![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерные черты западноевропейской философии XVII века. Эмпиризм френсиса бэкона.
17 век в Западной Европе – период интенсивного развития мануфактурного, промышленного производства, которое было связано с все более широким использованием техники. Потребности промышленного производства, совершенствования техники требовали освоения различных видов энергии механической, а затем и тепловой. Эти социальные потребности стимулировали и определили быстрое развитие естественнонаучного знания. Конец 16-17 в. Период становления и развития науки в современном понимании этого слова: становление экспериментального и математического естествознания. Первый значительный результат: создание классической механики. Становление и развитие науки в 17 веке явилось тем существенным фактором, который и определил особенности, характерные черты философии этого времени, ее основные центральные проблемы. Становление естественно математической науки связано, прежде всего, с идеями ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЯ (1564-1642 гг.) Им был написан ряд работ, одна из основных: «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой» (1632 г.). Говоря о вкладе в механико-математическое естествознание нужно отметить: 1. Со времен Аристотеля и вплоть до конца 16 века считалось, что мир иерархичен, существует качественное различие областей пространства, существует «естественные места» и «неестественные места» тела. В противоположность Аристотелю Галилей выдвигает идею однородности пространства и времени. Все точки пространства качественно тождественны, равнозначны и в этом смысле пространство однородно. Отсюда следует, что все законы природы одинаково действуют в различных точках пространства, т.е. законы природы (например, законы механического движения) действуют одинаково во всех точках пространства, иначе говоря, законы природы универсальны, носят всеобщий характер). 2. Согласно классификации наук Аристотеля физика и математика никаким образом не связаны: физика есть наука об изменяющемся, о процессах движения, математика – наука о неподвижном, статичном. Начиная с этой идеи Аристотеля вплоть до 16 века математика и физика развивались независимо друг от друга. В отличии от Аристотеля Галилей исходил из того, что различия в процессе механического движения носят количественный характер, законы природы выражают количественные отношения. Именно поэтому Галилей и показал возможность и необходимость использования математики для познания выражения законов природы. Начиная с работ Галилея начинается и история математического естествознания. Возрастание роли мат.методов является одним из фундаментальных закономерности развития науки. 2 тенденция в науке – ее все большая теоретизация.
3. Начиная с физики Аристотеля признавалась важная роль чувственно-опытного познания (в философии это идея сенсуализма), хотя в философии начиная с Парменида и существовала идея о том, что чувственно достигнутое знание может быть ошибочным, в отличии от логического. Галилей не отрицая важную роль чувственного познания в развитии науки (наблюдение, эксперимент) показал и важность абстрактно-логических методов достижения нового знания. Речь идет о мысленном эксперименте, о методах идеализации. Именно таким логическим путем Галилей пришел к одному из основополагающих законов механики – закону инерции. С точки зрения физики Аристотеля тело находится в движении только благодаря воздействующей силе. Дальнейшее развитие естествознания и вообще науки связано с неуклонным возрастанием именно абстрактно-логических методов познания. Развитие естественнонаучных знаний делало все более актуальной проблему методов получения истинного знания. В связи с этим в философии 17 века одной из центральных проблем становится проблема методов получения истинного знания. Почему проблема методов познания явилась именно проблемой? Проблема метода связана с тем, что процесс познания противоречив: он включает и чувственно-опытно и абстрактно-логическое в процессе получения знания. Причем и чувственно-опытным и абстрактно-логическим путем возможно получения нового знания. Возникает вопрос: на что следует ориентироваться, стремясь получить истинное знание, метод получения истинного знания должен ориентироваться на чувственно-опытное или абстрактно-логическое, как метод должен их сочетать? Стремление решить проблему метода привело философию 17 века к разработке противоположных концепций познания.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17 ВЕКА. Родоначальником эмпиризма в философии 17 века был Френсис Бэкон (1561 – 1626 гг.) Основная работа – «Новый органон» (у него есть и социально-утопическая работа «Новая Атлантида»). В учении о познании Бэкон исходит из концепции английского номинализма: окружающий мир, на который направлено познание человека есть многообразие единичных чувственно воспринимаемых вещей. Эти вещи обладают объективными свойствами, подчиняются объективным закономерным причинно-следственным связям. Цель познания – получение знаний об общих, существенных свойствах и причинах этих вещей. По своей исходной установке учение Бэкона – материализм и признание познаваемости мира (хотя материализм Бэкона не был достаточно последовательным и сочетался с мотивами деизма). Бэкон уделял очень большое внимание достижению научного знания и полагал, что деятельность человека определяется именно этим. «Знание и могущество человека совпадают. В какой мере человек познал природу, в такой мере он и могущественен». Бэкон рассматривал человека как слугу природы. 1. Хотя человек и обладает разумом, способным получить истинные знания, эти способности человека во многом скованы различными предрассудками, которые Бэкон называет идолами. Таких идолов он выделяет 4: a. Идолы рода – те общечеловеческие, родовые особенности человека, его органов чувств, которые ограничивают познание. b. Идолы пещеры – субъективные, индивидуальные особенности человека, которые ограничивают его познание. c. Идолы площади (рынка) – социально-психологические факторы, сковывающие познавательные способности человека (различного рода предрассудки, стереотипы). Особо Бэкон обращает внимание на неправильное использование языка, отдельных слов, что затрудняет понимание между людьми. d. Идолы театра – преклонение перед авторитетами, догмами. Если человек осознал вред этих идолов, то дальше встает вопрос какой путь познания выбрать: 1. Устранить предрассудки 2. Какой путь познания избрать: a. Путь паука – стремление в процессе познания все извлечь из разума, подойти к процессу познания умозрительно. b. Путь муравья – накопление многообразных фактов без их умственного обобщения. c. Предпочтителен – сочетает в себе и получение извне определенных данных и их логическую обработку, обобщение и получение знаний. Путь пчелы. Когда выбран путь встает вопрос каким методом пользоваться на этом пути познания: 3. Выбор конкретного метода. Чтобы на пути пчелы достичь истинное знание, необходимо использовать эмпирико-индуктивный метод, который и обеспечит получение истинного знания об общих свойствах и причинах вещей. На основе чувственного восприятия единичных вещей (эмпирически) человек получает многообразные опытные данные, относящиеся к единичным вещам. Посредством абстрактно-логических операций чувственно-опытные данные анализируются, обобщаются и посредством этого достигается знание общих существенных черт некоторого класса вещей. При этом происходит движение мысли от частного (данных о единичных вещах) к общему. Однако индуктивный метод имеет определенные слабые стороны: в научном познании как правило индукция оказывается неполной, т.е. невозможно получить чувственно-опытные данные обо всех (полностью) предметах некоторого класса. В результате знание оказывается вероятностным, но не абсолютно достоверным.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.118 (0.009 с.) |