Вопрос №33. Территориальное общественное самоуправление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №33. Территориальное общественное самоуправление.



 

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) сочетает прямое волеизъявление граждан через собрания и конференции, решающие вопросы, входящие в компетенцию ТОС, и самоуправление через органы ТОС.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Таким образом, ТОС объединяет жителей не всего поселения — городского или сельского, а его части. Это может быть подъезд многоквартирного жилого дома; целый многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Следует различать территориальное общественное самоуправление и другие добровольные территориальные объединения граждан, создающиеся в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» (органы территориальной общественной самодеятельности). У тех и других формирований есть общие черты — добровольность учреждения, территориальный признак, организационно-правовая форма при государственной регистрации как некоммерческой организации. Но! Органы ТОС у чреждаются большинством граждан, проживающих на данной территории. А органы общественной самодеятельности могут создаваться и меньшинством населения. Деятельность органов ТОС о граничивается исключительно вопросами местного значения. А органы общественной самодеятельности м огут заниматься другими, например политическими, вопросами.

Общественное территориальное самоуправление, не имея свойств публичной власти, служит как бы общественно-властным «продолжением» местного самоуправления, входит в этом качестве в его систему.

Если Федеральный закон No 154-ФЗ ограничился общей характеристикой ТОС, установив, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации, то Федеральный закон № 131-ФЗ непосредственно закрепляет основы статуса территориального местного самоуправления, усилив тем самым федеральные правовые гарантии этой формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, и установил, что порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения для ТОС необходимых средств из местного бюджета определяются уста- вом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Законодательные акты субъектов Федерации теперь исключены из числа источников правового регулирования ТОС.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органо м поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.

Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента реги- страции устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответству- ющего поселения. Порядок этой регистрации определяется уста- вом муниципального образования и (или) нормативными правовы- ми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Полномочия собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

 

Полномочия органов территориального общественного самоуправления:

 

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

 

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

 

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

 

Согласно Закону дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

 

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 

При этом, будучи самостоятельными формированиями, органы ТОС могут не ограничиваться только хозяйственной деятельностью, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей населения, на чем делает акцент Закон, но и вести работу по другим направлениям, связанным с решением вопросов местного значения.

 

Работа органов территориального общественного самоуправления весьма разнообразна как по своему функциональному содержанию, так и по объему. Та же хозяйственная деятельность может быть различной у органов ТОС, являющихся юридическим лицом или не обладающих его правами. Будучи юридическим лицом, орган ТОС может создавать объекты коммунально-бытового назначения в соответствии с законодательством за счет собственных средств, добровольных взносов, пожертвований населения, иных юридических и физических лиц. Органы ТОС могут осуществлять функции заказчика по строительным и ремонтным работам, производимым за счет собственных средств.

Взаимоотношения с органами МСУ:

1) нужды ТОС удовлетворяются с помощью МО заказов

2) Уставы ТОС регистрируются в органах МО

 

Порядок создания:

 

1. Создаётся инициативная группа

2. Она обращается в представительный МО (сообщает об инициативе + определяют границы)

3. Представительный орган проводит собрание или конференцию.

4. Принимается решение о создании ТОС.

5. Представительный орган МО своим решением утверждает границы.

 

 

Порядок прекращения:

 

а) По решению собрания/конференции.

б) По решения суда.

 

Чем ТОСы отличаются от ТСЖ? ТСЖ - функционирует только в рамках членства в рамках жилой собственности, де юре они разграничены. У ТОСа компетенция та же самая, что и у МСУ. А у ТСЖ - компетенция уже, в рамках вопрос коммунального обеспечения у них одинаковая компетенция, однако же у ТОСа компетенция много шире. В итоге с точки зрения юриспруденции можно провести границы, но с точки зрения факта все намного сложнее, на практике если есть ТСЖ, то нет смысла создавать ТОСы.

 

В ТОСах нет критерия членства, есть территориальный признак. Какая вообще природа у ТОСа? Частно или публично-правовая?

 

Публично-правовая:

 

а) ТОС создается на части территории МСУ, если мы там создали 1 ТОС, то второй создать уже нельзя. В итоге у нас публичное явление, поскольку на территории может быть только один ТОС.

б) К тому же это форма осуществления МСУ - то же признак публичной власти.

 

Частно-правовая:

 

а) Может осуществлять свою деятельность в виде некоммерческой организации.

б) У нас с одной стороны законодатель говорит, что ТОС создается по территориальному признаку, с другой - на основе добровольности.

 

Еще важно: с одной стороны ТОС - форма осуществления МСУ, с другой - в виде юридического лица. Почему законодатель так смешанно определяет природу ТОСа? Зачем ему статус юридического лица? Для вступления в гражданско-правовые отношения.

 

В чем тут вообще проблема? В концепции юридического лица, по классике - это чисто гражданско-правовое понятие. Как только появляется новое явление, мы выбрасываем его из оборота. Почему не вписывается? Это субъект публичной власти же, публично-правовым образованием мы его назвать не можем, но и юридическим лицом тоже нельзя, поскольку юр лицо - форма индивидуального проявления каждого гражданина. В итоге здесь появляется некая новая организационно-правовая форма, некое образование, которое является коллективом, которое должно выступать в гражданско-правовом обороте. Цивилисты же говорят, что пока ты не дойдешь до гражданского оборота - ты никто. Суммируя, проблема в нашем узком понимании явлении юридического лица. К тому же юридическое лицо требует еще отчетности + взрослые боятся, думая, что их будут разводить. Потребность ТОСа - в том, чтобы их признали в качестве субъектов как таковых, не юр лица в ГП понимании, но просто субъекты. ТОСы говорят, что мы хотим по своему статусу быть территориальным общественным самоуправлением, а не какой-то общественной организации - самая большая проблема ТОСов. ТОСы хотят просто позиционировать себя как субъект, а не как юр лицо, мы существуем изначально, а не с момента организации. Люди просто хотят работать вместе, но не иметь при этом статус юридического лица. Эти люди не хотят быть субъектами экономического оборота, им это не надо. Все проблемы ТОС исключительно отсюда.

 

МСУ пользуется механизмом принуждения государства, у них нет своего механизма. У ТОСа нет принудительно-властных полномочий, однако есть иные способы - тут публичная власть основана на авторитете и взаимозависимости. То есть, это публичная власть, основанная на авторитете. Баженова считает, что право может быть без принуждения, поэтому ТОСы и могут быть публичной властью, просто нужно смотреть шире на публичную власть. Тут проблема в нашем правосознании, мы застопорились на том, что публичная власть - только принуждение. Публичная власть - не только власть государства. Если же рассматривать узко, то действительно ТОСы - общественное управление.

 

+ Из выступление с Олимпиады по МП касательно ТОСов.

 

Если мы обратимся к практике, то увидим что в Республике Коми сравнительно недавно было создано 35 ТОСов, из них одиннадцать имеют юридический статус. Многие главы сельских поселений пытались описать ситуацию, происходящую в их регионе. Большинство из них утверждают, что ТОСы фактически уже существовали, просто они не назывались ТОСами. То есть самоорганизация граждан была проявлена вне зависимости от государственной и муниципальной власти. Чаще всего складывается, что именно в отдаленных населенных пунктах люди быстрее самоорганизуются, потому что им не на кого надеяться, кроме как на самих себя. Первый ТОС в поселении образовался в самом отдаленном от административного центра населенном пункте. Он и по настоящее время не регистрируется как юридическое лицо. Из этого можно сделать вывод, что граждане действительно нуждаются в этом институте, но они не получают от органов власти той поддержки, которая им нужна для должного стабильного функционирования. Их круг деятельности должен быть расширен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.128.226 (0.044 с.)