Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука как феномен человеческой культуры
В современном понимании науку принято рассматривать как одну из составляющих (наряду с искусством, моралью, правом, идеологией, религией и т. д.) духовной культуры человечества. Существует множество определений науки, суть которых сводится к тому, что наука – это система сознательной деятельности людей, направленная на получение объективных (или истинных) знаний об окружающем мире и систематизацию накопленной в процессе этой деятельности информации. Пользуясь современным языком, можно добавить, что систематизация информации в общем виде включает в себя ее получение, обработку, хранение, кодирование и передачу по каналам связи. Существует несколько подходов к определению времени возникновения науки. Перечислим их. ♦ Наука, если таковой можно считать опыт приобретения и передачи практически полезных знаний, начала развиваться около 2 млн. лет назад, в каменном веке. ♦ Наука как доказательное и систематизированное знание, возникла в V в. до н. э. в античной Греции. ♦ Наука как совокупность экспериментально-математических методов в сочетании с обобщениями физического и математического типов возникла в ХVI–ХVII вв. Указанные точки зрения отражают, по сути, ход эволюции науки от «зародышевого» состояния к всесторонне развитому, самостоятельному феномену духовной культуры. Справедливо будет считать, что наука как специфический вид деятельности ученых-одиночек существует с V в. до н. э., а как полноценное явление, составляющее неотъемлемую часть общественной жизни, – с ХVII в. Общей основой возникновения и развития научного знания является изобретение человеком письменности, которое относится к эпохе неолита (конец IV – начало III тысячелетия до н. э.), когда хозяйственная жизнь перешла от стадий дикости и варварства в стадию цивилизации. Появление письменности, которую по праву следует считать одним из важнейших созданий человечества, знаменовало собой начало перехода от донаучного магического и мифологического знания к систематизации наблюдений, обобщению опыта и последовательному изучению закономерностей природы. Человек во все времена задумывался об окружавшем его мире, его возникновении, устройстве и развитии. Первоначальные представления о природе формировались в виде мифов, которые отражали основные гипотезы своего времени. Так, древнейшие мифы о возникновении упорядоченного мира (космоса) из дезорганизованного, беспорядочного хаоса оказали серьезное влияние на воззрения античных натурфилософов, и в частности Аристотеля, о делении мира на совершенный небесный космос и несовершенный земной мир. В конце ХХ века наука на новом качественном уровне вернулась к проблеме возникновения порядка из хаоса.
Следует отметить, что научное знание в своем «младенческом возрасте» существовало и развивалось в неразделенном, синкретичном виде, и хотя в античный период, безусловно, наметилось выделение знаний о природе в отдельную область, по настоящему самостоятельным естествознание стало лишь во времена Галилео Галилея и Исаака Ньютона. Именно тогда, в период становления классического естествознания, стала очевидной наивность умозрительных гипотез о «совершенном» космосе. Новый взгляд на окружающий мир стал опираться на выводы экспериментального естествознания, в частности научной астрономии. Теперь он действительно стал отражать естественно-научную картину мира. Идея принципиального единства мира перешла на новый уровень развития и нашла свое конструктивное воплощение в концепциях глобального эволюционизма и самоорганизации материи. Эволюция Вселенной свидетельствует о наличии всеобъемлющего динамического процесса нарастания упорядоченности материи, проистекающего на всех уровнях ее подсистем. При этом в соответствии с концепцией самоорганизации механизмы перехода материальных структур в более упорядоченное состояние имеют общую основу и единый алгоритм. Следует, однако, подчеркнуть, что объективно действующая в природе общая тенденция нарастания неупорядоченности (энтропии) ограничивает протекание эволюционных процессов в пространстве и во времени. Поэтому, чем выше уровень упорядоченности, достигнутый эволюционирующей материей, тем с меньшей вероятностью осуществляется следующий эволюционный скачок. Эти важнейшие особенности современной естественно-научной картины мира не только определяют методологию обобщения самого разнообразного научного знания в единую и последовательную систему, но и являются мощным фактором сближения естествознания и гуманитарных наук.
Из концепции глобального эволюционизма вытекает также и особенность современной научной картины мира, представляющей собой более общее понятие. Она состоит в историчност и, а значит, принципиальной незавершенности любой научной картины мира. Одним из проявлений историчности является преемственность научного знания, состоящая в том, что всякая новая научная теория не отвергает полностью предшествующую, а включает ее в себя в качестве частного случая или устанавливает для нее ограниченную область применимости. Это положение, сформулированное выдющимся датским физиком Нильсом Бором, носит название принципа соответствия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.65 (0.013 с.) |