![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и материалы исследований ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Для выявления висцеральных признаков суточного хронотипа человека был использован тест Г. Хольдебранта. Сущность этого метода такова: у здоровых испытуемых в условиях основного обмена, т.е. в утренние часы до завтрака при температурном и психическом комфорте в положении сидя определяли за одну минуту частоту сердечных сокращений (ЧСС) и частоту дыхания (ЧД). Затем показатель ЧСС делили на показатель ЧД с точностью до 0,1 с. Оценку результата проводили следующим образом: если полученный параметр соответствует 4,0 – 5,0, то испытуемый относится к аритмикам; если он превышает 5,0 – к жаворонкам, если он меньше 4,0 – к совам. Было обследовано 46 учащихся 10-х классов школы № 41 г. Норильска в возрасте 15 лет. Обследование проходило в домашних условиях с 18 по 23 ноября 2002 года. Для чистоты эксперимента было сделано по три замера в течении нескольких дней подряд. Определение психофизиологических показателей: объём кратковременной памяти и эффективности работоспособности производилось период полярной ночи 16 декабря на первом уроке (8 ч 30 мин) и последнем (15 ч 25 мин). Для изучения объема кратковременной памяти и эффективности работоспособности мы использовали методические рекомендации практикума по биологии человека В.С. Рохлова (2000 г.). Результаты исследования В ходе проведенного теста Г. Хольдебранта на выявление висцеральных признаков суточного хронотипа человека мы получили следующие результаты, которые представили в таблице №1. Таблица №1
Расчеты показали, что большая часть старшеклассников оказались либо «Аритмиками» (58,7 %), либо «Совами» (37 %), и только 4,3 % от общего числа учащихся оказались «Жаворонками», т.е. активными в утренние часы. Тогда мы сформировали две группы по 12 человек в каждой – «Аритмики» и «Совы» (подбор шёл в соответствии с нормами частоты сердечных сокращений и частоты дыхания для данного возрастного периода) и провели обследование на выявление объёма кратковременной памяти и эффективности работы. Период полярной ночи был выбран не случайно, т.к. он является естественным нарушением биологического ритма.
Мы поставили исследовательскую задачу: проанализировать насколько скажется полярная ночь на такие психофизиологические характеристики как память и работоспособность в зависимости от индивидуальных висцеральных признаков хронотипа подростков. Исследование проводили в два этапа. I этап – первый урок (начало занятий в 8 ч 30 мин), II этап - последний, восьмой урок (конец занятий – 15 ч 30 мин). В результате проделанных исследований мы получили следующие: Таблица 2. Результаты определения кратковременной памяти у группы «Сов»
Таблица 3. Результаты определения кратковременной памяти у группы «Аритмиков»
Таким образом, мы видим, что в обеих группах у 92 % наблюдается улучшение результатов объёма кратковременной памяти, а у 8 % показатель остаётся без изменений. Это подтверждает индивидуальный биологический ритм обследуемых, а значит не активность их работы в утренние часы. Учащиеся старших классов к концу последнего урока должны наоборот уставать, а показатели объёма кратковременной памяти снижаться. В нашем случае мы этого не наблюдаем. Поэтому период полярной ночи не оказывает существенного влияния на исследуемый психофизиологический показатель. При изучении эффективности работы (ЭР) по тестам в этих же группах были получены следующие результаты, которые отображены на рис. 1.
Таким образом, проведенные тесты показали высокую работоспособность в начале учебного дня и небольшое её снижение в конце последнего урока в группе «Сов». В группе «Аритмиков» мы наблюдаем совершенно противоположную картину – снижение работоспособности на первом уроке и её увеличение в конце учебного дня. Значит, период полярной ночи положительно влияет на ЭР «Сов» и отрицательно сказывается на ЭР «Аритмиков». Если в одном классе одновременно будут обучаться учащиеся с различными биоритмологическим хронотипом то эффективность усвоения материала ими будет дисинхронной. Период полярной ночи всегда отрицательно сказывался на работоспособности людей и поэтому является одним из показателей экстремального проживания. Ниши же исследования показывают неодинаковую ЭР подростков в исследуемых группах. А значит было бы целесообразно в плане лучшего усвоения материала и сохранения здоровья в экстремальных условиях Заполярья формировать учебные классы по индивидуальному суточному хронотипу. При составлении расписания учебной нагрузки необходимо также учитывая эту особенность. Для «Сов», которые проявляют наибольшую активность в период полярной ночи на первых уроках можно рекомендовать предметы математическо – естественного цикла, а во второй половине учебного дня физическую культуру и предметы гуманитарного цикла. Для «Аритмиков» расписание может быть составлено наоборот. Также необходимо в период полярной ночи учитывать и начало учебных занятий. Если эффективность работы не высока у «Аритмиков» в утренние часы, то было бы целесообразно перенести первый урок на час позже. Опыт такой работы уже наблюдался в Норильске в 90-х годах после опубликования трудов Хаснулина В.И., но с периодом политических преобразований и экономической политики России от него отказались, хотя положительные результаты такого построения учебного расписания без сомнения был. С другой стороны мы не охватили в наших исследованиях ещё одну группу – «Жаворонки», из-за маленького количества учащихся (4,3 %) обладающих висцеральными признаками этого суточного хронотипа. Поэтому сегодня мы не можем сказать, как будет выглядеть их объём кратковременной памяти и эффективность работы в период полярной ночи. Но эти исследования будут продолжены в дальнейшем. Заключение В результате проведённой исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
Список используемой литературы
«Сова» превращается в «жаворонка». Возможно ли это? Человеку на роду написано - кем быть: «совой» или «жаворонком». Это, однако, не означает, что его суточный тип будет неизменным в течение всей жизни. Известно, что большинство людей «жаворонковеют» по мере старения. Наверняка многие замечали склонность стариков рано вставать и рано ложиться спать. Они имеют все основания упрекать молодое поколение в том, что те «полуночничают, а утром их не добудишься»: как раз в период молодости процесс «осовения» достигает своего пика. Затем с годами человек легче «вписывается» в ритм общественной жизни. Помимо стремления пораньше лечь и пораньше проснуться наблюдается тенденция к сокращению времени между началом сна и первым эпизодом быстрого сна: если в юности быстрый сон впервые регистрируется примерно через полтора часа после начала сна, то в старости — через час. Фазы ритмов изменения температуры тела и секреции гормонов также постепенно сдвигаются на один—два часа вперед. Но может ли человек сам изменить свой хронотип, скажем, из «совы» превратиться в «жаворонка», или из малоспящего — в многоспящего? Чтобы не интриговать, нужно сразу отметить, что, строго говоря, такие превращения невозможны. Хронотип человека, похоже, во многом определяется его наследственностью. Но все же...
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.116.233 (0.01 с.) |