![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологизация социальной работыСтр 1 из 21Следующая ⇒
НОУ ВПО РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет гуманитарных технологий Кафедра социальной работы
С.В. Мельников
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Учебное пособие (по направлению 040400.62 - социальная работа)
Москва, 2015 г
Мельников С.В. Технология социальной работы: Учебное пособие. – М.: РосНОУ, 2015. – 173 с.
Учебное пособие обсуждено на кафедре социальной работы.___.________________. 2015 г.
Содержание пособия соответствует программе курса «Технологии социальной работы». Все темы сведены до минимума, знания которого необходимо и достаточно для успешной сдачи экзамена. Суть темы отображена в схеме или таблице. Во втором разделе пособия представлены тестовые задания, предназначенные для проверки уровня усвоения знаний. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа.
© РосНОУ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Качество образования в области социальной работы определяется как органическое единство интеллектуальных, психических, коммуникативных, технологических и иных знаний, умений, навыков и компетенций, которые выпускник после окончания вуза способен эффективно реализовывать в профессиональной деятельности в соответствии со своей образовательной квалификацией.
Известно, что важнейшей частью образования в области социальной работы является качество организации учебно-воспитательного процесса, где особая роль отводится соблюдению технологического процесса обучения. В федеральном государственном образовательном стандарте, в учебных планах и программах определена логика изучения направления. Решение проблемы подготовки будущих бакалавров социальной работы невозможно без качественного учебно-методического обеспечения процесса обучения, качественного проведения лекционных и семинарских занятий, организации и проведения практики. Процесс формирования специальных знаний при изучении технологии социальной работы предполагает овладение студентами не только системой понятий технологии социальной работы, но и умениями мыслительной деятельности, которое возможно лишь через специальную организацию их деятельности в обучении. Ведущим фактором при этом выступает содержательный компонент, структурирование которого опирается на ряд условий: 1. Содержание темы должно представлять собой укрупненную дидактическую единицу (УДЕ), единицей которой выступает понятие курса «Технологии социальной работы», находящиеся во взаимосвязи с другими понятиями. 2. Структура учебного материала должна быть рациональной и экономичной с точки зрения ее усвоения и хранения в долговременной памяти студента. 3. Учебный материал должен быть сгруппирован и выстроен как аппарат учебно-познавательной деятельности, успешное усвоение которого обеспечивало бы поступательное развитие познавательной деятельности студентов, их творческих возможностей и способностей. В учебном пособии представлены схемы основных понятий курса «Технологии социальной работы». Включенные в содержание пособия схемы позволяют достичь как ситуативного, так и долгосрочного эффекта в осмысление понятий и категорий социальной работы. Кроме того, содержание темы отражено в таблицах.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 – Социальная работа. Функции социальной работы Диагностическая – изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза. Прогностическая – программирование и прогнозирование влияние на объект социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов. Предупредительно-профилактическая – приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация различной помощи слабо защищенным слоям населения, предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности. Правозащитная – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения. Социально-педагогическая – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных и творческих союзов. Социально-психологическая – различные виды консультирования и коррекция межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся. Социально-медицинская – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работа по планированию семьи, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, формирование ЗОЖ. Социально-бытовая – способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.п.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта. Коммуникативная – установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб. Рекламно-пропагандистская – организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека. Нравственно-гуманистическая – придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев населения в обществе. Организационная – содействие работе социальных служб на предприятиях и учреждениях, по месту жительства, привлечение к их работе общественность, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению.
Рис. 2.1 - Функции социальной работы
Рис.2.2 - Классификация технологий в социальной работе в зависимости от уровня
Рис. 2.3 - Характеристики технологий социальной работы
Рис. 2.4 - Этапы разработки технологии социальной работы
Рис. 2.5 - Этапы и операции технологического процесса Социальная диагностика
Рис. 3.1 - Принципы социальной диагностики
Рис.3.2 – Классификации социальной диагностики
Рис.3.3 - Этапы социальной диагностики
Рис.3.4 - Методы социальной диагностики
Рис.3.5 – Задачи социальной диагностики
Рис.3.6 – Требования к выбору диагностических методов Социальная работа с семьей
Рис.7.1 – Цели и задачи социальной работы с семьей
Рис. 7.2 - Функции социальной работы с семьей
Рис.7.3 – Социально-педагогическая модель деятельности с неблагополучными семьями Патронаж (от французского patronage – покровительство) – вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и семей группы риска. Включает в себя постоянный социальный надзор, регулярные посещения патронируемых клиентов на дому для оказания им различных видов помощи социальными работниками. Основной целью социального патронажа является комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации и восстановлению социального статуса семьи. Задачи социального патронажа. 1. Исправление свершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи. 2. Социальная реабилитация семьи. 3. Профилактика социального неблагополучия, предупреждение возможных кризисов. Многочисленные проблемы семьи требуют использования разных видов патронажа. Социально-экономический патронаж предназначен для улучшения материального положения клиентов патронажа, но данный вид помощи должен носить строго регламентированный характер, применяться в экстренных случаях, так как длительное или необоснованное оказание помощи способствует превращению клиента в социального иждивенца. Социально-психологический патронаж – помощь в решении психологических проблем семьи и отдельных её членов. Осуществляется в отношении клиентов, находящихся в состоянии дезадаптации и эмоционального напряжения и предполагает психологическое консультирование, помощь в развитии социальных навыков (постинтернатный патронаж). Социально-педагогический патронаж – выявление трудностей в обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин. Предполагает помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, способствует вовлечению детей в деятельность, в которой они смогли бы реализовать свои интересы, таланты. Медико-социальный патронаж – помощь в получении специализированных медицинских услуг. Социально-правовой патронаж – юридические консультации, оформление документов, представительство интересов семьи в суде. Решение комплекса проблем патронируемой семьи предполагает гибкое использование различных форм и методов социальной работы, видов социального патронажа.
Рис.7.4 - Цели проведения социального патронажа Профилактики сиротства Социальные технологии профилактики сиротства рассматриваются как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе с детьми-сиротами). Технологии социального типа, социальные технологии профилактики сиротства подразделяются на субъектные, деятельностные и средовые виды технологий. Разноуровневая направленность технологий профилактики социального сиротства, их разнофункциональный и разнозадачный характер, а также дифференцированность областей реализации тех или иных технологий обусловливает и обеспечивает уровневый характер их классификации. Уровневость технологий определяется на основе применения трех базовых критериев оценки каждой из них. Общеотраслевые технологии (ООТ), которые не являясь специфическими социальными технологиями профилактики сиротства, реализуют в объектно-предметной сфере свой потенциал. Эти технологии в значительной мере универсальны, всеобщи, проявляются в любом секторе социальной сфере. Это – инвариантные технологии, обладающие теоретико-методологическим потенциалом по отношению ко всем другим технологиям. Их инвариантность обеспечивается их неизменностью, константностью при изменении характера познавательно-преобразовательных процессов, сфер приложения, видов деятельности. Межотраслевые технологии (МОТ) также не относятся к группе социальных технологий профилактики, хотя реализуют свой потенциал в сфере социально-педагогической работы. Их отличие от общеотраслевых технологий заключается, во-первых, в том, что если ООТ обладают свойством уникальности и выступают в статусе инвариантных технологий познавательной и преобразовательной деятельности, то МОТ, обладают специфическим потенциалом. Их перенос в социальную сферу дает позитивный результат, так как предлагает специалистам технологии «гармонизации», «гуманизации», «индивидуализации», «дифференциации», «интеграции», «совершенствования», «формирования», «оптимизации» и др. Отраслевая группа технологии (ОТ) весьма специфична, так как в одних случаях технологи пересекаются, дублируя друг друга, в других случаях – дополняют друг друга своим потенциалом. К таким технологиям относятся, например, технология «социальной адаптации», «социальной реабилитации», «социально-культурной анимации», «социальной поддержки», «социально-педагогического сопровождения», «социального обеспечения» и т.д.
Рис. 8.6 – Цели деятельности по профилактике социального сиротства
Рис. 8.7 – Задачи деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей
Рис. 8.8 - Принципы деятельности по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей Таблица 8.2 Воспитанников детского дома Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот в интернатом учреждении представляет собой деятельность, направленную на создание оптимальных социально-психолого-педагогических условий, способствующих успешному воспитанию, обучению, развитию детей-сирот и их социализации. Сопровождение ориентировано на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. В процессе сопровождения создаются условия для самостоятельного, творческого освоения детьми системы отношений с миром и с самим собой, а также для совершенствования каждым ребенком личностно значимых качеств. Формы и содержание сопровождения вторичны по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Идея психолого-педагогического сопровождения включает в себя единство диагностической, коррекционно-развивающей, реабилитационной, психопрофилактической и консультативной работы. Целью программ психолого-педагогического сопровождения является создание в рамках учреждения интернатного типа условий для максимального личностного развития и обучения каждого ребенка. Модель социально-психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в детском доме является интегративной, т.е. включает в себя ряд других моделей, определяющих условия эффективного функционирования всех подсистем детского дома, ориентированных на работу по социальной адаптации детей-сирот: 1. Характеристика выпускника детского дома, описываемая черех ключевые (ведущие) социальные и социально-психологические компетенции, определяющая систему оценки уровня адаптации детей-сирот. 2. Система взаимодействия традиционных и специально-организованных служб детского дома и их деятельности по реабилитации и сопровождению детей-сирот в учреждении. 3. Система внешних коммуникаций детского дома, обеспечивающих оптимальные условия социальной адаптации детей-сирот. 4. Функционал и профессиональная компетентность специалистов, осуществляющих работу с детьми-сиротами в детском доме. В соответствии с этим, модель психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях детского дома включает следующие основные компоненты: 1) экспертно-прогностический; 2) диагностический; 3) содержательно-технологический; 4) организационно-управленческий; 5) кадровый (рис. 8.13).
С детьми-сиротами Социально-педагогическую деятельность можно определить как педагогическую деятельность в условиях дефицита и факторов риска, отражающихся на ребенке. В самом общем виде социальные дефициты могут быть разделены на дефициты в условиях жизни (отсутствие семьи, родителей, которые по разным причинам не могут выполнять свои функции и др.) и дефициты взаимодействия личности (ребенка) с обществом (родителями, группами, социальными институтами). Социальная деятельность с целью компенсирования указанных дефицитов имеет характер санкций и помощи. Оказание со стороны помощи индивиду является основной характеристикой социально-педагогической деятельности[8].
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.245.245 (0.108 с.) |