![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология методов научного исследования
В современном науковедении успешно работает многоуровневая методологическая клас-си фи ка ция методов научного познания, согласно которой по степени общности и сфере действия методы научного познания делятся на общие философские, общенаучные, отдельно научные, дисциплинарные и междисциплинарные методы исследования. Общие методы - это система принципов, приемов, имеющих общий, уни-версальний характер, являются абстрактными, строго не регламентированы, не поддаются фор-мализации и математизации и не заменяют специальных методов (методов отдель-ук). Методы отдельных наук - это совокупность способов и принципов познания, при-мел и процедур исследования, применяемых в той или иной науке. Общенаучные методы исследования можно классифицировать в зависимости от уровней познания - эмпирического или теоретического, на которых они (методы) применяются. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациона-ный момент здесь присутствует, но имеет подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичный описание, обобщение, системати-зация - характерные признаки эмпирического познания. К основным методам, которые используют-ся на эмпирическом уровне исследования, могут быть отнесены: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез. Теоретический уровень исследования связан с более глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой зако-нов, то есть с объяснением реальной действительности. К основным методам, которые используют ся теоретически исследования, могут быть отнесены: индукция и дедукция, идеализация, формализация и другие. Наблюдение - это целенаправленное, систематическое, планомерное, активное вы-учение предметов и явлений реальной действительности, находятся в естественном состоянии или в условиях научного эксперимента. Под наблюдением также понимают апробацию, обоснования выдвинутых ги-потез или промежуточных результатов исследования. Ученый использует наблюдения с целью сбора научных фактов для нахождения способа решения проблемы (весу ния и доказательство гипотезы).
Научные факты - отражены сознанием факты действительности, причем проверенные, осмысленные и зафиксированные языком науки в виде эмпирических суждений. Сравнение - один из самых распространенных методов познания, который позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Недаром говорят, что «все познается в сравнении». В результате сравнения оказывается то общее, что притом-манное ряда объектов. Разновидностью сравнения является аналогия. Аналогия - метод научного исследования; благодаря которому достигается познание одних предметов и явлений на основе их сходства с другими. Одной из разновидностей метода аналогий является метод моделирования. Моделирование - метод научного познания, основанный на замене предмета или явления, которые исследуются на их аналог - модель, содержит существенные черты оригин-лу. Измерение - это метод исследования, с помощью которого определяется число-ное значение некоторой величины с использованием единицы измерения объекта. Эксперимент - метод эмпирического исследования, основанный на активном и целенаправленном вмешательстве субъекта в процесс научного познания явлений и предметов реальной действительности путем создания контролируемых и управляемых условиях, позво-ляют выделять определенные качества, связи в объекте исследуется и многократно их воспроизводить. Эксперимент проводят: - При необходимости отыскать у объекта ранее неизвестные свойства; - При проверке правильности теоретических построений; - При демонстрации явления. Преимущества экспериментального изучения объекта сравнению с наблюдением состоят в том, что: - Во время эксперимента является возможность изучать явление «у чистом вигляди», ус-поворотом побочные факторы, которые скрывают основной процесс, - В экспериментальных условиях можно исследовать свойства объектов; - Существует возможность повторяемости эксперимента, то есть проведения испытания ния столько раз, сколько в этом есть необходимость. Абстрагирование - метод, который позволяет переходить от конкретных вопросов к общим понятиям и законам развития. Абстракция представляет собой одну из таких сторон, форм познания, когда происходит переход от чувственного восприятия к воображаемому об-раза. Иногда абстрагирован свойства и отношения связываются с известными классами объектов («метал», «натуральне число», «рослина»). В других случаях они представят ются изолированно от тех предметов, с которыми они действительно неразрывно связаны («ко-полезность», «красота», «нравственность»).
Абстракция выделяет из явления одну определенную сторону в «чистому виде», то есть в таком виде, в котором она действительно существует. Например, бывает «явища» или «закону» вообще, существуют конкретные законы и явления. Но без введения абстрактного понятия «явище» исследователь не способен глубоко понять любое конкретное явление. Процесс абстрагирования проходит два этапа. Первый этап: выделение важного в явлениях и установления независимости или несколько слабой зависимости изучаемых явлений от определенных факторов (если объект А не зависит непосредственно от фактора Б, то можно отвлечься от последнего как-существенного). Второй этап: он состоит в том, что один объект заменяется другим, более простым, который выступает «моделлю» первого. Содержание этого метода заключается в существенном отвлечении от несущественных властивос-тей, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании определенных сто-рин этих предметов, интересующих исследователя. Конкретизация - метод исследования предметов во всем их разнообразии, в какие-руется многогранности реального существования в отличие от абстрактного изучения пред-метов. Метод восхождения от абстрактного к конкретному является общей формой движения научного познания - это отражение действительности в мысленные. Согласно этому методу процесс познания как бы распадается на два относительно самостоятельных этапа: первый этап - от чувственно-конкретного к его абстрактных определений; второй этап - восхождение от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. Анализ - метод исследования, состоящий в мысленном или практическом розчлену нии целого на составные части, каждая из которых анализируется отдельно в рамках единого целого. Синтез - метод изучения объекта в его целостности, в едином взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку дает возможность совместить части предмета (объекта или явления), расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет (объект или явление) как единое эти-ле. Анализ и синтез взаимосвязаны, они представляют собой единство противоположностей. В зависимости от уровня познания объекта и глубины проникновения в его сущность приме-ся анализ и синтез различного рода. Прямой или эмпирический анализ и синтез используются на стадии поверхностно-го ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объективные и, выявления его свойств, проводятся простейшие измерения, фиксация без-посредственных данных, лежат на поверхности. Этот вид анализа и синтеза дает возможность поздна-ти явление, однако для проникновения в его сущность он недостаточен.
Обратная или теоретический анализ и синтез широко используются для вы-учение сущности изучаемого явления. Здесь операции анализа и синтеза базируются на некоторых теоретических рассуждениях, то есть предположениях и причинно-следственных связях различных явлений. Глубоко проникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетический анализ и синтез. При этом углубленно изучают причинно-следственные связи. Этот тип анализа и синтеза требует выделения в сложном явлении таких элементов, таких поле-цюгив, которые являются центральными, главными, что решающее влияние на все остальные стороны объекта. Индукция - метод исследования, при котором общий вывод о признаках мно-жини элементов выводится на основе изучения этих признаков в части элементов одного множества. Дедукция - метод логического вывода от общего к частному, то есть спо-чала исследуют состояние объекта в целом, а затем его составляющие элементы. Метод идеализации - конструирование мысленно объектов, которых нет в действительности или которые практически невыполнимы. Цель идеализации - лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств и наделить (мысленно) эти объекты определенными нереальными и гипотетическими свойствами. Формализация - метод изучения различных объектов путем отражения их структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков, например, языком ма-тематики. Исторический метод исследования является важным орудием познания общественных явлений и процессов. Его сущность заключается в изучении всех явлений и процессов в динамических ном развитии, становлении и в связи с конкретными этапами истории общества.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.197.2 (0.024 с.) |