Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепции налогообложения И.Т. Посошкова и В.Н. Татищева ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В эпоху Петра I начинает формироваться система представлений о целях и принципах взимания налогов, что находит свое отражение в работе русского экономиста и публициста, идеолога купечества И.Т. Посошкова2 «Книга о скудости и богатстве» (1724, изд. 1842). В ней были изложены его экономические взгляды и содержался проект реформ, направленных на улучшение экономического и политического устройства России. Эта книга была написана автором для Петра I, однако в августе 1725 г. Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где через полгода умер, и его произведение вышло в свет только в 1842 г. Являясь сторонником реформ Петра I, Посошков выступал за развитие промышленности и торговли, предлагая усилить исследование месторождений полезных ископаемых. Анализируя современную налоговую систему, автор отмечал тяжесть для населения бремени подушной подати, соляного налога и питейных сборов, резко осуждал многочисленность налогов и парафискальных платежей, соляную монополию, приводившую к повышению цен на соль. И.Т. Посошков критиковал инициаторов установления дополнительных новых видов податей и сборов (поземельные, подушные, хомутные, с судов, посаженные, мостовые, пчельные, банные, кожные и др.) на том основании, что от этих нововведений «люди приходят во оскудение»3. Главную причину «скудости» страны Посошков видел в отсталости хозяйства, которую объяснял прежде всего жестокой эксплуатацией крестьянства. Посошков предлагал царю взять под свою защиту крестьян, оградив их от помещичьего произвола, и издать указ, обязы- 1 Булапже М. Пороки подушной подати // Налоговый вестник. 1998. № 3. С. 146. 2 Посошков Иван Тихонович (1652—1726) родился в семье ремесленника, занимался различными ремеслами, затем стал купцом, в конце жизни приобрел имение с крепостными, где завел винокуренный завод. Предпринимательскую деятельность сочетал с литературными занятиями. Будучи самоучкой, обладал недюжинными способностями, выдвинулся в ряд виднейших представителей мировой экономической науки своего времени. Автор ряда проектов и обширных полемических сочинений. 3 См.: Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М.: Соцэкгиз, 1937. С. 285—286.56 Глава 2. Налоги в Российской империи в XVIII в.
вающий следить, чтобы принадлежащие помещикам крестьяне были постоянно заняты трудом и не пребывали в праздности. Другой причиной «скудости» Посошков считал недостаточное развитие промышленности. Заботясь об укреплении экономической мощи страны, он советовал царю содействовать развитию отечественной промышленности, рекомендовал строить промышленные предприятия за счет государства и частных лиц, привлекая также купечество. К причинам «скудости» Посошков относил также неудовлетворительное состояние торговли (ее низкую культуру, слабость протекционизма и т.п.) и финансов. Признавая пользу конкуренции, он в то же время стоял за строгую регламентацию внутренней и внешней торговли и отстаивал ее сословный характер. Посошков доказывал необходимость достижения положительного сальдо во внешнеторговом балансе, выступая за более равномерное распределение налогового бремени, предлагал налоги взимать со всех, кроме духовенства, с учетом имущественного положения налогоплательщика1. Особое внимание Посошков уделял организационным мероприятиям и их эффективности. Он прозорливо отмечал, что многие прогрессивные нововведения Петра I, осуществленные насильственным образом и не опирающиеся на общественную поддержку, обречены на неудачу в будущем. Посошков писал: «Во всем виноваты приближенные правителя: неправыми докладами вытянут у царя слово из уст да и делают, что хотят, мирволя своим. Куда ни посмотришь, нет у государя прямых радетелей; все судьи криво едут; кому было служить, тех отставляют, а кто не может служить, тех заставляют. Трудится великий монарх, да ничего не успевает; пособников у него мало; он на гору сам-десять тянет, а под гору миллионы тянут: как же его дело споро будет? Не изменяя старых порядков, сколько ни бейся, придется дело бросить»2. Значительный интерес представляют взгляды историка и видного государственного деятеля первой половины XVIII в. В.Н. Татищева3 на существовавшую налоговую систему и налоговую политику Российской империи. Относясь к сбору налогов как к государственной необходимости, Татищев считал, что размер налогов должен быть не
1 См.: Экономическая Энциклопедия. Политическая экономия / Гл. ред. A.M. Румянцев. М: Советская Энциклопедия, 1979. Т. 3. С. 303. 2 Ключевский В.О. Курс русской истории. М.: Мысль, 1989. Т. 4. С. 71—72. 3 Татищев Василий Никитич (1686—1750) принадлежал к старейшему дворянскому роду. В 1720—1722 гг. и 1734—1737 гг. управлял казенными заводами на Урале. В 1741—1745 гг. — астраханский губернатор. Труды по этнографии, истории, географии, «История Российская с самых древнейших времен».2.3. Концепции налогообложения И.Т. Посошкова и В.Н. Татищева 57 произвольным, а экономически обоснованным. Он был сторонником равномерного распределения налогового бремени среди податного населения, указывая: «В расположении дани есть главное разсмотрение, чтоб оное было сносное и всем подданным уравнительное, на потребные расходы достаточное...»1 Будучи астраханским губернатором, Татищев указывал на многочисленные случаи взимания незаконных поборов и неправильное определение податных обязанностей. В начале 1745 г. он писал: «Я многое здесь вижу в тягость и неправильно положенные сборы, яко орешный, свешной, извозной, водовозной, дворянской, все без указов губернаторов в тягость и разорение прежними губернаторами введены; противно тому, подлежащие в казну доходы беспорядками весьма упущены»2. Татищев первым из русских экономистов сформулировал требование о более совершенной организации государственных финансов и высказал мысль о необходимости учитывать в фискальной политике изменения в экономическом положении налогоплательщиков. Он был сторонником повышения размеров подушной подати и распространения ее на женское население (предлагал установить подушную подать для мужчин в размере 4 руб., для женщин — 2 руб., что, по его расчетам, должно было дать поступления от крестьянского двора в среднем в размере до 20 руб.). Являясь сторонником перевода экономических отношений от натуральных к денежным, Татищев рекомендовал помещикам вместо барщины переводить крестьян на оброк в натуральном или денежном виде в тех случаях, когда они не могли обеспечить крестьян достаточным для их пропитания наделом, а также тогда, когда сами не могли лично осуществлять управление своим хозяйством, считая, что необходимость платить оброк подтолкнет безземельных и малоземельных крестьян заниматься ремеслами. В.Н. Татищев предлагал применить дифференциацию податного обложения не только по отдельным территориям, но и в отношении отдельных групп налогоплательщиков, что подтверждается следующим высказыванием: «Оклад земской не токмо в разных областях, но и в одном порятка разного и состояния и по времени пременяется. 1 Торопицын И.В. Взгляды Татищева на налоговую политику Российского государства // Налоговый вестник. 2000. № 2. См. также: Tamuuqee В.Н. Избранные произведения. Л.: Наука, 1979. С. 361. 2 Торопицын И.В. Взгляды Татищева на налоговую политику Российского государства // Налоговый вестник. 2000. № 2. См. также: Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Сочинения. М.: Мысль, 1993. Т. 22. Гл. 1. С. 321.58 Глава 2. Налоги в Российской империи в XVIII в. Например, у нас иной есть на завоеванных от Швеции, иной на бездомных сарматах, яко лопаях, самоедах, остяках, и паки на подданных руских домовных и пр.»1. Татищев призывал при изменении налогообложения учитывать характер деятельности населения в той или иной губернии, чтобы более эффективно собирать налоги с податного населения.
Российская империя представляла собой многонациональное государство с различными традициями, верованиями и экономическими укладами. При осуществлении налоговой политики Татищев настаивал на учете этих особенностей. В то время как крестьяне европейских губерний платили подушную подать, народы Севера и Сибири облагались ясаком. Татищев предлагает сохранить ясачное обложение в отношении населения ряда провинций и предостерегает власть от поспешности применения подушной подати. В отношении народов, населявших современную Башкирию, он писал: «о положении их в подушный оклад; сие ныне говорить весьма оставить, но быть довольным сбором ясака и за женитьбы лошадей, которое близ того придет; и впредь о подушном окладе скоро думать не надобно, но, когда Исетская провинция и крепости от Сибири к Оренбургу устроятся и им с кайсаками коммуникация перережется, тогда положить на них ясак такой, чтоб с поголовным мало разнствовал»2. Татищев отстаивал необходимость осуществлять регулярные пересмотры окладов подушной подати с учетом изменений численности населения отдельных территорий и населенных пунктов и его благосостояния. Являясь сторонником использования откупной системы для получения косвенных доходов, он подчеркивал важность пересмотра условий деятельности откупщиков, в качестве примера приводя шведскую систему пересмотра условий откупов через каждые семь лет, ссылался на опыт римского императора Константина Великого, установившего 15-летний порядок переосвидетельствования доходов3. 1 Торопицын И.В. Взгляды Татищева на налоговую политику Российского государства // Налоговый вестник. 2000. № 2. См. также: Татищев В.Н. Избранные произведения. С. 363. 2 Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Сочинения. Т. 20. Гл. 4. С. 585-586. 3 Более подробно см.: Торопицын И.В. Взгляды Татищева на налоговую политику Российского государства // Налоговый вестник. 2000. № 2.2.4. Изменения в налоговой системе в 1725—1750 гг. 59 2.4. Изменения в налоговой системе в 1725—1750 гг. В XVIII в. налоговая система России существовала в том виде, в котором она была создана при Петре I, за исключением отдельных изменений. При императрице Екатерине I (1684—1727, императрица с 1725) в 1727 г. было осуществлено снижение размера подушной подати на 23 коп. с ревизской души, установлена возможность получения рассрочек по уплате штрафов. Создается Комиссия о подати, рассматривавшая пути совершенствования системы взимания подушной подати. В числе причин возникающих недоимок указываются сами размеры подушной подати и ее неравномерное распределение, бегство крестьян, рекрутство, неурожай, падеж скота, различные злоупотребления местных чиновников.
В связи с переводом войск из сельской местности в города и посады происходят организационные изменения во взимании подушной подати. Обязанность по сбору подушной подати возлагается на губернаторов. Комиссия о подати продолжала свою деятельность при Петре II (1715—1730, император с 1727) и была распущена в 1730 г., ее предложения не были реализованы1. В 1727 г. отменяется государственная монополия на табак и устанавливается пошлина (акциз) по 1 коп. с фунта. При Анне Иоанновне (1693—1740, на престоле — с 1730) издается ряд указов об усилении борьбы с недоимщиками. В 1731 г. полки были возвращены в уезды, и обязанность по сбору подушной подати вновь передается армии. Рекрутская повинность заменяется для податных классов повинностью денежною, а в рекруты нанимались охочие люди на деньги, собранные с известного количества ревизских душ. Существенно реформируется система взимания горной подати. 3 марта 1739 г. был издан Берг-Регламент, сохранивший все основные положения Берг-Привилегии, но заменивший V32 долю чистой прибыли двумя процентами с каждого готового сделанного металла или минерала, «хотя бы промышленники от того прибыль получали или не получали»2. 1 См.: Буланже М. Пороки подушной подати // Налоговый вестник. 1998. № 3. С. 143-146. ' 2 Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890-1907. Полутом 17. С. 249-251.60 Глава 2. Налоги в Российской империи в XVIII в. Ряд изменений производится в сфере косвенного налогообложения: торговым компаниям отдаются на откуп рыбные промыслы в Белом и Каспийском морях и селитряное и поташное производства. Казна оставляла за собой продажу вина, торговлю ревенем и закупку пеньки. В 1731 г. пересматривается тарифная система. Иностранные товары начинают облагаться по ставке 20%, а отечественные — 10%4. В 1731 — 1732 гг. «компанейцами» (откупщиками продажи водки) для недопущения нелегального ввоза водки на территорию Москвы начинает сооружаться Компанейский вал. В начале царствования Елизаветы Петровны (1709—1761/62, российская императрица с 1741) на основе Компанейского вала создается Камер-коллежский вал — земляной вал общей длиной свыше 37 км со рвом и заставами. Этот вал получил название по Камер-коллегии, ведавшей государственными доходами (главным образом косвенными). До 1754 г. Камер-коллежский вал был таможенной границей Москвы. На заставах (сначала 16, затем 18), названным по соседним местностям или дорогам, на которых они были расположены, осуществлялся досмотр ввозимых грузов и уплата пошлин и сборов, взимавшихся за ввоз товаров в Москву. Со второй половины XVIII в. на заставах, снабженных шлагбаумами, отставные солдаты проверяли документы на право проезда — «подорожные». С конца XVIII в. Камер-коллежский вал стал фактической, а с 1806 г. — официальной полицейской границей между городом, которым управляла Городская дума, и Московским уездом, которым управляло земство.
При Елизавете Петровне производятся изменения в организации купеческого сословия. «Инструкцией московского купечества старшинам и старостам с товарищи» 19 января 1742 г. поведено разделить купечество на три гильдии (при Петре I было учреждено две гильдии), из которых каждая избирает старшину, старосту и товарища на один год, причем старшины второй и третьей гильдий подчиняются старшине первой, а старосты с товарищами в каждой гильдии подчиняются старшине. На этих лиц возлагаются некоторые полицейские обязанности и взимание разного рода сборов. С 1744 г. система клеймения кубов отменяется, устанавливается акциз с вина по 3 коп., а с водки по 6 коп. с ведра2. Вводятся особые ярлыки на провоз алкогольных напитков. В 1749 г. клеймение кубов было восстановлено, а с 1750 г. вводится однообразная цена на вино, 1 См.: Буланже М. Царь повелел: «Казнокрадству не быти!» // Налоговый вестник. 1998. №1. С." 156. 2 См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890-1907. Полутом 46. С. 731.2.5. Налоговая система и налоговая политика в России во второй половине XVIII в. 61 определяемая Камер-коллегией, — по всему государству эта цена составляла 1 руб. 88,5 коп. за ведро при оптовой продаже, а при розничной («раздробительной») продаже — на 10 коп. дороже. В 1757 г. цена по оптовой продаже была увеличена до 2 руб. 23,5 коп. В 1749 г. восстанавливается государственная монополия на табак. В эпоху Елизаветы Петровны к важнейшим мероприятиям в сфере налогообложения и государственного управления в целом следует отнести осуществленную по инициативе фактического руководителя правительства П.И. Шувалова1 (1710—1762) отмену прежде взимавшихся практически повсеместно внутренних пошлин. 2.5. Налоговая система и налоговая политика в России во второй половине XVIII в. Ряд изменений в налоговой системе России был осуществлен в период царствования Екатерины II (1762—1796). Состояние государственных финансов в предшествовавший период характеризуется следующим замечанием Екатерины II: «По восшествии моем на престол Сенат подал мне реестр доходам империи, по которому явствовало, что оных считали 16 миллионов. По прошествии двух лет я посадила князя Вяземского и тайного действительного советника Мельгунова, тогдашнего президента камер-коллегии, считать доходы. Они несколько лет считали, переписываясь раз по семи с каждым воеводою. Наконец сочли 28 миллионов, двенадцать миллионов больше, нежели Сенат ведал»2. Органы государственного управления Российской империи в тот период не имели достаточных сведений не только о доходах государства, но и даже о количестве населенных пунктов (городов). В Записках Екатерины II отмечается, что в Российской империи было 10 губерний, каждая губерния была разделена на провинции, а к каждой провинции были приписаны окружные города, в которых находились воеводы и воеводские канцелярии. Воеводы не получали жалованья, и «дозволено им было кормиться с дел, хотя взятки строго запрещены были». Сенат хотя определял воевод, но число городов в империи не 1 Шувалов Петр Иванович (1710—1762) — граф, русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал (1761). Участник дворцового переворота 1741 г. Один из организаторов русской армии в Семилетней войне, усовершенствовал русскую артиллерию. 2 Записки императрицы Екатерины второй. Репринтное воспроизведение издания 1907 г. / Пер. с подлинника, изданного Императорской академией наук (С.-Петербургъ: издание А.С. Суворина). М.: Орбита. Московский филиал, 1989. С. 539.62 Глава 2. Налоги в Российской империи в XVIII в. знал. Когда Екатерина II потребовала реестра городам, то сенаторы «признались в неведении оных». Сенат даже не имел карты Российской империи. Екатерина II пишет: «Я, быв в Сенате, послала пять Рублев в Академию Наук от Сената через реку, и купили Кириловско-го печатного атласа, которого в тот же час подарила правительствующему Сенату»1. В екатерининскую эпоху прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Такое соотношение в принципе соответствовало представлениям самой императрицы о справедливости распределения налогового бремени и правильности построения налоговой системы. В Записках Екатерины II приводятся следующие положения: «В любом государстве налог наименее тяжелый это тот, который падает на товары, потому что гражданин уплачивает его, не замечая... Казенное ведомство налогов, доставляющее всю прибыль в общественную казну, несравненно менее тягостно для народа и потому более выгодно при случае, чем откуп этих же самых налогов, оставляющий часть государственных доходов в руках частных лиц. Все погибло, когда профессия откупщика становится почетной, а она становится таковой, как только роскошь вступает в силу. Допустить нескольких людей питаться на общественный счет, чтобы разорить их в свою очередь, что и применялось в некоторых государствах, это значит заменить одну несправедливость другою, или сделать два зла вместо одного»2. В период царствования Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная подать, на долю которой приходилось от 30 до 33% государственных доходов. Относительно незначительные доходы приносили подворная подать и другие прямые налоги. Подушная подать могла раскладываться общиной между членами общины по своему усмотрению. От уплаты подушной подати было освобождено купеческое сословие в связи с введением для него особого вида налогообложения — гильдейской подати. В 1794 г. подушная подать была резко повышена и дополнена продовольственным (хлебным) сбором. При Екатерине II существенно возрастают поступления от оброчного сбора. После секуляризации монастырских имений в 1762 г. значительно увеличивается число «сельских обывателей, положенных в 1 Записки императрицы Екатерины второй. Репринтное воспроизведение издания 1907 г. / Пер. с подлинника, изданного Императорской академией наук (С.-Петербургъ: издание А.С. Суворина). С. 538. 2 Там же. С. 624.2.5. Налоговая система и налоговая политика в России во второй половине XVIII в. 63 перепись и не платящих во дворец или вотчинникам». Оброчный сбор был распространен на всю эту группу и составил видную статью бюджета. Важной частью реформ Екатерины II в сфере налогообложения становится введение для купеческого сословия гильдейской подати (сбора), представлявшего собой разновидность промыслового налога. Манифестом 17 марта 1775 г. купечество было освобождено от подушной подати; принадлежность же городских жителей к купечеству была обусловлена записью в гильдиях. Гильдейская подать была процентным сбором, взимавшимся с объявленного капитала. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для включения в третью гильдию необходим был минимальный капитал в 500 руб., во вторую гильдию включались купцы с капиталом от 1 тыс. до 10 тыс. руб., а в первую — с капиталом свыше 10 тыс. руб. Лица, имевшие капитал менее 500 руб., не признавались купцами, а считались мещанами, и уплачивали подушную подать. Капитал объявлялся «по совести», и проверки имущественного состояния не производились и никакие доносы на утайку имущества не принимались. Первоначально ставка гильдейской подати устанавливалась в размере 1% объявленного капитала. Все существовавшие до этого времени частные промысловые сборы были отменены. Через 10 лет в 1785 г. было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию: для первой гильдии от 10—50 тыс., для второй от 5 до 10 тыс., для третьей от 1 до 5 тыс. руб.), но оклад налога остался тот же. При этом были более точно определены права и преимущества купцов, объем которых был сделан различным по различию гильдий. В отличие от ремесленных цехов купеческие гильдии и после 1785 г. оставались не организованными в корпорации или общины1. К концу царствования Екатерины II в 1796 г. в общей сумме доходов государственного бюджета на подушную подать приходилось 33,7%, на питейные доходы — 2,6, на соляной налог — 7, на таможенные пошлины — 8,7%2. До 1780 г. доход от гербового сбора составлял ежегодно не более 50 тыс. руб.; с 1780 по 1797 г. казна имела чистого дохода от гербовой 1 См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890-1907. Полутом 16. С. 679. 2 См.: Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. 3-е изд. М.: Госполитиз-дат, 1952. Т. 1.С. 417-418.64 Глава 2. Налоги в Российской империи в XVIII в. бумаги до 150 тыс. руб. ежегодно, что, по тогдашнему среднему курсу ассигнаций, составляло около 115 тыс. руб. серебром1. Манифестом 28 июня 1782 г. отменяется «горная свобода», а «право собственности каждого в имении его распространено на недра земли, на все сокровенные минералы и произращения и на все делаемые из того металлы». Поиск и добыча полезных ископаемых предоставлялись «доброй воли земледельца». Отменялась обязанность горнопромышленников отдавать в казну золото и серебро по определенным законом ценам, однако сохранялась обязанность по уплате горной подати в размере Vio добычи. В сфере питейных сборов осуществляются следующие изменения. С 1763 г. оптовая цена на продажу вина устанавливается в размере 2 руб. 53,5 коп. с ведра. С 1770 г. по случаю войны с турками эта цена увеличена до 3 руб., а с 1794 г. — до 4 руб. за ведро2. В 1767 г. повсеместно (кроме Сибири) вводятся винные откупа. Отдаваемые на 4 года кабаки переименовываются в «питейные дома», на которых устанавливались государственные гербы «яко на домах под нашим защи-щением находящихся». Служба откупщиков признана государственной (они — «коронные поверенные служители»). С 1775 г. местное управление откупами поручается Казенным палатам. Уставом о вине 1781 г. был отменен сбор по емкости кубов («поведерные деньги») и их клеймение, а вино стало отпускаться откупщикам только из казенных складов (магазинов) и должно было продаваться по казенной цене (впоследствии, однако, было дозволено заготовлять вино откупщикам). Доход казны после издания устава 1781 г. дошел до 10 млн руб. Право винокурения (не исключая и выделки для домашнего употребления) оставлено за дворянами. Цена на вино и условия откупа изменялись в каждое четырехлетие до 1817 г. В эпоху Екатерины II осуществляется преобразование системы управления государственными финансами. В 1775 г. учреждаются губернские финансовые органы — Казенные палаты (Указ от 7 ноября 1775 г. «Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел»). На Казенные палаты возлагалось осуществление «казенного управления» в губерниях: сбор сведений о численности населения, управление соляными и питейными откупами, учет поступлений доходов. В дальнейшем за Ка- 1 См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890-1907. Полутом 15. С. 459. 2 См. там же. С. 731.2.5. Налоговая система и налоговая политика в России во второй половине XVIII в. 65 зенными палатами остались в основном только финансовые функции: наблюдение за своевременным поступлением доходов в бюджет и расходованием средств в пределах предусмотренных для губерний ассигнований, составление ведомости доходов и расходов, ревизия отчетности. Казенные палаты проводили торги на казенные подряды и поставки, осуществляли перевод отдельных лиц из одного податного сословия в другое. При Казенных палатах находились податные инспектора и податное присутствие. В подчинении Казенных палат были губернские и уездные казначейства. Казенные палаты просуществовали до XX в. В 1780 г. создана подчинявшаяся канцелярии генерал-прокурора Экспедиция о государственных доходах (Указ от 24 октября 1780 г. «Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов»). В следующем году Экспедиция о государственных доходах была разделена на четыре самостоятельные экспедиции, из которых одна ведала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взыскиванием недоимок, недоборов и начетов. Ряд изменений в налоговую систему Российской империи был введен в период императора Павла I (1754—1801, царствовал с 1796). Созданная Павлом I в 1796 г. особая комиссия предложила заменить хлебный сбор деньгами (40 коп. с души), что должно было дать казне дополнительный доход до 5,6 млн руб. ассигнациями. По росписи доходов на 1801 — 1802 гг. вся подушная подать с крестьян равнялась 18,5 млн руб. В общей сумме обыкновенных государственных доходов на долю подушной подати и оброчного сбора, а также питейных сборов приходилось около 72%. Доходы от подушной подати и оброчного сбора составляли 39,1 млн руб., а питейные сборы — 19,1 млн руб. На долю косвенных налогов приходилось свыше 40% государственных доходов, при этом около половины поступлений от косвенных налогов давали питейные налоги. Оклад подушного налога развёрстывался общиной между членами фактически произвольно. С 1797 г. российские губернии были разделены на 4 класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения, и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады. Указом 18 декабря 1798 г. было поведено установить разные размеры оклада оброчного сбора, «сообразно с свойством земли, изобилием в ней и способами для обитателей к работам и с промыслами». Государственные крестьяне губерний I класса должны были платить 5 руб. с души, II — 4 руб. 50 коп., III — 4 руб., IV — 3 руб. 50 коп. (с 1761 г. единый размер оброчного сбора составлял 2 руб. с души).66 Глава 2. Налоги в Российской империи в XVIII в. В период правления Павла I продолжалась постепенная замена части натуральных повинностей денежными сборами. 18 декабря 1796 г. издается Указ о замене подушной подати, взимавшейся в виде хлебных сборов, денежными платежами. При Павле I осуществляется попытка вернуться к началам горной свободы. В Подмосковном и Донецком районах были обнаружены залежи каменного угля. Указом 24 августа 1798 г. всем желающим было разрешено производить разработку угля на казенных землях без платежа оброка, а на землях частных людей — «по добровольному с помещиками условию, в случае же несогласия оных — по Берг-Привилегии». Данное распоряжение не имело, однако, значительных последствий. С 1799 г. заготовление вина было предоставлено самим откупщикам, с правом хранить вино, где им угодно. Откупная система стала единственным способом взимания питейных сборов, продажа «на вере» исчезла совсем. Откупа отдавались уездами и губерниями (Казенными палатами). Платя помесячно откупную сумму, откупщик пользовался всей выручкой от продажи питей и закусок. Торги производились каждые 4 года. Еще при Петре I на ряд категорий горожан была возложена обязанность выделять помещения в своих домах для размещения личного состава воинских частей. В соответствии с Указом Павла I от 12 июня 1797 г. устанавливается система сбора средств среди москвичей на постройку казарм. Уплата этого сбора освобождала горожан от размещения солдат и офицеров в их домах. На домах плательщиков сбора прикреплялись таблички с надписью: «Свободен от постоя». На средства от указанного сбора в Москве были построены Спасские, Покровские, Красные, Крутицкие, Петровские и Хамовнические казармы. В 1797 г. установлена особая гербовая бумага для векселей. В годы царствования Павла I восстанавливается деятельность Петровских коллегий в сфере финансового управления империей (Указ от 19 ноября 1796 г.), учреждается должность Государственного Казначея (Указ от 4 декабря 1796 г.).
ГЛАВА3 Налоговая система в первой половине XIX в. 3.1. Изменения в налоговой системе в период царствования Александра I В период царствования Александра I (1777—1825, российский император с 1801) были реформированы следующие виды налогообложения: оброчный сбор, гильдейский сбор, пошлина с наследств, горная подать, гербовый сбор, питейный сбор, вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать, попудный сбор с меди, существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей (см. 3.3. Земские повинности в первой половине XIX в.), реформируется система организации сбора налогов. В 1810—1812 гг. оброчный сбор получает название «оброчная подать». В 1812 г. размер оброчной подати был увеличен по сравнению с 1798 г. в два и более раз и составил 10 руб. с души в губерниях I класса, 9 руб. — II, 8 руб. — III, 7 руб. 50 коп. — IV класса. Для целей обложения гильдейским сбором (податью) существенное значение имело изменение размеров объявляемых капиталов, установленных для отнесения купцов к той или иной гильдии. В 1807 г. размеры объявляемых капиталов установлены для первой гильдии в 50 тыс. руб., для второй 20 тыс. руб., для третьей 8 тыс. руб.; эти же нормы сохранены и «Постановлением об устройстве гильдий и торговле прочих состояний» от 14 ноября 1824 г.1 К числу крупнейших мероприятий по введению новых видов налогообложения в период царствования Александра I относятся введение в 1812 г. процентного сбора с доходов от недвижимого имущества. 14 июня 1816 г. был подписан Указ «Об упорядочении земских повинностей по содержанию почт, мостов, перевозов, дорог и присутственных мест». 1 См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890-1907. Полутом 16. С. 679-680.68 Глава 3. Налоговая система в первой половине XIX в. В XVIII в. переход недвижимого имущества по наследству подлежал обложению пошлиной. В начале царствования Александра I пошлина с наследств отменяется, причем мотивом этой меры было выставлено благоволение к дворянству. В 1808 г. пошлины с наследства по завещанию были восстановлены, но исключительно для тех случаев, когда имущество переходило к дальним родственникам помимо ближайших. Закон 1808 г. действовал до 1882 г., попытки распространить его долго оставались без успеха. В 1821 г. Министерство финансов предлагало установить налог со всех наследств в размере от */4 до 4%, но Государственный совет высказывался против этой меры как несовместной с интересами дворянства, и она не состоялась. В начале XIX столетия был осуществлен ряд реформ горного законодательства. 13 июля 1806 г. был принят проект Горного Положения, введенный первоначально на 5 лет (в виде опыта, и потому сохранивший название «проекта»). Этим законодательным актом был сделан шаг к установлению начал горной свободы на казенных землях: каждому предоставлялось право искать здесь руды и возобновлять «туне-лежащие рудники, под условием обязательной поставки руды на казенные заводы». При составлении Свода Законов Горное Положение 1806 г. было положено в основу Горного Устава, действовавшего с отдельными изменениями до 1917 г. Горный Устав представлял собой законодательный акт, содержавший 2653 статьи, определявший организацию горного управления, регламентировавший деятельность частных, посессионных и казенных заводов, устанавливавший порядок управления и заведования казенными заводами. В первой четверти XIX в. продолжает взиматься горная подать в размере десятой доли валовой добычи. С 1812 г. в России возникает частная золотопромышленность, облагавшаяся горной податью в размере 15% валовой добычи натурой. В том же году устанавливается дополнительный 3-рублевый попудный сбор с меди (отмененный в 1824 г.). Вследствие злоупотреблений откупщиков и увеличения пьянства в 1805 г. был учрежден Комитет для изыскания мер к «ограничению размножения кабаков» при сохранении питейного дохода в прежней величине, составлявшего в то время около 12 млн руб. (четвертую часть всего государственного дохода). Предположения комитета легли в основу откупных условий на 1807—1811 гг. С 1811 г. цена на вино увеличена с 4 до 6 руб. Разорение 1812 г., увеличение податей и повинностей привели к уменьшению потребления питей и к накоплению недоимок у откупщиков. В 1817 г. по инициативе министра финансов графа Гурьева был издан новый устав о питейном сборе, установивший казенную оптовую продажу вина, отданную в заведование казенных палат и уездных3.1. Изменения в налоговой системе в период царствования Александра I 69 управлений. Этим уставом акциз с водок определялся с ведра, а с пива и меда — по размеру котлов. Система государственной монополии просуществовала 10 лет (до 1827 г.). Питейный доход в 1820 г. составил 77,5 млн руб.1 В дореволюционной России с кочевых народов взималась в виде государственной подати или местного сбора, поступавших в губернские бюджеты, кибиточная подать, введенная в 1824 г. Единицей обложения служила кибитка, повозка, юрта и т.п. Размер кибиточной подати постоянно повышался: в начале XX в. ставка государственной подати достигала 4 — 6 руб. и сбора — 1,5 — 2 руб. в год. Кроме того, местные органы власти в ряде районов Средней Азии взимали арбный сбор с владельцев арб, занимавшихся извозным промыслом. В период царствования Александра I были осуществлены значительные реформы в сфере организации государственных финансов. Проекты реформ в 1801—1804 гг. составлялись Негласным комитетом, в который входили П.А. Строганов, А. Чарторыйский, Н.Н. Новосельцев и В.П. Кочубей. Одним из основных исполнителей реформ был М.М. Сперанский2. Он являлся автором нескольких проектов государственных реформ (важнейший — «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», 1803 г.). В 1809 г. по личному поручению Александра I он подготовил «Введение к уложению государственных законов», в котором рекомендовал придать самодержавию внешние формы конституционной монархии в целях предотвращения революционных потрясений. Проекты Сперанского в области денежного обращения, кредита и бюджета содержали следующие предложения: придать государственному бюджету законодательный характер; устранить бюджетные дефициты; подушные подати заменить подоходным налогом; обложить налогами лиц, пользующихся домашней прислугой, и взимать пошлины с владельцев тягловой силы; от винных откупов перейти к акциз- 1 См.: Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890-1907. Полутом 46. С. 732.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.166.55 (0.076 с.) |