![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реализация положений общедидактических принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации в адаптивном физическом воспитании.
Основными в АФВ являются принципы: сознательности и активности, индивидуализации, доступности, наглядности, последовательности, дифференциально-интегральных оптимумов, систематичности, рассеянной мышечной нагрузки, прочности. В АФВ общие дидактические принципы имеют определенные особенности, связанные со спецификой контингента обучаемых. Остановимся на каждом принципе подробнее. Принцип сознательности и активности направлен на развитие умения ориентироваться в окружающей действительности. Преподаватель строит занятие так, чтобы обучаемый мог осваивать учебный материал, правильно воспринимая действительность. Для этого цели учителя должны соответствовать потребностям и интересам ученика, быть ясными и понятными ему. В постановке индивидуальных задач учителю в значительной мере может помочь опыт педагогики Монтессори, в основе которой лежит наблюдение за ребенком и выяснение вопросов: • К какому виду двигательной активности проявляет интерес или непроизвольно обращается ребенок? • Каким инвентарем и как долго интересуется? • Какие действия, движения осуществляет он с этим предметом самостоятельно, без постороннего вмешательства? • При возможности выбора, какому виду физической деятельности, какому спортивному инвентарю ребенок отдает предпочтение? • Какие индивидуальные двигательные и личностные качества демонстрирует ребенок в своей физической деятельности? • Существует ли в двигательной активности обучаемого периодичность в течение дня, недели, месяца и т.п.? Как можно охарактеризовать периоды повышенной двигательной активности? Как долго они длятся? • Каким образом ребенок демонстрирует свое стремление к развитию? • Какие упражнения он предпочитает и в какой последовательности? • Насколько он способен сосредоточить внимание на своей деятельности? В том числе при помехах извне. Какие помехи для него наиболее значимы? • Возвращается ли ребенок к своей деятельности после того, как его внимание было отвлечено? Принцип индивидуализации. Учитель обращает внимание на возраст, пол, особенности состояния здоровья, физического развития, темперамент, личностные и характерологические качества обучаемого, его установки, ценности и интересы, наличие и качество предшествовавшей физической подготовки.
В соответствии с принципом сознательности новые упражнения необходимо начинать с обсуждения целей, задач и способов их выполнения: основных моментов действия и его составляющих, а также условий выполнения этих моментов действия; необходимо развивать осмысление построения действия, умение анализировать собственные действия и находить причины допущенных ошибок; активно практиковать задания для самостоятельного решения, стимулировать творческий подход к решению задач на основе имеющихся у ученика знаний. При этом обязательна положительная оценка успешного выполнения задания Кроме того, учителю необходимо также знать общие закономерности имеющего место у ученика патологического процесса; ориентироваться в связанных с данным заболеванием изменениях в двигательной активности; хорошо разбираться не только в физическом, но и психологическом потенциале своего подопечного (в том числе знать его реакцию на само состояние инвалидности); учитывать противопоказания, которые связаны с риском ухудшения состояния здоровья, и конкретные индивидуальные меры безопасности. В каждом случае преподавателю необходимо индивидуально решать задачи выбора: • исходного положения, рациональной оперативной позы - они должны обеспечивать устойчивость и равновесие тела в пространстве; • траектории движения (направления, формы, амплитуды), которая зависит от гибкости и точности дифференциации движений; • длительности физического действия (зависит от выносливости обучаемого); • частоты его повторения в единицу времени (зависит от скоростно-силовых способностей обучаемого); • последовательности "включения" различных мышечных групп в действие (диктуется закономерностями анатомии); • последовательности наращивания усилий; • оптимальной передачи количества движений с одного звена двигательного аппарата на другое; • последовательности движений, сочетания и согласованности движений во времени; • рационального соотношения длительности фаз напряжения и расслабления (последние 4 пункта зависят от целей занятия)
Принцип доступности заключается в том, что все средства, используемые в АФВ, должны быть адекватными уровням физической нагрузки, психомоторного развития, состоянию здоровья, функциональному состоянию двигательного аппарата, предшествующему двигательному опыту и физической подготовленности. В значительной мере доступность обеспечивается на уровне формирования кинестетического образа за счет адекватного представления о действии и выборе соответствующих средств. В этом помогают образцовая демонстрация учителем или его помощником физических упражнений, использование наглядных пособий: рисунков, макетов, схем и др. с целью создания у занимающихся наиболее полных и точных представлений, обеспечения восприятия и ассоциаций, связанных с изучаемыми движениями. Для этого желательно воздействовать на наибольшее число сенсорных систем ученика, его эмоциональную сферу, которые могут быть нарушены в зависимости от нозологии, т.е. соблюдать принцип наглядности. Обращение только к непораженным сенсорным системам сужает круг возможностей учителя в процессе формирования кинестетического образа и повышает требования к его профессиональному мастерству: возникает задача найти сходные, знакомые ученику признаки физических движений с учетом его индивидуального сенсорного и двигательного опыта. При этом, чем адекватнее личность ученика, ярче, эмоциональнее, интереснее его ассоциативные образы, тем эффективнее осваивается новый материал В АФВ учителю самому необходимо постоянно расширять диапазон сравнений и предметных заданий. Принцип наглядности обеспечивается последовательным решением следующих задач: • определение педагогических задач, решаемых средствами наглядности; • выбор используемых наглядных пособий в зависимости от функциональных возможностей сенсорных систем; • обеспечение средствами наглядности (с учетом предыдущего двигательного опыта и знаний ученика) процесса формирования кинестетического образа и последующего осмысления построения действий; • использование непосредственной и опосредствованной демонстрации как средства исправления двигательных ошибок ученика. Принцип последовательности изучения упражнений непосредственно связан с принципом доступности. При определении последовательности рекомендуется руководствоваться закономерностями переноса двигательных навыков и "врожденных автоматизмов", которые сохранились у инвалидов Это правило значительно повышает эффективность освоения новых физических упражнений. Желательно как можно активнее использовать положительный перенос двигательных навыков. Это происходит в тех случаях, когда в структуре и содержании упражнений (в их главной фазе) имеется большое сходство. Принцип находит свое отражение в широком применении подводящих и имитационных упражнений. Отмечается, что перенос навыков у инвалидов наиболее эффективен на начальных этапах обучения, когда движения выполняются в более примитивных вариантах и под усиленным контролем сознания. Не следует забывать и об отрицательном переносе, когда ранее освоенное двигательное действие мешает правильному выполнению изучаемого физического упражнения.
Принцип систематичности вытекает из принципов последовательности и дифференциально-интегративных оптимумов и базируется на закономерностях условно-рефлекторной деятельности. В связи с тем, что подготовка представляет собой сложную систему взаимообусловленных средств и методов обучения двигательным качествам, последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов двигательной подготовки, подбор и повторность упражнений — отвечать закономерностям "переноса" двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха — неизменному повышению функциональных возможностей организма занимающегося. Систематичность обеспечивается соблюдением следующих правил: • заблаговременным установлением последовательности упражнений; • оптимизацией суммарной нагрузки применяемых педагогических факторов (методов, средств, форм физического воспитания); • соблюдением последовательности обучения физическим упражнениям от главной, ведущей фазы упражнения, к второстепенной, производной фазе; • периодическим возвращением к основной фазе двигательного действия. К особенностям современного процесса воспитания аномальных детей также относятся: отказ от авторитарности, соответствие программ и технологий физиологическим и возрастным особенностям учеников, высокий уровень квалификации педагогов, использование обогащенной образовательной среды, образование разновозрастных групп
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.50.188 (0.012 с.) |