыражения. -постнеклассич.: сообщ. о нелинейном, непредсказуемом, неоднозначном бытии и текстах, в кот.эта фрагментарность отражается.
Аналитическая философия. Отличительной особенностью аналитической стратегии стал отказ от субстанциализма классической философии. Философская рефлексия была заявлена как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а следовательно и мира. Центральной темой исследования была избрана проблема языкового значения, к концу XX века дополненная проблемами понимания, смысла, межличностной коммуникации, анализируемыми в разных аспектах. Анал.фил-я—наследует традиции изучения оснований знания как вего чувств. Эмпирической форме так и в его рациональной форме.(эдвардмур, рассел. Фреге.Гоббс, локк.) Логический анализ- главная цель прояснение всего смутного, невнятного, разгранич.значим.и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз. Выделяют 2 направления-фил.логического анализа- фил.илогика.занимались сторонники…..фил.лингв.анализа-сих точки зрения фил.укоренена в механизмах естественного языка. Достижение анал.фил-ии: Осмысление тесной связи чел.опята с печевой коммуникацией…новое понимание на этой основе специфики фил.ю мысли и фил.проблемм…
17)Феномелогия и фил-я экзистенциализма - Феноменология (Фн) (Эдмунд Гуссерль). Осн-ые объекты исслед-я: научные знания и познания. Ф – наука о науке. Особое внимание – истине. Признаки истинного знания: очевидность, достоверность, всеобщность, общезначимость, обязат-ть. Он устраняет знак тождества м/д истинным и познанным. Значит-ю часть положений мы «переживаем» как обязательные, не познавая их и даже не имея возможности это сделать. Истина - это осознание обязательности какого-либо положения или знания, а не осознание его содерж-я. Отказ от идеи тождества мира и знания о нём. Истина не познаётся. Если истина не определяется соответствием содержания знания внеш. миру, то внеш. мир не может явл-ся основанием истинного знания, предпосылкой науки. Основанием истины остаётся искать только в самом сознании, в кот-ом нужно изучать не объекты, а то, каким образом эти объекты познаются субъектом. Сознание становится очевидной «первоосновой» науки. Сознание – непрерывный поток, поэтому исследование его «извне» путём «выхода» за его пределы и использование «доказывающих» методов не является продуктивным.Осн-ой метод обнаружения сущности и стр-ры сознания является метод непосредственного погружения в его поток, использование «прямой» интуиции, интелл-ой интроспекции, непосредственное усматривание сущности. Он не оспаривает существ-е реального мира, а просто «заключает его в скобки», т.е. воздерживается от суждений, имеющих отнош-е к реальности этого мира. Сознание не субстанционально, не замкнуто в себе, оно субстанционально (св-во всех актов сознания, осознающее направленность сознания на предмет). Направленность на мир, объект – отличит.особ-ть сознания. Предмет находится не в сознании, а в «напротив» сознания. Это не реальный, объективный предмет, это воспринятое, взятое на веру, предложенное самим сознанием. Все акты сознания получают предметное содерж-е, а сознание задаёт смысл и значение самого объекта. Предлагает идею трансцендентной интерсубъективности – субъект может «выйти» за пределы своего сознания с помощью метода аналогии, а также через воспоминания самого себя обнаружить другое «Я». Феномен – первичные смыслы предметов, представленные в «чистом сознании». Феномены – это не явления чего – то внешнего в сознании, это данности сознания, через которые демонстрирует себя как реальность, так и смысловое содерж-е. Сам феномен включает в себя: 1. языковую оболочку; 2. различные переживания; 3. предмет, мыслимый в сознании; 4. смысл. Феномен – смысловая конструкция. Активность сознания – это смыслообразующаядеят-ть, рез-том которой является «жизненный мир» (мир в его значении для чел-ка). Причина кризиса Европейской науки: она отошла от жизнен.мира, его целостности, превратила его в сумму фактов.
Экзистенциализм появился в начале ХХ века. Эта философия исходила из того, что познание является лишь одним из проявлений человеческого существования и основано в нем. Центральное понятие рассматриваемой философской традиции «экзистенция» (позднелат. existentia - существование) характеризует собственный опыт человека, в котором фундаментальные возможности его бытия осуществляются или упускаются; акцентирует внимание на реализующейся в человеческих поступках возможности быть самим собой. Структура экзистенции описывается через ряд модусов человеческого существования: свобода (как возможность выбора); страх (как чувство, обусловленное конечностью бытия человека и осознанием человеком временности, бренности существования); любовь (как забота, как отношение к Другому, разрушающее замкнутость индивидуального мира и отчужденность от человека); коммуникация (как механизм отношений в системе «я – Другой»).
Философия экзистенциализма оформилась в 20-е гг. XX в. и получила развитие вначале в Германии (ранний М. Хайдеггер и К. Ясперс), а затем во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти) и других странах Запада. Представленное рядом выдающихся философов, плодотворно работавших также и в области литературы, отличавшихся друг от друга как по содержанию развиваемых концепций, так и по стилю их воплощения, это течение оказало огромное влияние на философскую мысль и художественную культуру XX.
ЗАКОН ОТРИЦАНИ ОТРЦАНИЯ Материя не уничтож.и не сохраняется а вечно меняет свои формы…показывает связь прошлого с настоящим и наоборот. Параметры чел.сущности определены греч.фил. Чел-разумность. Социальность. Основы мировоззрения, его историч. формы. Миров-е - целостная сис-ма взглядов на объективный мир и место в нем чел-ка, на отношение чел-ка к окруж. его действит-ти и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизнен.позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деят-ти, ценностные ориентации и поступки. Филос-я – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, филос-я и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "филос-я". Филос-я – лишь 1 из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения. Филос-я выступает как вершина (квинтэссенция) мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в сис-му, теоретизирует его. Филос-я выполняет и роль фундамента мировоззрения. По хар-ру формирования и способу функционирования можно выделить след.ур-ни мировоззрения: Обыденно-практический. К нему относится житейскаяфилос-я. Она формир-ся под влиянием обыденной практики и жизни чел-ка, основывается преимущественно на личном опыте, на семейном воспитании. Житейскаяфилос-я неоднородна и необщезначима, как неоднородны ее носители. На формирование этого ур-ня оказывают влияние разные факторы: нац. принадлежность чел-ка, его религиозные установки, его профес-я деят-ть, обычаи и традиции, ур-нь личностного развития и другие. Научно-теоретический ур-нь. Житейско-практическое мировоззрение может дополняться и, как правило, дополняется теоретич. ур-нем и теоретическойфилос-ей. Теоретич. ур-нь отличается большей системностью, определ. направленностью. Такое мировоззрение уже может претендовать на теоретич. обоснованность и относительную истинность. В философской литературе выделяются 4 крупные историч. формы или типы мировоззрения: Мифологическое; Религиозное; Научное; Философское. Мифология выступает синонимом дух.культуры, в кот. тождественны мир, ч-к и бог, слова и вещи, в кот. работают образы, всё представляется антропоморфным, космогоническим, социоморфным. 1-й историч. формой мировоззрения была мифология. Ее основу составляет собрание мифов. Миф в переводе с греч.означает "сказание, предание, рассказ", но мифология – это не просто представления о богах, а, прежде всего, это способ понимания природы, общ-ва и чел-ка, особенно на ранних этапах человеч-й истории. Мифология представляет собой творческий способ миропонимания, основанный на включенности природы и сил природы в человеческий жизненный порядок.
Мифологич. мировоззрение основывалось на нераздельности чел-ка и природы, было синкретическим. Мифологич. сознание воспринимает события как непреложный факт, причины которых скрыты, но они и не ищутся; Мифологическое сознание отражает мир не в сис-ме понятий, а в образно-символич. форме. Религия как мировоззрение. Религия- феномен дух. культуры, основ. на интуитив. вере в бога, на идеях спасения и откровения (общения). Монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) ставит чел-ка по отношению к миру, к Богу, как к отделенным от него реалиям бытия – бытия не земного, а высшего, небесного, устанавливающего всю мировую иерархию, в которой чел-к занял подчиненное, вторичное после Бога (тварное), место. Бог и чел-к в монотеизме начинают противопоставляться друг другу как разные сферы бытия. Этот дуализм бытия выражал дисгармонию чел-ка с окруж. его действит-ю. Данное представление поставило чел-ка перед дилеммой: как преодолеть этот разрыв? В рез-те формируется новое мировоззрение – сис-ма единых внутри каждой религии догм. Сис-ма догм уже готова и непреложна, она не требует от чел-ка сомнений в ее правильности и не требует выработки собственных представлений о ценностях. От чел-ка здесь ожидается только одно – безусловная вера и в сами предписания (догмы и заповеди), и в того, от чьего имени они транслируются в мир, к людям. Наука-феномен дух.культуры, базированный на объективной истине, проверенный практикой. В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление чел-ка о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте. Ф. – это не безусловная вера, а размышление, это не точка, не догматическое установление, а всегда?. Основой философского размышления является критич-е осмысление уже сложившихся представлений о мире. Фил.мировоззрение, в отличие от мифологич. и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук. Мифологическое и религиозное миров-е – это групповое, коллективное сознание. Ф. же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления. Каждая фил.концепция сугубо индивидуальна. Ф. всегда ориентирует чел-ка на самостоятельный анализ тех или иных проблем. Всякое миров-е вкл. в себя идеологию(обоснование и защита взглядов опр. групп и личностей. Всегда связана с феноменами власти и гос-ва, политики, нац. ицивилизацион. самоопределения). Приоритеты идеологии РБ: интересы нац. безопасности и суверенитета, разв-е соц. начал бытия, гражданственность, консолидация всех слоев гос-ва.
Ф.каксоциокультур. феномен. Ф.-гр. «Любовь к мудрости». Термин возник. в 7в. до н. э, автор- Гераклит/Пифагор. Платон «Ф.-познание сущего, вечного, непреходящего». Аристотель «Ф.-исследование причин и принципов всех вещей». Маркс «Ф.-живая душа культуры». Франк «Ф.-сверхнаука о мире». В учебном плане Ф. - сис-ма знаний о фундаментальных принципах и основах бытия ч-ка и общ-ва, природы и культуры, духовности. Современное философское знание предстает сложной дифференцированной системой различных научных дисциплин. Среди них - история философии, этика, эстетика, логика, культурология, социология, религиоведение, Ф.социального действия и др. Каждая из них исходит из совокупности более общих воззрений на мир, их содержание и образует предмет Ф. В условиях нарастания в 21-м в. сложнейших эконом., эколог., полит., межнац. проблем становится особенно важным человеческое измерение любой соц. деят-ти, её гуманистической ориентации, что и порождает целый комплекс мировоззренческих проблем. В размышлении над ними приходиться обращаться к Ф. Философия – огромный пласт человеческого знания и духовной деят-ти. Философия насчитывает более 25 веков своего существования. Она зародилась на заре человеческой цивилизации как рез-т интеллектуальных запросов своего времени и невозможность их выразить в мифологических формах. Она возникает почти одновременно сразу в трех географических точках: на Западе – в Древней Греции и Древнем Риме (VII-VI вв. до н.э.); на Востоке – в Древней Индии и Китае (XIX-VI вв. до н.э.); на аравийском полуострове и в Древнем Египте, Вавилоне. В западной философии ее первый этап получил название античной философии (период с VII-VI вв. до н.э. по V в. н.э.). Ф. является 1)мировоззрением 2)методом 3)рефлексивной системой 4) открытой и творч. системой. 1)предст. собой сис-му взглядов на мир и место в нем ч-ка. Мир-е - интегральное образование общ-ного и индивид.сознания, в кот. выражается отнош-е к общ-ву и гос-ву, част. жизни. По стр-ре мир-е содержит компоненты: - познават. (знания); - ценностно-нормативный (представл. о смысле жизни); - эмоц. - волевой (убеждения); - практический (поступки). 2)Ф. как метод означает наиб.эффектив. способ получения знаний, построения теорий, сис-матизации инф-ции. Фил.методология имеет всеобщий хар-р, в особенности это ясно по разв-ю диалектики (всеобщий метод Ф.), а также метафизики, синергетики, герменевтики, феноменологии, стр-рализма. 3)Ф. предст. собой рефлексивнуюсис-му, т.к. в ней выражено самосознание культуры. Ф. выступает в кач-векритич. мышления, формулир. вечные?ы, имеет индивидуализиров. форму бытия, подобна вопрошанию, удивлению, сомнению. рефлексия – это способ критического осмысления существующих мировоззренческих позиций, попыток их подтверждения или конструктивного преодоления. 4)В Ф. обозначены 3 парадигмы: -классич.: системная, логич., строгая, обоснов. -неклассич.: связ. с попытками уяснения понимания, мировоззрения экзистенциальных планов жизни и смерти, свободы и одиночества, любви и самовыражения. -постнеклассич.: сообщ. о нелинейном, непредсказуемом, неоднозначном бытии и текстах, в кот.эта фрагментарность отражается.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.253.239 (0.03 с.) |