Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Задачи формирования связной речи как средства общения. Формирование диалогической формы речи.
Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает законченную тему (т. е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой. Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, монографию, доклад, отчет и т. п., а в условиях школы — развернутый устный ответ учащегося на поставленный учителем вопрос, письменное сочинение или изложение и т. п. В отдельных случаях к связной речи может быть приравнено отдельное предложение, если оно отвечает требованиям законченности, цельности (например, загадка) и даже отдельное слово. В методике начальной школы приняты следующие виды упражнений в связной речи, принадлежащей самим учащимся: а) развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы); б) различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и лексики, если высказывания учащихся (устные или письменные) в основном отвечают указанным выше требованиям; в) записи по наблюдениям (если они не единичны, а ведутся систематически), ведение дневников природы и погоды; г) устный пересказ прочитанного в его различных вариантах; д) устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану или сюжету и т. п.; е) рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти; ж) импровизация сказок (обычно — устно), начатки литературно-художественного творчества — сочинение стихов, рассказиков; з) письменные изложения образцовых текстов (художественных, публицистических, научно-популярных); и) перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и пр.) как устно, так и письменно; к) различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, иллюстрирования прочитанных рассказов, воображаемая экранизация прочитанных произведений или собственных рассказов; л) письменные сочинения разнообразных типов;
м) статейки в газеты, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, дружеские письма; н) деловые бумаги: объявления, заявления, адреса, телеграммы, деловые письма и т. п. В приведенном списке представлена речь и устная, и письменная; преобладает речь монологическая, однако есть и диалоги; материал самый разнообразный: от наблюдений, собственных почти документальных записей в дневнике по наблюдениям самих учащихся до живого, творческого воображения в рассказах и импровизируемых сказках; широко представлен материал, почерпнутый из книг; язык — от поэтического текста, заученного наизусть, до лаконичного языка телеграммы; жанры: от простого повествования о происшедшем, о наблюдаемых событиях до драматизированного рассказа. Некоторые упражнения выполняются в строгих условиях урока, иные — дома. Различна и степень самостоятельности учащихся при составлении текстов: от подражания данным образцам до творческого сочинения, свободного рассказывания.' Все это разнообразие дается учащимся почти без теории, практическими способами. Естественно, что только четкое планирование речевых упражнений на длительный срок (так называемое перспективное планирование) позволит, с одной стороны, избежать частых повторений одних и тех же видов работы, с другой — не пропустить чего-либо важного. Разнообразие упражнений в связной речи соблюдается, во-, первых, в источниках материала, в тематике, во-вторых, в жанрах, в-третьих, в особенностях языка, в-четвертых, в типах самих упражнений. По степени самостоятельности и творческой активности упражнения в связной речи делятся на упражнения «по образцу», конструктивные упражнения, творческие упражнения. Последние приобретают здесь преобладающее место: большинство перечисленных выше упражнений выполняется без образца и без конструктивного задания. Редкий урок проходит без пересказа, поэтому особенно опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, осознание задач каждого вида, варьирование подготовки к пересказу оживляет уроки, придает им целенаправленность, повышает интерес школьников к чтению в конечном итоге совершенствует уровень их речевого развития.
Изложения — это письменные пересказы образцовых текстов. Как известно, если упражнение выполняется письменно, то к нему предъявляются более высокие требования — и к содержанию, и к логике, и к композиции, и к языку. Следовательно, роль письменных изложений состоит в том, чтобы время от времени на фоне постоянной и разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы, тщательно проверены. В сущности, любой вид пересказа мог бы быть выполнен письменно. Однако трудность изложений по сравнению с устными пересказами, а также медленный темп письма учащихся в начальных классах вынуждают учителя задавать учащимся для письменного изложения тексты и размерами меньше, и композиционно проще, и доступнее по языку, чем для устного пересказа. Программа предусматривает для I класса изложение небольшого текста (*30—40 слов) под руководством учителя по вопросам или по данному плану из 2—3 пунктов; для II класса — изложение текста (40—60 слов) по плану, составленному коллективно, из 3—5 пунктов; для III класса — подробное и сжатое изложение текста из 70—90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменением формы. Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно переданные детьми, способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. В этом смысле изложение полезно рядом с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния просторечия и диалектов. Письменное изложение оставляет глубокий след в душе школьника, поэтому тексты следует брать высокоидейные, отражающие героические страницы жизни советских людей, картины родной природы, достижения советской науки, техники, культуры. Темы изложений должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение. Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу и изложению. Прежде всего в пересказе должна звучать живая речь самого учащегося; это значит, что образец не должен слепо копироваться, зазубриваться. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а отчасти и синтаксические конструкции, взятые из образца. На первый взгляд эти требования противоречат друг другу. Следовательно, нужно определить границы того и другого. Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста. В результате такой работы слова и обороты речи присваиваются школьником, становятся своими, во время пересказа он не напрягается, стараясь вспомнить то или иное предложение образца, а строит их сам, стремясь точнее и полнее передать усвоенное содержание. В этом случае повышается уровень самостоятельности и познавательной активности учащихся, повышается творческий элемент в пересказе. Учитель следит за обязательным употреблением тех слов, которые встретились в этом рассказе впервые или в каком-то новом, необычном сочетании; наблюдает за использованием изобразительных средств языка, фразеологических единиц, следит за тем, чтобы сохранился стиль образца (например, сказки). Учитель как бы регулирует степень влияния образца, задавая пересказ после однократного или двукратного чтения или прослушивания, после разбора, в необходимых случаях возвращаясь к чтению с целью улучшения пересказа.
Содержание работы по расширению, актуализации и активизации словарного запаса учащихся начальных классов. Отбор словаря связывается непосредственно с темой урока. Слова включаются в тематический словарь, который подлежит усвоению. В словарной работе должен использоваться и тот речевой материал, который учащиеся приобретают самостоятельно. Поэтому наряду с накоплением словарного запаса большое значение имеет постепенное углубление и расширение содержания уже знакомых детям слов.Тематический словарь из класса в класс усложняется.В подготовительном и I классах учащиеся овладевают преимущественно словарем с конкретным значением. Постепенно в речь детей вводятся новые слова, обозначающие менее знакомые предметы, действия, качества. Возрастает доля слов с отвлеченным значением. Учащиеся должны научиться употреблять не только существительные, глаголы, прилагательные, но и наречия, числительные, местоимения.Каждое новое слово должно усваиваться посредством осмысления его значения в словосочетаниях. Только в словосочетании можно уточнить конкретное значение слов и различные формы связи между словами, с помощью которых они включаются в предложение.Для того чтобы слово закрепилось в речи и учащиеся научились активно его использовать, необходимо создавать в процессе обучения условия для частого его употребления. С этой целью организуются различные предметные ситуации с определенным подбором наглядно-дидактического, игрового, иллюстративного материала, способствующего уточнению и активизации словаря, вовлечению его в речевое общение. Эта работа должна подвести учащихся к правильному употреблению, слов по смыслу и по возможности к отчетливому их произношению.В тех случаях, когда ученик не может правильно произнести слово, можно ограничиться приближенным его произношением, но с обязательным требованием правильного произношения гласных звуков и соблюдением порядка и количества слогов в слове.Во II и последующих классах предусматривается знакомство учащихся с многозначными и обобщающими словами, словами с противоположным и близким значением (антонимами и синонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской.Ученики III—V классов учатся выбирать наиболее подходящие по значению слова для более точного выражения мысли. Все шире используются синонимические средства. Так как активизация словаря у детей происходит медленно, то их следует специально учить правильному словоупотреблению, группировке слов по смыслу и формальным (лексико-грамматическим) признакам,формированию связей между различными лексическими группами слов.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.). Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях Подготовительный класс Накопление словаря, необходимого для полноценного общения на основе расширения ориентировки детей в окружающей их обстановке, ознакомления с природным окружением, с некоторыми пилениями общественной жизни. Называние предметов, действий, которые дети непосредственно воспринимают в окружающей их действительности. Называние деталей, частей предмета. Правильное понимание значений используемых слов. Точное соотношение их с объектами окружающего мира. Различение сходных предметов по существенным признакам.
Понимание и употребление в разговорной речи слов со значением: уменьшительности-ласкательности (существительные с суффиксами -ик, -ок, -к: столик, грибок, машинка); пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда), а также посредством предлогов в, на, обозначающих местонахождение, направление действия, перемещения; признака предмета по цвету, величине, форме, вкусу, состоянию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый) и признака действия (писать красиво); временных отношений (сейчас, утром). Личные и указательные местоимения (я, ты, он, она, оно, этот, тот). В 1 классе Работа над словом Понимание и употребление в речи слов, выражающих поручения, приказания. Слова — названия предметов, действий, признаков предметов, признаков действий, время действий, с которыми дети постоянно сталкиваются в быту, учебе, при знакомстве с природой, общественными явлениями. Понимание обобщающих значений слов. Один предмет в разных ситуациях (щетка — зубная, для чистки одежды, обуви, для подметания полов; складывать — цифры, одежду, учебные вещи). Понимание и правильное употребление слов со значением уменьшительности-ласкательности, увеличительности (существительные с суффиксами -ик, -ок, -к, -чек, -очк, -ечк, -иц); слов, обозначающих животных (существительные с суффиксом -онок, енок); лиц по роду их деятельности (существительные с суффиксами -ист, -щик, -чик, -ниц(а), -тель, -арь); движение, признаки предметов по цвету, форме, величине, вкусу, весу, температурным Свойствам, качеству и противоположных им по значению (твердый— мягкий); признаки действия (быстро, весело, хорошо); время действия (утром, вечером, сегодня): Выделение и название частей отдельных предметов. Распределение названий предметов по группам. Знание и употребление видовых и родовых обозначений. Выработка умений пользоваться словом и правильной грамматической формой в зависимости от ее значения в составе предложений. Во 2 классе Уточнение, обогащение и активизация словаря, обозначающего названия предметов, признаков, действий. Умение ставить вопросы к словам. Правильное употребление видовых и родовых слов-названий; слов, обозначающих имена собственные, имеющих только единственное или множественное число (молоко, сливки), несклоняемых (пальто, метро), объединенных по общности признака, указывающих на лиц по роду их деятельности, профессии. Правильное использование слов, обозначающих признаки предметов по"качеству (мягкий, твердый); по весу (легкий, тяжелый); но сезонности (зимний, осенний); по материалу, из которого он сделан (резиновый, металлический); по принадлежности (лисий, медвежья); по степени сравнения качеств предметов (белый, белее); по уменьшительно-ласкательному названию качеств предметов (новенький, голубенький). Правильное употребление слов, обозначающих действия предметов, с наиболее распространенными приставками: в-, во-, вы- в значении движения внутри или изнутри; при-, у-, от-, под- в значении удаления или отсутствия; пере-, про-, до- — в значении перемещения; раз-(рас-), с-(со-), за- — в значении направления действия в разные стороны, сближения, соединения; на-, вз- (вс-), с- — и значении движения вниз, вверх, по поверхности предмета; о-(от-) —в значении движения вокруг предмета. Понимание смысловых оттенков слов. Сопоставление слов, обозначающих незавершенное действие и завершенное (глаголы с приставками на-, вы-, по-, с-). Соотнесение слов-действий с одушевленными и неодушевленными предметами. - Употребление возвратных глаголов, притяжательных местоимений. Правильное употребление слова в различных контекстах (идти куда? где? в чем? с кем? (с чем?). Сопоставление и группировка слов с 'общим корнем, приставкой, суффиксом, близких и противоположных по смыслу. Различение простейших случаев многозначности слов. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словам В 3 классе Активизация ранее усвоенных слов. Употребление их в различных контекстах. Употребление в речи слов, обозначающих: предметы, имеющие абстрактное и отвлеченное значение (явления природы, события и т.д.: шелест, героизм, подвиг); действия или признаки (бегство, молодость); много людей или вещей как одно целое (родство, молодежь). Употребление слов, обозначающих завершенное действие (глаголы совершенного вида с приставками). Употребление слов, указывающих на степень качества предмета (сравнительная и превосходная степень прилагательных). Употребление в речи слов, обозначающих, оценку или степень действия, образ или способ действия, время иди место свершения действия и отвечающих на вопросы как? каким образом? (по-товарищески, пешком); когда? (всегда, иногда); где? куда? (дома, наверх); как? до какой степени? (достаточна, доверху). Различение многозначности, переносного значения слова (тупой топор, тупой нос лодки, тупой взгляд, тупая боль). Подбор и группировка слов с приставками, суффиксами, относящимися к разным частям речи. Подбор и группировка слов, близких и противоположных по смыслу. Использование их в собственной речи. Выбор наиболее точного слова для выражения мысли. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике. В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии. Содержание словарной работы в дошкольном возрасте прежде всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.240.40 (0.045 с.) |