Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теории происхождения права. Основные правовые системы
Современности
К основным теориям происхождения права относят: 1) патриархальную теорию, 2) теологическую теорию, 3) теорию естественного права, 4) историческую теорию, 5) реалистическую теорию, 6) материалистическую теорию. Патриархальная теория (Аристотель). Сущность ее проявляется в тенденции объяснять возникновение государства и права естественно-историческими причинами, коренящимися в природе человека как существа, которое не может жить вне общества (государства). Исходя из этого, Аристотель выводил образование государства и права из семьи как естественно возникающей формы общения. Теологическая теория (Фома Аквинский). Согласно учению Фомы Аквинского, мир основан на иерархии форм (от бога - чистого разума - к духовному миру и, наконец, – к материальному). Во главе иерархии стоит Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Теория естественного права (Гроций Г., Лильберн Дж., Руссо Ж-Ж.). Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным. Люди рождаются свободными и равными в пра-вах. Естественные права принадлежат человеку по праву его существования. Историческая теория (Гуго Г., Савиньи К.). С точки зрения данной теории, право рассматривается как выражение духа народа, складывающегося подобно языку, постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Реалистическая теория ( Иеринг Р.). Согласно этой теории, право возникает под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. Право – это защищенный государством интерес. Материалистическая теория (Маркс К., Ленин В.И.). В основе теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Данная теория ограничивает жизнь права рамками классового общества. Материалистическая теория, провозглашая примат государства над правом, вступает в противоречие с теорией правового государства. В настоящее время выделяют следующие основные правовые системы (семьи): романо-германскую, англо-американскую, религиозно-общинные, заидеологизированные.
Романо-германская, или континентальная, правовая семья (Россия, Франция, ФРГ) сложилась в странах континентальной Европы. С XIX в. основным источником права в этой правовой семье является закон. Во всех странах романо-германской правовой семьи имеются конституции как основные законы, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституции и законам иных нормативно-правовых актов, так и в установлении судебного контроля за конституционностью законов. Англо-американская правовая семья (Англия, США, Канада). Основным источником права в данной правовой семье является судебный прецедент, т. е. нормы, сформулированные в судебных решениях. Однако это не значит, что в этих государствах нет конституций. Но в государствах данной правовой семьи судам позволено весьма широко толковать конституцию, приспосабливая ее к потребностям общественной практики. В англо-американской правовой семье нет четко выраженного деления на отрасли права. Это обусловлено тем, что судебная деятельность ориентирована, прежде всего, на решение конкретных дел, а не на формулирование общих правил поведения. Религиозно-общинные (неотдифференцированные) правовые системы существуют в ряде государств Азии и Африки в застойном виде, находятся в состоянии, которое характеризуется связанностью, религиозными, обычно-общинными регулирующими формами. Данные системы свойственны в основном застойным общественным структурам феодального или ещё более архаичного типа. Заидеологизированные правовые системы со структурной стороны близки религиозно-общинным (неотдифференцированным) правовым системам. В отличие от них эти системы присущи современному уровню цивилизации и во многом связаны с тем, что призваны юридически оправдать доминирование в обществе методов насилия, прикрыть авторитарные, диктаторские режимы.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.92.199 (0.007 с.) |